Что такое регистры бухгалтерского учета и зачем они нужны

494 прочитали
Я уже рассказывал об атомах, из которых складывается бухгалтерский учет — первичных документах. Все факты хозяйственной жизни (ФХЖ) регистрируются в них.

Я уже рассказывал об атомах, из которых складывается бухгалтерский учет — первичных документах. Все факты хозяйственной жизни (ФХЖ) регистрируются в них. Но первичный документ — всего лишь фиксация ФХЖ, а бухучет должен дать пользователям понимание как под влиянием зарегистрированных ФХЖ меняются объекты учета: активы, обязательства, капитал, доходы и расходы. Для этого бумажное или электронное море первички нужно упорядочить. И здесь на помощь приходят регистры.

Слово «регистр» происходит от латинского Registrum — список. Бухгалтерские регистры используются для накопления и систематизации данных первички. В классической бухгалтерии они могут иметь форму реестров, ведомостей, журналов и книг. Фактически это таблицы, в которых данные сгруппированы по определенным признакам. Например, это карточки счетов или уже знакомые вам шахматка и оборотка. С 2022 года вступит в силу ФСБУ 27/2020 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», который устанавливает требования к регистрам. Из этих требований можно понять, как организуется обобщение первички в бухгалтерских регистрах.

  1. Полнота. В регистрах хранятся данные, необходимые всем пользователям. Подробно о полноте рассказывал здесь.
  2. Хронологическая и систематическая запись. Данные обобщаются в разрезе дат ФХЖ (хронологическая запись) и бухгалтерских счетов (систематическая запись)
  3. Синтетический и аналитический учет. Данные группируются иерархично: от субконто к субсчетам и синтетическим счетам.
  4. Системность информации. Хронологическая и систематическая запись, данные аналитического и синтетического учета, данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности должны «биться» друг с другом
  5. Обоснованность учетных записей. Записи в регистрах формируются только на основе первичных документов. Нет документа — нет записи
  6. Достоверность информации. Данные должны отражаться без пропусков и искажений в тех периодах, когда фактически произошли ФХЖ. Подробно о достоверности в бухгалтерии рассказывал здесь.
  7. Своевременность информации. Данные должны попадать в регистры настолько быстро, чтобы успеть учесть их при составлении ближайшей финансовой отчетности. Подробно о своевременности в бухгалтерии рассказывал здесь.
  8. Юридическая значимость учетных записей. Данные регистров подтверждают наличие и величину объектов бухгалтерского учета

Единых установленных форм бухгалтерских регистров не существует, за исключением некоторых кассовых документов. Формы регистров разрабатываются главбухом каждой конкретной компании и утверждаются директором. Но есть обязательные реквизиты, установленные законом «О бухгалтерском учете»:

  • название регистра;
  • название компании;
  • даты начала и окончания ведения регистра;
  • хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
  • стоимость объектов бухгалтерского учета и единица измерения этой стоимости;
  • наименования должностей ответственных за ведение регистра;
  • личные подписи этих сотрудников с указанием фамилий и инициалов.

Регистры не обязательно вести на бумаге, допустима электронная форма. В современных бухгалтерских программах аналитика многомерная, все это добро перевести в бумажный вид бывает проблематично. Но если договор или закон обязывает предоставлять бумажный регистр, его придется распечатать и подписать.

Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Переводчик с бухгалтерского» — так вы точно ничего не пропустите!