Найти в Дзене
Мир гуслей

У нас голубь, у вас голубка или коротко о сватовстве.

А мы с вами всё о русской свадьбе! В прошлый раз определились с выбором молодых, а дальше что? Дальше сватовство. Семейным советом выбирали сватов и свах, чтоб засылать в дом невесты. Иногда это были приглашённые со стороны люди, профессионалы, умеющие сватать, иногда кто-то из родни брал на себя такую важную роль, например, крёстные. От них требовалось не только в краткие сроки уговорить, “уталакать” родителей невесты, но ещё и соблюсти множество тонкостей! Сватов выбирали красноречивых, с чувством юмора, остроумных, но при том солидных и представительных. С дохристианских времён сватовству уделялось важное внимание, весь процесс должен был проходить в благоприятные дни и сопровождаться множественными защитами от “порчи” и ещё какого “зла”. Шутка ли, судьба молодых людей решается! День выбирался “лёгкий”, зачастую, суббота или воскресенье. Сваха вставала из-за стола родителей жениха, “из-за хлеба и соли” и отправлялась к невесте. В некоторых губерниях прежде надо было помолиться, а ж

А мы с вами всё о русской свадьбе! В прошлый раз определились с выбором молодых, а дальше что?

Дальше сватовство. Семейным советом выбирали сватов и свах, чтоб засылать в дом невесты. Иногда это были приглашённые со стороны люди, профессионалы, умеющие сватать, иногда кто-то из родни брал на себя такую важную роль, например, крёстные. От них требовалось не только в краткие сроки уговорить, “уталакать” родителей невесты, но ещё и соблюсти множество тонкостей!

-2

Сватов выбирали красноречивых, с чувством юмора, остроумных, но при том солидных и представительных. С дохристианских времён сватовству уделялось важное внимание, весь процесс должен был проходить в благоприятные дни и сопровождаться множественными защитами от “порчи” и ещё какого “зла”. Шутка ли, судьба молодых людей решается! День выбирался “лёгкий”, зачастую, суббота или воскресенье. Сваха вставала из-за стола родителей жениха, “из-за хлеба и соли” и отправлялась к невесте. В некоторых губерниях прежде надо было помолиться, а жених протягивал свату руку, в некоторых сваху по спине подушкой били - и не случайно, время дня обычно было позднее. Вечер, даже ночь, чтоб никто сваху не увидел, ни с кем она не поговорила, и никто её не сглазил, и вообще любая встреча считалась плохой приметой. А кроме прочего, в случае отказа, никто б из односельчан об этом не узнал и не насмехался. Если невеста жила в другой деревне, то сваты выезжали на лошадях и добирались окольными путями и объездами. Наряд у сватов должен был быть праздничным, а свахи повязывали на голову шаль и даже вне зависимости от времени года надевали валенки, обозначая свои намерения. Одежда, кстати, могла быть вывернута наизнанку, валенки быть разные - чтоб у родителей невесты не было никаких сомнений, кто перед ними. Да кроме того, следовало и всевозможные предметы с собой тащить: в Вологодской губернии шест, в Пензенской сковороду, в Вятской ухват, но смысл один: “выгрести девку”. Если не с посохами, то с предметами одежды шли: женский повойник или чепец несли, чтоб девушку “обабить”. В качестве оберегов и вовсе прихватывали, кто петушиную голову в карман (в Архангельской губернии), кто замок (в Нижегородской губернии, чтоб запереть его после заключения договора), кто то кусок рыболовной сети (так в Казанской губернии надеялись поймать невесту, “как рыбку”).

-3

Далее сваты входили в дом к невесте, молились и кланялись родителям при входе, крестились и раскланивались во все стороны. Они не раздевались и не присаживались, сразу оповещая о цели своего прихода:

Не пол топтать, не язык чесать, 

Мы пришли дело делать - невесту искать.

-4

Но было и такое, что сваты целое представление разыгрывали, ссылаясь, что пришли совсем по другому делу: “шла, шла, дай, думаю, зайду...”, “у нас поросёнок пропал, не видели ли?”, “издалека шли, устали, пустите передохнуть” и т.д. Потом заводили долгий разговор и не сразу приступали к сути дела. О намерениях так же оповещали иносказательно: “у нас петушок - у вас курочка”, “у нас голубь - у вас голубка, а они врозь не живут”. 

Родителей невесты, конечно, не проведёшь, но они активно участвовали во всём разговоре, пытались разузнать, кто будет женихом, каково его состояние и другие важные сведения. Если семья жениха была неизвестна или не нравилась родителям, то сватов отправляли из дома и просили прийти в другой раз. Бывало, что и сразу отказывали, дескать, рук в хозяйстве мало, или возраст маловат, или денег на такое мероприятие не имеется. Словом, хотел не обидеть. 

Были регионы, в которых почётно было несколько раз сватов принимать, мол, думает девушка долго, как положено приличиям. Между приходами гостей родители тщательно обсуждали брак с родственниками, подсчитывали расходы и спрашивали согласие у дочери. 

Когда же все стороны были согласны - то били по рукам, зажигали лампаду или свечи, накрывали стол. Начинались у семей приятные хлопоты, которые касались всех: и родителей, и детей, и родственников и друзей. Первое что назначали - день “смотрения дворов”. 

-5

Источники:

Н. В. Зорин “Русский свадебный ритуал”

А. В. Гура “Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика”