Найти тему
Поликсена Торопецкая

"Седьмая симфония" исполнена без фальши, хотя и с некоторыми помарками. О новом сериале

Оглавление

С каждым новым фильмом о блокаде все труднее становится поразить зрителя, который уже представляет себе масштабы бедствия и теперь просто смотрит на эти трагические события глазами очередного режиссера, с большей или меньшей степенью правдивости рассказывающего свою историю.

Кто-то для оживления сценария добавляет детективную линию (сериал «Ладога»), кто-то обходится бытописанием в той или иной степени правдивости (сериал «Ленинград», где все дело портит неправдоподобно толстый Михаил Ефремов в роли блокадника).

Раньше, когда правда о блокаде не афишировалась, было проще поразить неискушенного зрителя.

Вот, скажем, фильм «Жила-была девочка» (1944 года) режиссёра Виктора Эйсымонта, который снимался в ещё блокадном Ленинграде, так поразил меня в детстве в самое сердце, что я до сих пор помню его в мельчайших деталях – а все потому, что тогда впервые для меня открылся этот ужас.

И еще, видимо, степень правдивости – а съемки-то велись в натуральных условиях, на фоне действительно разрушенных зданий, изуродованных улиц – была так высока, что пробирало до мурашек.

Сейчас все иначе. И до нас, осведомленных, все труднее достучаться, и режиссерам, не знавшим битв, сложнее отделить правду от вымысла, взять в фильме точную ноту, не сфальшивить.

Вот и сериал "Седьмая симфония"

режиссера Александра Котта, произведение канала «Россия», занял свое место в череде фильмов. И опять у меня вопрос, что происходит: то ли авторы эксплуатируют тему, то ли отдают дань памяти, приоткрывают может быть не очень известную страницу блокадной истории?

Я приступила к просмотру с определенной долей скепсиса, но, должна сказать, что под конец первой серии уже начала сочувствовать происходящему на экране, а для меня собственная эмоциональная вовлеченность – первый показатель правильности произведения.

Про Карла Элиасберга

я знала еще со времен музыкальной школы – как-то запала мне в душу история исполнения Седьмой симфонии Шостаковича в осажденном городе. Но знала в общих чертах, без подробностей. А вот они-то и оказались важны в фильме, эти детали – характера, поведения, окружения, атмосферы.

Справка

Карл Ильич Элиасберг, в 1937—1950 годах — главный дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета. Носил, между прочим, звание «лейтенант административной службы».

Во время блокады оркестр был единственным в городе, каким-то чудом он давал концерты – всего более 400 – и выступал по радио, а 9 августа 1942 года исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, которую тот начал писать еще в блокадном городе, а закончил уже в эвакуации.

Затем симфонию переслали в Ленинград, и было решено исполнить ее именно здесь - как говорил драматург Вишневский, сидевший тут же, в блокаде, «женщины Ленинграда, красьте губы!» Назло врагам.

Сюжет

И вот именно вокруг этого момента раскручивается история сериала: оркестр есть, но для симфонии не хватает исполнителей, их начинают разыскивать по городу и прилегающим к нему фронтам. Такое построение сюжета и позволяет рассказать о судьбах довольно большого количества людей.

Вполне естественно, что именно дирижер Элиасберг и является главным персонажем фильма, этот перфекционист, по-немецки дотошный, для которого, по словам М.Л. Ростроповича, «между жизнью и смертью нет ничего, кроме музыки».

Очень удачен, на мой взгляд, выбор актера на эту роль – Алексей Гуськов, сдержанный, властный человек, сфокусированный на музыке и, как это ни покажется невероятным, даже несколько отрешенный от происходящего – а вокруг-то блокада.

Кадр из фильма. Скрин автора
Кадр из фильма. Скрин автора

Когда один из музыкантов (актер Т. Трибунцев) опаздывает на репетицию, а на вопрос Элиасберга о причине опоздания отвечает, что у него умерла жена, дирижер, на секунду запнувшись, коротко бросает: «Чтобы это было в последний раз», и я верю, что при всей дикости фразы (для обычного человека), Элиасберг не только мог так сказать, он и должен был сказать именно так.

Кадр из фильма. Скрин автора
Кадр из фильма. Скрин автора

Вот, кстати, именно такие детали фильма и отличают его, на мой взгляд от потока ширпотреба.

Как и то, что Боярская, наконец-то без ядовитой губной помады на пол лица, сама играла на флейте – при озвучании было, конечно, профессиональное исполнение, но ведь видно, играет ли актер сам или просто показывают крупным планом чьи-то руки.

Кадр из фильма. Скрин автора
Кадр из фильма. Скрин автора

Вообще, она совершенно не раздражает здесь – то ли ее не так много, то ли она не играет светскую красавицу, то ли произошло погружение в тему – ведь, по словам актрисы, ее семья очень пострадала в блокаду, - но была она здесь вполне органична.

И великая музыка, и стихи Ольги Берггольц в исполнении В. Толстогановой – это опять глоток свежего воздуха, опять наше «нет» ширпотребу:

Здесь шумел когда-то детский лагерь

На веселых ситцевых полях

Все в ромашках, пионерских флагах,

Как тебя любила я, Земля

Это фронт сегодня. Сотни метров

До того, кто смерть готовит мне

Но сегодня тихо. Даже ветра

Нет совсем. Легко звучать струне

Вот за эту память и хотелось бы сказать спасибо авторам, ведь хотя бы сейчас, когда обо всех героических летчиках, разведчиках и танкистах уже снят не один десяток фильмов, вспомнили и о простом лейтенанте административной службы Карле Ильиче Элиасберге, и о рядовой необученной Ольге Федоровне Берггольц, незаслуженно забытой, тонкой талантливейшей поэтессе, которую Ахматова называла «бедолагушка Ольга» и относилась к ней со всей нежностью, на которую была только способна.

В. Толстоганова в роли Ольги Берггольц. Скрин автора
В. Толстоганова в роли Ольги Берггольц. Скрин автора

Половник дегтя

Почитав после просмотра очередной серии рецензии на сериал, я узнала, что сценаристы, как оказалось, перекроили действительность – то ли по незнанию, то ли по недосмотру. И что же там?

А у жены Элиасберга Надежды Бронниковой в реальности был не младший, а старший брат, вот ведь незадача. И к сестре он приехал легально, еще до войны, так что замут с доносом и арестом был выдуман исключительно для интриги и обострения противостояния двух антагонистов: Элиасберга и лейтенанта НКВД Серегина, приставленного за ним присматривать. Ну и что, даже если это так? Фильм-то не документальный.

Кадр из фильма. Скрин автора
Кадр из фильма. Скрин автора

Но самое ужасное несоответствие – это то, что педант-дирижер сжег в духовке гуся, ну вот не могло такого быть, не соответствует психологическому, понимаете, портрету.

Да? А углубленный в свои мысли и идеи творческий человек разве не мог отвлечься? Да запросто.

Кадр из фильма. Скрин автора
Кадр из фильма. Скрин автора

Но что особенно впечатлило, так это целое исследование, посвященное папиросам: здесь обсуждаются и сорта папирос, которые могли быть доступны или нет в осажденном городе, и то, какие именно папиросы мог себе позволить небогатый лейтенант НКВД (уже смешно, похоже на воспоминания Ф. Раневской «Я родилась в семье небогатого нефтепромышленника»), и сколько папирос в день мог выкурить блокадник без вреда для здоровья, я просто снимаю шляпу перед въедливостью автора статьи.

Видно, что зарплату он получает не зря.

Конечно, здорово, когда в кино все взаправду, а не понарошку, но ведь такие фильмы крайне редки, а, на мой взгляд, атмосфера фильма и вовлеченность в него зрителя все же важнее таких вот мелких недосмотров.

Кто-то еще может сказать – фильм затянут. Здесь я, пожалуй, соглашусь, эффект был бы большим, подсократи автор серию-другую, ведь вместо размазывания мы получили бы концентрат, сгусток эмоций, событий, переживаний.

Но все же, я бы сказала этому сериалу «да». К просмотру годен.

А что об этом думаете вы, уважаемые читатели? Смотрите ли вы сериал? Нравится ли он вам?

Размышления автора о некоторых произведениях современной кинематографии и тесты о кино можно найти здесь: #кино рт