Найти тему
Про жизнь

Страницы истории. Последние советские милиционеры

Последними советскими милиционерами были бойцы легендарного Рижского ОМОНа.

Мне посчастливилось тогда, в 1989-1991 гг., тесно с ними контактировать, поскольку в Риге я жил недалеко от их базы, а на выборах народных депутатов СССР весной 1989 года они были моими избирателями. Я регулярно бывал у них на базе и, по сути, через меня они имели прямой выход на высшее руководство страны. Именно тогда, встречаясь, как их представитель, в том числе и с Горбачевым, мне удалось добиться в декабре 1990 года отставки тогдашнего министра внутренних дел СССР Вадима Бакатина, за то, что он по просьбе националистического руководства Латвийской Республики отдал предательский приказ на разоружение Рижского ОМОНа силами полка внутренних войск МВД СССР, дислоцировавшегося в Риге. Но офицеры этого полка категорически отказались выполнять этот предательский приказ.

Мало кто об этом знает, но в августе 1991 года единственной союзной республикой, где победил ГКЧП, была Латвийская ССР. Всего лишь 200 человек Рижского ОМОНа взяли под контроль все важнейшие объекты, включая здания органов власти, телецентр, радио, редакции газет и т.п. Они разоружили сотни боевиков Народного фронта Латвии и изъяли огромное количество оружия. 21 августа планировалось взять под контроль здание Верховного Совета Латвии - последний оплот сепаратистов. Но из Москвы поступила информация, что члены ГКЧП полетели в Форос сдаваться Горбачеву. ОМОН отошел на свою базу в Вецмилгрависе и занял там круговую оборону. На ультиматум руководства Латвии о сложении оружия омоновцы ответили: «Омоновцы в плен не сдаются!».

Сепаратисты обратились за помощью к Ельцину, который отдал приказ Министерству обороны СССР разоружить ОМОН. Это было поручено полку морской пехоты, дислоцировавшемуся на другом берегу Даугавы в Болдерае напротив базы ОМОНа. Личный состав полка отказался выполнять этот преступный приказ, заявив о своей поддержке Рижского ОМОНа и о готовности присоединиться к омоновцам. Аналогичные готовность выразили и некоторые другие воинские части Прибалтийского военного округа и Балтийского флота.

У Ельцина и его окружения это вызвало шок, поскольку ситуация в Вооруженных Силах СССР могла выйти из-под контроля. Ельцин был вынужден срочно пригласить в Москву руководство Латвии и провести с ним переговоры, на которых была достигнута договоренность о выводе Рижского ОМОНа со всем вооружением в Тюмень. В Ригу прилетели 14 военно-транспортных самолетов Ил-76, которые вывезли омоновцев вместе с членами семей в Тюмень.

Самое примечательное в том, что за 19, 20 и 21 августа в Латвии не было НИ ОДНОЙ акции протеста против действий ОМОНа. Все руководство Народного фронта Латвии разбежалось и никаких действий против ГКЧП не предпринимало. Хотя еще незадолго до этого легко выводило на улицы тысячи и тысячи своих сторонников. Руководство Латвии начало просить командующего Прибалтийским военным округом генерал-полковника Ф. Кузьмина о личной встрече, чтобы продемонстрировать свою поддержку ГКЧП и доложить о готовности выполнять все его распоряжения. Наиболее ретивые из них заявляли, что они были и остаются верными коммунистами. И что они 19 августа заплатили членские взносы. Хотя до этого не платили их два года и даже заявляли о выходе из КПСС. И, более того, публично сжигали свои партбилеты.

Вечная слава бойцам Рижского ОМОНа до конца выполнившим свою присягу на верность Советской Родине!

Источник: Виктор Имантович Алкснис

Книга "Мы всё ещё русские" здесь и здесь