Найти тему
Московская беседка

Горячая кровь и холодная философия современного мира

О романе Жана-Клода Мурлева «Зимняя битва»

Жан-Клод Мурлева — современный французский писатель, единственный француз-литератор, удостоившийся Премии Астрид Линдгрен за достижения в детской литературе. На родине его произведения включены в школьную программу.

Роман «Зимняя битва» - героический эпос и философская притча одновременно. Поэтому текст не стоит воспринимать как исключительно художественный, иначе он покажется слишком тяжелым и мрачным. Нам интересна философско-эстетическая составляющая повествования, где автор размышляет об исключительной роли культуры в истории человеческого общества.

Писатель посвятил роман британской певице Кэтлин Ферьер, ее удивительному голосу, вдохновившему на сочинение книги. Этот сказочный голос живет в романе своей жизнью. Он поднимает людей на борьбу, вдохновляет на подвиг во имя свободы. Волшебное звучание освобождает, окрыляет и затрагивает особые струнки в человеческой душе, делая ее неуязвимой для страха. «В человеческом голосе есть нечто такое, что, исходя из души, до глубины души трогает нас». Это высказывание певицы Дж Бейкер о голосе Кэтлин Феррьер служит эпиграфом к первой части.

Кэтлин Феррьер
Кэтлин Феррьер

Итак, героиня обладает особым голосом, трогающим всех, кто его слышит. Голос достался ей от матери, зверски убитой отвергнутым поклонником, важным человеком в Фаланге, символизирующей в романе фашизм, шире - любую тоталитарную власть. Фаланга приходит к власти 15 лет назад, героев движения Сопротивления (не забываем, Мурлева — француз) уничтожают, их малолетних детей помещают в специальные интернаты, где они растут, ничего не зная о своих родителях, не ведая ни любви, ни ласки, ни человеческого отношения.

Но однажды весточка из далекого прошлого — письмо от отца 17-летнему сыну, написанное 15 лет назад и чудом нашедшее адресат, круто меняет судьбу юноши. Дальше - побег. Сбежавшие из интернатов (отдельных для девочек и мальчиков) подростки встречаются, чтобы продолжить дело отцов — Сопротивление Фаланге, грубой варварской силе, смерти, жестокости и пустоте.

Питер Брейгель-Старший. Падение мятежных ангелов (1562).
Питер Брейгель-Старший. Падение мятежных ангелов (1562).

Противостояние Фаланги и Сопротивления — прежде всего культурное противостояние. На одной чаше весов — грубая сила, бои гладиаторов, обжорство, нерассуждающее подчинение, на другой — сокровища человеческой мысли, сокровища человеческого сердца: музыка, книги, театр, дружба, любовь, самоотверженность, сила духа.

Недаром фалангисты опираются на мерзких мутантов — человекопсов, насмерть разорвавших мать героини, чей необыкновенный голос, как символ брорьбы, уничтожают вместе с прекрасной певицей. Как тут не вспомнить булгаковского Шарикова, которому отвратительно все, что касается человеческой культуры и цивилизации.

Кадр из фильма "Собачье сердце" по одноименному произведению М. А. Булгакова.
Кадр из фильма "Собачье сердце" по одноименному произведению М. А. Булгакова.

Память — важнейшая составляющая человеческой культуры. «Сила, конечно, на стороне варваров, но не может быть, чтобы люди не сберегли где-то глубоко в душе какие-то драгоценные воспоминания. Где-то еще тлеют угольки, которые можно раздуть, прежде чем тьма окончательно накроет мир». Старательно вытравленное и забытое оживает в человеческих сердцах, возрождая связь поколений, и приводит к долгожданной свободе.

Культура — это свобода, творчество и жизнь. Варварство — насилие, разрушение и смерть. Вечное и неизбежное противостояние.

Жан-Клод Мурлева
Жан-Клод Мурлева

Отношение к смерти, к убийству — противоположное у обеих сторон. Для фалангистов — азартное, садистическое удовольствие, сродни охоте, для участников Сопротивления — зло, которого, к сожалению. невозможно избежать. Герои совершают убийство через силу, по жизненной необходимости, долго мучаются чувством вины за содеянное. Переступить через чью-то жизнь, пусть во имя спасения своей жизни и жизни товарища — тяжелое испытание, и автор многократно акцентирует внимание на нравственных муках героев, вынужденных убивать. Его эпос по-современному психологичен.

Особенное место в книге занимает Природа, к которой автор относится трепетно. Природа как изначальный источник гармонии и совершенства несовместима с насилием над ней: человекопсы, с ликованием возвращающиеся к своей естественной природе, утрачивают «человеческую» бесчеловечность (опять привет Михаилу Афанасьевичу!); герой лежит, «свернувшись в клубок таким совершенным изгибом, какой бывает у спящих кошек»; горы, где свободно разливается чудесный голос героини: «с первыми же звуками само пространство вокруг нее преобразилось. Ее чистый голос протянул между небом и землей какие-то невидимые нити»; традиционный для творчества Мурлева образ реки, которая «всегда за нас».

-6

Но природа у Мурлева равнодушна. В ней нет выхода в иное измерение, нет места бессмертной душе. В ней нет Бога. Есть принятие смерти, рождающее горечь и безысходность. Жизнь, как река, неумолимо продолжает свое вечное течение. Течение, поглощающее убитых, возрождающее к жизни, передающее опыт любви ушедших. Умершие живут в памяти живых, живущие передают их тепло и любовь детям, как эстафету жизни на земле.

Все проходит, забывается, сглаживается, течет прочь, как вода в реке. Боль утраты растворяется в миллионах водяных капель. Вечное движение, вечное спокойствие. Круговорот жизни и смерти. Грустная философия.

#чтение #современная проза #зарубежная литература #литература для подростков #писатели #писательское мастерство #книги #рецензия на книгу