Приветствую всех. Меня зовут Дамир и я, с другими 4-мя молодыми людьми, собрал рок-группу, в 2020-м году. Как именно мы собирались - это история достойная отдельной публикации. Сегодня же я хочу рассказать Вам о том, как спустя год после старта, наш коллектив, наконец-то эволюционировал до своего первого клипа.
Эпиграф
Текста будет много, потому что я расскажу всё: от этапа принятия решения, до начала монтажа. Если ты, дорогой читатель, думаешь, что снять клип - это легко и просто, то в данной статье я немножко развею твои представления об этом :) быстро не получится, если на выходе ожидается действительно качественный продукт. Особенно, в условиях небольшого бюджета. Клип сейчас монтируется, поэтому если он не закреплён в шапке, то он пока просто не готов. Как только закончим, я непременно добавлю его в статью.
Идея
Сразу скажу, что идея снять клип обдумывалась парнями, даже ещё до знакомства со мной. Они определились с песней, ходили просматривали локации, фантазировали, как это будет выглядеть в итоге. Но, как водится, дальше желания и рефлексий это никуда не зашло. Когда в группу пришёл я и мы начали выпускать треки собственного авторства, мечты о собственном клипе постоянно мелькали в наших коллективных разговорах. Я был скептичен: для клипа нужны деньги и действительно хорошая (стОящая) песня. Пацаны были непреклонны: "нам нужен клип, мы должны развивать ютуб, видео-контент - всему голова, в продвижении молодой группы" - и т.п.
Споры, дискуссии, предложения, аргументы и контраргументы - вот что сопровождало нас почти год. В итоге, в августе 2021-го года, наш барабанщик (Михаил) вызвался организовать съёмку, к одной из готовящихся песен. Он написал сценарий, выбрал площадку, съездил на неё с оператором, обсудил с ним что требуется для съёмок. В итоге, бюджет данного клипа составил от 200 до 250 тысяч рублей. Для молодой и неизвестной группы, даже из 5 человек - это, как нынче принято говорить, "too much". Никто из нас не является богатым человеком (кроме, пожалуй, самого Миши), по этой причине никто не был готов выкладывать 50000 рублей (доля 1 человека) на съёмки достаточно сомнительного видео для не самой сильной песни, опять же, кроме самого Михаила.
Снова тупик. Снова апатия и разговоры, в духе: нам необходим клип, но снять мы его не можем, потому что мы бедные. И тут во мне взыграла ярость и решимость, чисто принципиально, решить эту дилемму, нависающую над нами, как дамоклов меч, с момента нашего знакомства.
Самое трудное начать, дальше будет легче.
Я вызвался. У нас, как раз, в стадии разработки, лежала песня про помешательство, которая была мне по душе. Я, примерно понимал, каким может быть видеоряд. Уговаривать никого не пришлось. Мне сразу поставили условие: "Клипом занимаешься только ты. Ответственность только твоя. Спрос, соответственно, тоже, с тебя" - хотя я всё итак прекрасно понимал. Я пообещал разработать недорогой, но достойный клип, с бюджетом 20-30 тысяч рублей (до 6 тысяч с человека). Вернувшись домой, я приступил к делу.
Разработка
Итак, всё что мне было нужно - это парочка референсов, похожих по атмосфере, которая царит в нашей песне. Я излазил весь интернет, в поисках клипов с небольшим количеством локации и темой психопатии. Изначально ими стали: Green Day - Basket Case - тут всё очевидно: рок-группа играет в психушке, Sia - Chandelier - танец главной героини показался мне эталонным отражением безумия и Anacondaz - Не больно - потрясающие и, при этом, совершенно простые, кадры работы музыкантов. Скажу сразу, что по мере разработки видео, референс Green Day отпал: не подошла локация, требовалось слишком много реквизита и времени, для осуществлении подобного.
Определившись с концепцией клипа, я приступил к поиску локации. Благо, в 21-м веке, имея доступ к интернету, мы имеем огромный выбор профессиональных фото и видео студий, подходящих под критерии съёмки музыкального видео. Ценники тоже нельзя было назвать "кусающимися". Мой выбор остановился на студии Best Memories и помещении с названием "Психушка". Стоимость аренды, на намеченную дату (5 ноября - 1300 руб./час).
Далее я приступил к раскадровке и "синематику". Синематик представлял собой нарезку из вышеперечисленных клипов под демо-версию нашей песни. Скрин я показывал ранее. Раскадровка - это очередность кадров с их описанием.
Немножко о сюжете
Песня, на которую планировался клип называется "Одержимость" - в ней повествуется от имени парня, помешенного на своей влюбленности в некую девушку. За год общения с членами группы, я обратил внимание, что какой бы потенциальный клип мы не обсуждали, ребята постоянно желали, чтобы сюжет в видеоряде, буквально соответствовал тексту песни. Мне это никогда не нравилось, чего я не скрывал, но, так как это наш первый клип, я решил пойти на компромисс и сделать абсолютно прямолинейный сюжет:
Главный герой (парень) запертый в комнате, метается в муках своей одержимости по помещению. Сама комната вся обвешена фотографиями девушки, в которую он так влюблён. Периодически эти кадры разбавляются игрой нашей группы, в этом же помещении.
Казалось бы: всё максимально просто, нужно только найти парня на главную роль и притащить музыкальные инструменты на локацию, для съёмок. Изначально, я нашёл оператора, в ходе одной из рабочих командировок: он снимал обзор выставки рекламной индустрии, в которой я участвовал. Однако, его портфолио нас не впечатлило, поэтому в итоге мы обратились к знакомому и уже проверенному варианту. Благо, у нас уже есть знакомый оператор, который ранее снимал наши "живые репетиции" для ютуба. Но не клипы. Однако, работа Саши, в качестве клипмейкера оставила меня на 100% удовлетворенным. Он большой профессионал.
Оператор - есть, с помещением определились, для пазла не хватает главного героя клипа. Я приступил к поиску. Опубликовал объявление о поиске актёра, в тематической группе вк, смотрел анкеты на Яндекс Услугах и даже сам писал в соц. сетях, ребятам разместившим своё резюме.
Однако, пообщавшись с парнями-моделями, я пришёл к выводу, что иметь с ними дело весьма непросто. В довесок к этому, я обратил внимание на то, что девушки-модели гораздо более привлекательны и менее притязательны, нежели парни. И тут меня осенило: мы возьмём на главную роль девушку! А фотографиями на стене, будут изображения участников нашей группы. Так гораздо интереснее и веселее. Сначала, через Instagram, я нашёл вариант модели за 2000 рублей: просто симпатичная девушка, с опытом фотосъёмок и большим количеством тату на теле.
Но, спустя время, решил поискать, кого-то с опытом танца в кадре. К счастью, такой вариант был не сильно дороже. Изучив расценки, я разместил новое объявление:
Далее, шквал заявок в мои мессенджеры и на электронную почту. Сказать, что я был удивлён - ничего не сказать. За несколько дней я в одиночку отсмотрел, около 100 заявок.
Составив итоговый шорт-лист, посовещавшись с другими членами группы, я нашёл идеальную (на мой взгляд) актрису на данную роль - Алёну из Тулы. Девушка с огромным танцевальным опытом, актёрским опытом, участница Шоу на ТНТ, хореограф... её регалии можно перечислять долго. Алёна оказалась приятным в общении человеком, она была сходу дружелюбна и по тем вопросам, которые она задавала, я сразу высоко оценил её профессиональный подход к грядущей съёмке. Забегаю вперёд, скажу сразу, что в будущем ни я, ни члены нашей команды, ни на секунду не усомнились в правильности выбора, как модели, так и съёмочной площадки.
Далее я составил план съёмок: кто, в каком месте помещения снимается и в какой очерёдности. После согласования этого плана с оператором, я так же отправил этот план ребятам и порекомендовал индивидуально репетировать свои движения перед зеркалом, для индивидуальных сцен клипа.
Греха таить не буду: в день съёмок, по ходу адаптации площадки под нас, план незначительно поменялся, но в целом, данный документ стал важнейшей частью процесса.
Отдельное спасибо нашему оператору - Александру, который не только консультировал меня, по площадке, но и порекомендовал замечательного визажиста - Татьяну, которая на протяжении всего процесса находилась с нами на съёмочной площадке и всячески помогала нам быть чуть менее уродливыми в кадре, чем мы есть в жизни.
Сложности
Есть один важный фактор, который я не обозначил в начале статьи. Я живу в городе Казань, а остальные участники нашего коллектива - москвичи. Как известно: "семеро одного не ждут", в связи с этим я вынужден 1-2 раза в месяц приезжать в столицу, для записи треков, репетиций и, конечно же, совместных фото и видео съёмок. Оговорюсь, что делаю я это с удовольствием, даже не смотря на слово "вынужден" в прошлом предложении.
Так вот, именно с логистикой связаны многие проблемы, с которыми сталкивается группа. Работа над клипом не стала исключением: в предыдущих абзацах я рассказал, что подобрал локацию для съёмок и договорился с оператором. Очевидно, что и студия и сам оператор находятся в Москве. И, конечно же, прежде чем приступать к составлению плана съёмочных работ, необходимо было посетить выбранную локацию вместе с оператором. Не менее очевиден тот факт, что сделать это было проще парням живущим в Москве, даже не смотря на то, что разработкой клипа занимаюсь я. Оказалось весьма не просто выбрать подходящую дату, в которую: будет свободна локация, будет свободен оператор и будет свободен, кто-то из нашей группы. Однако и этот этап мы прошли успешно: спустя недели, наконец-то мы смогли скооперироваться и наш барабанщик вместе с оператором посетили предполагаемое место съёмок. Возникла новая проблема: выбранное помещение ("Психушка") катастрофически маленькое и там, не то что расставить свет для съёмок, там даже не поместится наша группа в полном составе, со своими музыкальными инструментами. Но, повезло, сотрудники Best Memories предложили ребятам альтернативный вариант: чуть дороже, но зато более вместительный. Им стало двухэтажное помещение"Tresh", состоящее из нескольких комнат:
стоимость аренды, в нашу дату - 1600 руб./час.
Ознакомившись с фотографиями, я решил, что данная локация тоже вполне сгодится. Оператор порекомендовал, дополнительно арендовать набор светового оборудования за 1500 руб./час, что я и сделал. Тут стоит отдать должное сотрудникам студии: в день съёмки, мне позвонили и посоветовали арендовать набор подешевле (990 руб./час), так как оборудование из пакета за полторы тысячи рублей, очень трудно будет разместит в этих небольших комнатах. Что мы, в итоге, и сделали.
К моему глубочайшему удивлению, одной из главных сложностей, стало собрать фотографии участников группы, для "декораций". Для данного клипа требовалось развесить на стены 50 наших фотографий: от детских до актуальных, то есть - по 10 индивидуальных фото каждого участника. Если я и ещё 2 наших ребят, смогли без проблем предоставить по 10 своих фотографий (чётких, разборчивых, без эффектов, сделанных на протяжении всей жизни), то оставшиеся двое, превратили это в настоящую проблему: один, тупо прислал мне 4-5 ссылок на публикации с его участием, в разных аккаунтах инстаграма (все фотографии были +/- одинаковые и, относительно свежие), сославшись на то, что других фото у него нет. Другой же прислал подборку заретушированных фотографии, в ч/б и сепиа, с виньеткой и посторонними людьми в кадре. Благо этот неприятный момент мне тоже удалось разрешить. Вы спросите, для чего я вообще привёл его сюда? А для того, чтобы пояснить, что при организации клипа, ещё стоит учитывать сложные характеры и непростые нравы музыкантов, что тоже отнимает время и нервы.
Говоря о сложностях, нельзя так же не упомянуть, что с 01.11.2021 г. по 07.11.2021 г. в Москве ввели локдаун, т.е. режим самоизоляции и нерабочие дни. Напоминаю, что намеченная дата наших съёмок - 5 ноября. На эту дату уже настроились: 5 участников группы, оператор, визажист и, конечно же, наша главная актриса. Слава Богу, мне по телефону, удалось договориться с одним из администраторов фотостудии, пустить нас на съёмки в их нерабочее время. Очень надеюсь, что этой публикацией я никого не подставляю, потому что формально никакие правила нарушены не были: мы находились на частной территории, в своё свободное время и юридически, никто из нас не работал. Каждый из нас вакцинирован и, разумеется, абсолютно здоров.
Плюс, стоит отметить сложность, которая в итоге выллась в крутой креатив. Для нашего клавишника-семплера, не удалось своевременно арендовать стойку для синтезатора: та, на которую мы изначально рассчитывали, была увезена с нашей репетиционной базы, куда-то далеко на склад, в связи с реорганизацией базы. Небольшая паника, нервы, томные поиски срочной аренды или приобретения, в итоге привели нас к решению, использовать вместо подставки, один из элементов помещения. И, как следствие, учитывая окружающий колорит, получилось весьма прикольно:
День Х: съёмки
Итак, 5-е ноября, 2021-го года, утро. Я в Москве. Приезжаю к моему другу и, по совместительству, нашему гитаристу - Илье, в район Гольяново. Мы вместе готовим к съёмке наши, с боем добытые "декорации", обсуждаем план работы, подбираем гитару, которая будет лучше смотреться в кадре, кооперируемся с остальными ребятами и выдвигаемся на площадку. Признаюсь честно, за пару дней до назначенной даты, у меня внутри начали появляться небольшие панические вспышки:
"А вдруг всё сорвётся, в последний момент?!";
"А вдруг мы не успеем за забронированные 6 часов?!";
"А вдруг актриса будет негармонично выглядеть под наш трек?";
"А вдруг всё получится убого и позорно?".
Походу дня я старался быть на связи с участниками процесса: уточнил у администрации студии: "В силе ли у нас всё?" - звонил ребятам из группы, писал оператору, переживал за нашу актрису, которая ехала в Москву из Тулы, пытался не докучать, но при этом периодически стучался к ней в телеграм с расспросами.
Прибыв на локацию, пришло осознание того, что пути назад уже точно нет. И я, взял себя в руки, засучил рукава и принялся за работу. Как итог, в работе над клипом мне выпала возможность побыть: продюсером, автором сценария, кастинг-директором, режиссёром и постановщиком, актёром и даже декоратором. Это был прекрасный опыт. За стеной снимали, какой-то российский сериал про ментов, администраторы в жизни сперва показались мне грубоватыми, но потом стало очевидно, что они замечательные люди и настоящие профессионалы. Началось всё не без косяков: повесить наши "декорации" на стены, с помощью скотча, было очень тяжело! Облупившиеся стены, с осыпающейся штукатуркой, просто слали нас куда подальше, с моими намерениями, украсить их листами с нашими физиономиями. Скотч просто не держался, да что уж там, он даже не приклеивался к этим стенам! С горем пополам, нам удалось, хотя бы минимально развесить распечатанные на листах А4 фотографии.
Но, как водится: нет худа без добра. Данная неприятность поселила мне в голову идею, которая по итогу, весьма атмосферно выглядела в кадре. В итоге, всё что не приклеилось и послетало, мы решили тупо разбросать по комнате
Мы сняли 8 сцен:
- Пробег по стенам с "декорациями";
- Танец актрисы (она была великолепна);
- Игру клавишника (он был неподражаем);
- Игру басиста (он был хорош, как всегда);
- Игру гитариста (он был хорош, как никогда);
- Исполнение вокалиста (это я);
- Игру барабанщика (он был в порядке);
- Игру всей группы.
На всё про всё у нас ушло 4 часа. Плюс 1,5 часа, на расстановку и сборы.
Визажист работала в процессе: пока снимался кто-то один, она гримировала остальных.
На следующий день после съёмок, я получил приятную обратную связь, от нашей главной героини клипа:
Заранее, мы определились с тем, что монтировать клип будет наш замечательный басист - Карен. Он знаком с монтажом, у него есть мощный ноутбук, который не сгорит от 4К видео-файлов. Договорились, что работать будем, в эдаком тандеме. Для начала, я по-быстрому собрал своё видение клипа, смонтировав, что-то вроде черновика в самом простейшем видеоредакторе:
Пацаны посмотрели, дали обратную связь. Далее ждём финальный монтаж, с хорошим цветокорром и отличной синхронизацей картинки со звуком.
Спасибо, каждому кто прочитал это. Буду неимоверно счастлив, если мой опыт пригодится, кому-то из Вас. Обязательно дополню данную статью финальным вариантом клипа и забавным видео, с нарезками того, как именно мы всё снимали. Подписывайтесь на наш Youtube-канал , паблик ВК и аккаунт в Instagram.
Ну и конечно же подписывайтесь на этот аккаунт в Дзене! Я буду регулярно писать сюда, что-то полезное и не только связанное с музыкой. Желаю Вам успехов :)