Ван Гог мечтал о создании союза художников «Южная мастерская». Он даже скооперировался с Полем Гогеном, они жили и работали вместе какое-то время. Но Гоген не выдержал неуравновешенного характера товарища и уехал. Именно в этот период Ван Гог отрезал себе мочку уха. Есть масса легенд почему, но самая сумасшедшая, а потому правдивая гласит: он отрезал мочку и подарил женщине торговавшей собой, которая предпочитала Гогена. Этот жест отсылает к корриде. Отрезанное ухо быка отдавали матадору который убивал животное.
Неудивительно что через полгода Ван Гог попал в больницу для душевнобольных в Сен-Реми. Где и была написана «Звездная ночь».
Для написания картины Ван Гогу пришлось поступится некоторыми художественными принципами. Художник был ярым сторонником живописи с натуры. Из- за этого у них с Гогеном часто возникали споры. Гоген был сторонником использования воображения.
В больнице в Сен-Реми не было возможности письма с натуры, да и в палатах было запрещено работать. Но брат Ван Гога - Тео договорился с персоналом и художнику выделили небольшую комнату под мастерскую. В ней Ван Гог по воображению и написал этот полностью вымышленный пейзаж.
Многие исследователи четно пытались найти похожий вид.
Однако, существует предположение что «Звездная ночь» изображает вид из окна комнаты Ван Гога в Сен-Реми. Что он делал наброски в темное время суток чернилами или углём на бумаге, днём же писал на холсте ориентируясь на зарисовки. Как бы то не было, картина написана в необычных для автора обстоятельствах, оставляющих большое поле для фантазии.
Весной 1889 года на юге Франции, на небосводе можно было наблюдать необычайно яркую Венеру. Считается что именно она и вдохновила художника на написание неправдоподобно больших звёзд на картине. Так же Ван Гог чудесным образом изобразил в небе такое явление как турбулентность. Похожие изображения были на зарисовках Леонардо да Винчи.
Ван Гог не любил эту картину. Возможно из за того что она была написана не с натуры.
В качестве эпилога здесь я привожу отрывок из письма Ван Гога, который раскрывает его отношение к звездному небу, и может чуть-чуть приоткрыть для нас загадку этого полотна:
“Почему же яркие звезды на небе не могут быть важнее чёрных точек на карте Франции? Так же, как мы садимся на поезд, чтобы добраться в Тараскон или Руан, также мы умираем, чтобы добраться до звёзд”.