БИТЛЗ - это, пожалуй, самая русская группа. По той простой причине, что нигде она не была так любима, как в СССР. Они открывали дверь в совсем другой мир и дарили чувство невероятной свободы. Об этом можно прочитать в воспоминаниях, пожалуй, каждого второго советского музыканта. Однако есть среди этого сонма несколько книг воспоминаний, в которых авторы попытались не только показать, как Битлы повлияли на их жизнь, но и на становление юношеских чувств. Вместе с тем они сделали своеобразную попытку показать, что же такое «советская битломания». Вот эти книги: воспоминания поэта и музыканта Сергея Лазо «Концерт для одинокого голоса с неслаженным оркестром», «Восемь рук, чтобы обнять тебя» от лидера группы «Оптимальный Вариант» О! Чилапа (укрывшегося под творческим альтер-эго Дёма Кныш), «Во всём виноваты «Битлз», написанная ударником золотого состава «Машины времени» Максимом Капитановским и творение главного битлоВама всея Руси Коли Васина «Рок на русских костях».
Последние два автора практически ровесники, Олег Чилап младше их более, чем на десять лет, а Сергей Лазо удачно вписался между ними. Поэтому, когда Николай, Макс и Сергей впервые услышали битловскую музыку из радиоприемника, то были уже подростками, в то время как Олег был еще дошколенком. Но вот впечатления от этого прослушивания они получили совершенно одинаковые. «Это была какая-то Музыка. Или Лавина. Или Землятресение. Или Тот Свет» - так про это говорит как раз Олег Чилап.
Читаешь вроде об одних и тех же фактах, но у всех у них своеобразная эмоциональная окраска. Первое знакомство было у всех разное, но вот ощущения очень похожие. Музыка безвозвратно изменила что-то в каждом из авторов, сделав их не такими, как они были прежде. Всего за секунду до того, как не знали, что в мире есть БИТЛЗ.
После такого жизнь уже не могла быть прежней. И она понеслась. Попытка узнать из прессы, как зовут битлов (Сергея Лазо приводит заметку из советской газеты с таким состав участников: Рауль Маккартней, Георг Нарризон, Джон Ленков и Ранчо Старр) и сколько их в группе вообще. Первые линялые фото, переснятые уже не менее десятка раз. Сделанные на слух записи текстов в тетрадях. Но самое главное – это ИХ МУЗЫКА. Её ловили по радио. Доставили фирменные пласты у тех, чьим родственникам посчастливилось побывать за границей. Многократные перезаписи на рентгеновских снимках и пленках.
Следующим, вполне логичным, шагом стало то, что все авторы-герои решили сами играть музыку. Макс Капитановский почти сразу попал в состав «Машины Времени». Группа Сергея Лазо называлась «Анютины глазки» и репетировала в морге. Олег Чилап поведал интереснейшую историю школьной группы его старшего брата под говорящим названием «Битлз, подвиньтесь!» Коля Васин был большим другом каждому музыканту ленинградско-московского андеграунда и организатором неимоверного количества битловских фестивалей, но сам так не в одну грппу и не вошел. Музыка БИТЛЗ навсегда объединила этих людей не только друг с другом, но и с множеством тысяч таких же по всему Советскому Союзу.
В этой связи важен факт, что все указанные книги были выпущены практически одновременно. И если их прочесть в правильном порядке, то мы как раз и получается биография этакого среднестатистического советского битломана.
Олег Чилап описал в своей книге советско-битловское детство. Здесь есть все, что должно быть. Школьные годы со всеми проделками и ощущениями того, что всё происходит в первый раз. Все атрибуты на месте и они действительно делают рассказ добрым и уютным. При этов в сопровождении самой подходящей для этого музыки. Его повествование заканчивается первым любовным полетом девятиклассника. Это логично: время земляничных полян и яблочных лет уходит – впереди совсем другая жизнь.
О ней-то мы и узнаем от Сергей Лазо. Он описывает студенческую жизнь, полную музыки, путешествий, первой любви, постижении ценностей и первых разочарований и потерь. Но здесь ощущение той безграничной свободы, которое дарит молодость, наполняя все вокруг невероятными ощущениями и самыми светлыми и добрыми эмоциями. Самое прекрасное время, чтобы собрать первый еще полупрофессиональный ансамбль, который ставит своей целью не просто играть музыку, а доказать что-то с её помощью, утвердиться в сложном и постоянно меняющемся мире.
История Максима Капитановского - это повествование уже сформированого человека, которого музыка сопровождает неотрывно. В его книге уже армейские и гастрольные истории. А ещё про то, на какие ухищрения шли музыканты различных ВИА для того, что бы в их репертуаре оказалось что нибудь из БИТЛЗ. Повествования получились разные, но все они добрые и по-особому наивные. Да и может ли человек, получивший энергетический заряд от БИТЛОВ написать как-то иначе?
А вот Коля Васин, благодаря своей эмоциональности, сумел рассказать о душе всего этого явления. Что чувствовал человек, когда он слушал БИТЛЗ, какие эмоции и впечатления у него появлялись. Так восторгаться каждым прослушанным звуком может только тот, в кого эта музыка вселилась до основания. Незря же почитание БИТЛЗ было для него сродни религиозному чувству, вылившееся в конечном итоге в идею возведения Храма Мира и Любви им. Джона Леннона. Потому его книга в большей степени не текст, а причудливый коктейль из фотографий, рисунков, коллажей и манифестов.
Не знаю встречались ли авторы-герои все вместе, хотя знакомы они были абсолютно точно. Тем не менее, написав такие искренние книги, вдохновленные Битловской музыкой, они точно пересеклись в каких-то более высших сферах. Своими воспоминаниями они словно дополнили друг друга, показав, насколько важными и значимыми являлись творчество БИТЛЗ для формирования их (да и не только) как личностей.
БИТЛЗ дали всем нечто до сих пор до конца не познанное. Именно поэтому они по-прежнему меняют окружающий мир в лучшую сторону. К такому выводу приходят все три указанных автора. Особенно, когда описывают впечатления от посещений российских и украинского концертов Пола Маккартни. Эта важная веха словно завершила БИТЛОвский круг сансары в нашей стране. Пусть и один из них, но вернулся туда, где их творчество было чем-то большим, чем просто музыкой.
Спустя 15 лет после выхода этих книг судьбы авторов-героев сложились по разному. Сергей Лазо - заслуженный деятель искусств Украины, пишет пьесы, стихи и тексты песен для попсовых «звёзд», его произведения переводятся на множество иностранных языков. Максим Капитановский скончался в 2012 г. от рака. Коля Васин погиб в 2018 г. за месяц до запланированной нашей с ним встречи. Думается, что они много еще могли успеть в деле распространения БИТЛЗ-безумия. Но теперь придется это уже делать без них. Что как раз прекрасно удается Олегу Чилапу, которого теперь справедливо можно назвать одним из ведущих битловедов нашей страны. Раз в две недели на радио выходит его заеБИТЛСкая передача. Желаем ему процветания и еще долгих Яблочных лет!