Найти тему

Ричард Рор о христианской осознанности

Отец Ричард предлагает свое понимание того, как христианское созерцание и буддийская медитация имеют общую цель. Оба они стремятся отцентрировать мыслительный ум, чтобы позволить возникнуть более глубокому опыту истины, любви и сострадания:

Слово “Будда” означает “я бодрствую”. Иисус во многих местах говорил нам бодрствовать и быть осознанным (Матфея 24:42; Марка 13:33-37; Луки 21:36). Но осознанность – это не означает просто тщательное обдумывание вещей или осознание реальности. Буддисты говорят о беспредметном сознании, когда мы не осознаем ничего конкретного. Это панорамное, восприимчивое осознание, благодаря которому мы принимаем все, что предлагает ситуация, момент, событие, не отбрасывая ничего. Это не приходит к нам естественным образом. Мы должны работать над этим! Все формы медитации и созерцания учат нас каким-то образом отделять наш мыслящий ум. Некоторые даже называют его “обезьяньим умом”, потому что он постоянно перескакивает с наблюдения на наблюдение, мысль за мыслью, чувство за чувством, большинство из которых мало что значат. Мы живем с этим столько лет, что воспринимаем “обезьяний ум” как норму.

Великие традиции, такие как буддизм, учат нас тому, что ум обезьяны действительно бесполезен, когда мы добираемся до таких вещей, как истина, любовь, свобода, бесконечность, вечность и Бог. Обезьяний ум не может получить доступ к таким вещам и не способен воспринять их на какой-либо глубине. Нам нужно научиться другому уму, который мы, христиане, называем созерцанием. Созерцание – это не церковность, не благочестие и не тишина. Оно не имеет ничего общего с интровертным характером. Это действительно другой ум – это не мышление, что мы и имеем в виду, называя его беспредметным осознанием. Мы не фокусируемся на каком-либо конкретном объекте сознания.

Парадоксально, но путь к безобъектному осознанию заключается в том, чтобы начать с одной вещи, одного объекта. Мы можем даже назвать это практикой осознанности. Вот приглашение: Я предлагаю вам сегодня уделить некоторое время тому, чтобы сосредоточиться на одном единственном объекте. Сосредоточьтесь на нем не столько умом, сколько чувствами. Увидьте его таким, какой он есть – его текстуру, его форму, его одаренность, его благодарность, его цвет, его отражение света, его сущность. Сосредоточьтесь на этом объекте до тех пор, пока ваш ум или эго не перестанут бороться с этим моментом и не перестанут говорить что-то вроде: “Это глупо. Это глупо. Это ничего не значит. Это не имеет ни малейшего значения”.

Если мы можем по-настоящему полюбить это, что бы это ни было, оно становится вратами ко всему. То, как мы любим одну вещь, в конечном итоге становится тем, как мы любим все. Мы должны найти в себе способность видеть, любить, принимать, прощать и радоваться чему-то одному. Если мы не можем восхититься одной ящерицей или одним листом, мы не сможем восхититься Богом. Как мы видим – так мы видим. Как мы делаем что-либо, так мы делаем все.

о.Ричард Рор OFM

https://dialogi.online/richard-ror-o-hristianskoj-osoznannosti/