Павлу Меню, брату известного священника, богослова, писателя и проповедника Александра Меня в интервью задали вопрос:
- Как вас с отцом Александром воспитывали родители?
Павел рассказал, что в их семье было двое детей: он и его брат — Александр.
Отец был нерелигиозным человеком, хотя в свое время учился в религиозной школе. Верующим человеком была только их мама — Елена Семеновна.
Как она пришла к вере?
Их семья хранит историю, как их бабушку, в Харькове исцелил от водянки, великий святой Руси — праведный Иоанн Кронштадтский (этот случай описан в статье «Безусловная любовь» на этом канале). Эта история благодарно передавалась в их семье из поколения в поколение.
Девятилетней девочкой Елена Семеновна прочитала Евангелие и уверовала в Бога. Эта Книга открыла в сердце ее веру и любовь ко Христу.
Крестилась она в 28 лет (вместе со своим сыном - Александром Менем, которому было тогда 6 месяцев). Это был трудный и кровавый период жизни в России: репрессии, лагеря, ссылки, расстрелы. Любое неправильное слово могли воспринять как враждебное, объявить «врагом народа» и устроить несладкую жизнь или отнять ее.
Вера их мамы, Елены Семеновны, была очень живой. Чувствовалось, что это не навязанная, не внушенная вера, а открытая Богом.
Окружением мамы и их семьи были люди катакомбной церкви. В период раскола РПЦ в 1920-1930 годах, когда государство взяло на себя контроль и руководство церковью в стране, глубоко верующие Христу люди ушли в эту церковь (об этом в предыдущей статье этого канала). Она называлась ИПЦ (истинная православная церковь, а люди — ИПХ - истинные православные христиане). Это те люди, которые были против дружбы власти с церковью, и не смешения политической жизни с жизнью духовной. Власть и партии меняются, жизнь меняется, а Бог как Высшее -Един, Постоянен и всегда с человеком, если тот не отворачивается от Него.
Многие люди катакомбной церкви, как вспоминает Павел Мень, прошли лагеря, ссылки. Но это были необыкновенные, глубокие, правильные, одухотворенные люди. Таково было духовное окружение их семьи, через их маму.
Мама, Елена Семеновна, повлияла на выбор Александра. В 12 лет он уже хотел стать священником, православным священником.
Павел Мень поведал, какому духовно — христианскому принципу, учила их мама.
Она говорила им так:
«Если к тебе кто-то приходит и просит что-то, знай, что это просит Христос».
Делая ближним добро — делаешь Богу.
Александр, как вспоминает Павел Мень, его брат, с детства
мечтал стать священником. Он был знаком с прекрасными священниками, которые являлись лучшими примерами служения Богу и людям.
В 14 лет Александр Мень сознательно решил пойти учиться в духовную семинарию, которая только что открылась в Москве. Но путь в нее не был прямым и быстрым. Он учился в гражданском ВУЗе, затем в ленинградской духовной семинарии, а потом - Московской духовной академии.
Павел Мень вспоминал, что с детства у брата Александра были удивительные способности общения.
Александр Мень много читал, любил рассказывать людям, в том
числе брату, маме, о прочитанном, понятом, о том, какие вопросы это в нем пробудило, какое удивление вызвало. Это были живые рассказы. Не просто пересказ прочитанного, но личностная вовлеченность в прочитанное: думы, чувства, переживания, сопоставление с реальностью, с собой.
Александр Мень, как говорит его брат, был очень щедрым
человеком: если он что-то знал, то сразу делился этим знанием с другими.
Павел Мень сознался:
«Я, в отличие от брата (Александра), никогда не чувствовал
в себе такого терпения и любви к людям.
До 9 сентября 1990 года (даты гибели Александра) я общался только с теми людьми, которые мне были приятны, а с другими — по необходимости. Но чтобы служить ближним в церкви, надо
отказаться от себя, надо уметь принимать других людей, разных людей, как себя самого. После убийства брата я по-другому начал смотреть на мир».
Павел добавил еще очень важную деталь о своем брате:
«Жить, как велит Господь — для Александра это было
главным, проповедуя Евангелие, помогая
людям. Он искренне радовался, когда видел, что человек повернулся к Богу. Если человек отворачивался от Бога, Александр безутешно горевал. Он считал, что каждый человек имеет право на свой путь к Богу, главное, чтобы он к этому стремился».
Бог есть Высшее, запредельное, считал Александр Мень. Отражением Его является не тварное начало в человеке. Стремление к раскрытию в себе этого начала, проявление его в жизни, и есть стремление к Богу.
(из материалов фонда имени Александра Меня)
Если хотите поделиться по теме статьи — пишите в комментариях.