Найти тему
за холмами

О постмодерне в современной музыкальной культуре

Оглавление

Прослушивая очередные релизы рэп-исполнителей в ночь с четверга на пятницу, в который раз я поймал себя на мысли о том, что рэп-жанр во всем своем широком проявлении переживает глубочайший концептуальный кризис.

Теоретический экскурс

Здесь стоит сделать небольшое отступление, и прояснить значение слова «постмодерн» в заголовке данной статьи непосредственно в том смысле, в каком применяю его я.

Постмодерн, постсовременность в искусстве - явление, отрицающее ценности модерна, то есть во многом метанарративы и традиционные консервативные институты (семья, Государство и т.д.). Сегодня больше не существует объективной истины, какая была в ХХ веке в эпоху тоталитарных режимов. Человек сам выбирает для себя смысл жизни, потому что все смыслы жизни сегодня равноценны. Соответственно, и искусство больше не подвержено дихотомиям правильное/неправильное, плохое/хорошее, утилитарное/бесполезное. Искусство просто существует, и каждый из нас выбирает как на него реагировать.

Однако, вместе с размыванием всевозможных мыслимых и немыслимых границ в искусстве (а также политике, социальной структуре, духовном мире) постмодерн приносит вместе с собой обесценивание, повторяющуюся однотипность, шаблонность, дефицит уникальности, а, следовательно, и деградацию в современное искусство.

Почему рэп - музыка постмодерна?

Предпосылки

Вернемся к музыкальной индустрии. Прежде всего, индустрии! Обратим свой проницательный взор на рэп-жанр, который за последние 30 лет стал чуть ли не синонимом современной музыки. Но почему так получилось? Отвечая на этот несложный вопрос кратко, необходимо, во первых, заметить, что хип-хоп, а далее и рэп-жанр появились как раз в эпоху постмодернистскую. Для того чтобы to rap (читать рэп) требуется минимальное мыслимое оборудование: читающий рэп (опционально с микрофоном) и ритмичное музыкальное сопровождение (записанная музыка или друг-битбоксер). Если обладать таким набором, то уже получается автономная боевая творческая единица.

Таким образом, порог входа на музыкальный рынок колоссально снижается, а значит пропорционально этому повышается конкуренция, которая, спойлер, в дальнейшем приводит нас к смысловому оскудению и кризису жанра. Банальная логика рынка. С течением времени повышается качество аудиотехники. И наконец, глобализм, кстати, еще одно порождение постмодерна, а вместе с ним распространение Интернета и информации в нем хранящейся и потребляющейся, выстилают нам тропинку туда, где мы находимся сейчас - к кризису жанров, не только рэпа. Подтверждение этому - любой рэп-релиз недели.

А какие темы на протяжении 30 лет транслировались американскими рэп-исполнителями? Как раз постмодернистские, отрицающие индустриальные вызовы модернизма, а именно описание повседневной (часто, конечно, вымышленной) жизни независимого индивида, творца и так далее в сторону абсолютной уникальности, а значит и абсолютной важности личности. Здесь я бы вспомнил о сказанном ранее феномене исчезновения объективной истины и появления равноценных субъективных истин. Говоря простым языком, стало можно (и модно) говорить о любом феномене, и это будет кем-то, да котироваться именно потому что общество дефрагментировано, расколото на миллиард индивидов с собственным «уникальным» мнением. Искусство либерализовалось, как того и хотело западное общество, но в итоге мы получили вместе со свободой самовыражения, шаблонный и ироничный звуковой фон в наших наушника, который некоторые называют музыкой.

Теперь к менее абстрактным вещам. Заходя издали, скажу, что рэп в СНГ, и вообще в незападном мире, всегда был придатком американской музыкальной индустрии. С этим бесполезно, да и бессмысленно спорить. Все тренды и форматы, рождавшиеся в штатах, неизбежно обыгрывались, часто посредственно и халтурно, у нас. Но о чем заявляют сегодняшние рэп-авторы, в частности в России? Обо всем и ни о чем.

Диспозиция смыслов в российской рэп-музыке

Благодаря отрицанию предыдущих ценностей, главными чертами искусства постмодерна является, пожалуй, отсутствие серьезности и самоважности произведения. Знаменитое «искусство ради искусства». Действительно, если мы включим на своем гаджете почти любую рэп-композицию из чарта Вконтакте, например, то услышим повествование о вещах, в основном, материальных, которые зачастую выдуманы, и рефлексировать над которыми современный человек не хочет, потому что «все это уже было»: обладание деньгами, предметами роскоши, половые отношения с легкодоступными девушками или мужчинами, употребление наркотиков. В 2010 году можно было кого-то этим удивить, однако в 2021 такая манифестация своего творчества помещает рэп-исполнителя в список третьесортных артистов.

Не хочется быть моралистом. Такая диспозиция смыслов в культурном пространстве - голый факт. Российские рэп-исполнители заимствуют и интерпретируют то, что интерпретировала новая школа рэп-музыки в США у старой школы рэп-музыки в США. И, казалось бы, все с этим смирились, да и что в этом такого? Но сейчас мы становимся свидетелями еще большего размывания.

Стоит по-настоящему оценить иронию ситуации - в самом нарративном музыкальном направлении теряется нарративность. За последние, пожалуй, два года в России появилась новейшая школа рэпа (постянграша) - РНБ Клуб, Mellon Music и причастные. Наполнение их композиций - это несвязанные друг с другом рифмующиеся строчки об употреблении наркотиков, половых актах и других вещах, находящихся под маркерами либо «запретно», либо «недоступно» (классический смысловой модус в рэп-жанре). Но люботно другое: вместе с этим часто встречаются и намеренное лингвистическое изменение слов - например, смена ударения только лишь для того, чтобы получилась рифма. То есть, не субъект подстраивается под систему - не рэп-артист подбирает рифму в рамках употребления языка, а субъект деконструирует и создает новую систему - рэп-артист меняет язык чтобы получилась рифма. На наш взгляд, очевидный постмодерн.

Некоторыми российскими исполнителями (Lovv66) уже заимствуется формат исполнения «панх-монаха» и признанного трендсеттера американской новой школы рэпа Playboi Carti: просто издавать звуки (эдлибы) в такт музыке на протяжении половины композиции. Кстати, эдлибы, наравне с бэк-вокальными вставками в рэп-композициях были придуманы для того, чтобы слушателю не было скучно, а имплицитно для отсрочивания кризиса жанра.

Но осудить смысловое наполнение современной рэп-музыки мы не в праве по причине субъективности морали в постмодерне. Нет правильных или неправильных тем, о которых можно говорить в идейно деконструированном обществе и публичном пространстве. Именно поэтому те, кого сегодня принято называть бумеры, не понимают и осуждают ту музыку, которую слушают их внуки - они не могут подстроиться под парадигму постмодернистского искусства, для них морально неприемлемо обсуждать те темы, которые были запрещены Другим во времена их юности.

В качестве заключения

Перед тем, как сказать заключительную мысль, я хотел бы обратить внимание читателя на некоторую современную особенность времени, а точнее его ощущения. Дело в том, что темпоральность ускоряется. Меняется ощущение времени - как будто оно идет быстрее. Показательный пример: в социальной сети TikTok сейчас воспроизводится тренд, в котором пользователи романтизируют и ностальгируют время 2016-2017 гг., то есть событий, которые были всего лишь 4-5 лет назад. Причиной этому служит увеличение потоков информации. Каждый день мы потребляем новости, песни, общаемся в digital-пространстве (то, чего не было каких-то 40 лет назад) и так далее. А значит, потребляем в десятки раз больше информации, чем, например, молодежь 1980-х гг. У каждого из нас может сложиться ощущение, что за последние 5 лет произошло больше событий, чем, например, в период 1920-х гг. прошлого столетия. Однако, разумеется, это не так. Такое ощущение складывается из-за общедоступности информации, и зачастую ее выпячивании в информационно поле.

Для музыкальной индустрии эффект тот же. Новые жанры появляются с все меньшей периодичностью, а значит все труднее придумывать новые форматы, рождать новые идеи и смыслы.

Что ждет самый популярный жанр в ближайшем будущем? Последствия постмодернистского следа для музыкального искусства довольно, на наш взгляд, противоречивы. С одной стороны, рэп-культура безостановочно деградирует: творчество стало шаблонным, жанр начал поедать сам себя. Но с другой стороны, повышается ценность и уникальность тех, кто способен рождать уникальные идеи и транслировать их. Так или иначе, нам остается только наблюдать, а точнее внимательно и вдумчиво слушать.

Если тебе, читатель, интересна современная культура и философия, как и мне, то можешь подписаться!