Найти тему

Синдром "парадного портрета" ребёнка


Чаще всего трудности в воспитании детей возникают тогда, когда мы пытаемся придерживаться мифических стандартов поведения.

Часто нам трудно принять поведение ребёнка не потому, что он плохо себя ведёт, а потому что мы сравниваем нашего реального ребёнка с тем, что можно назвать "парадным портретом".

Когда мы просим ребёнка вынести мусор, то наш воображаемый "парадный портрет" отвечает: "Конечно, сейчас вынесу!", а настоящий ребёнок капризничает и жалуется.

Или когда мы говорим ребёнку, что пора садиться за уроки, то наш воображаемый "парадный портрет" говорит: "Спасибо, что напомнил, уже иду", а реальный, занимающийся своими делами ребёнок делает вид, что нас не существует.

Наши воображаемые "парадные портреты" прекрасно общаются между собой, делятся игрушками, обнимаются и отдают друг другу последний кусок торта. Но настоящие дети ведут себя иначе.

В результате мы испытываем разочарование, когда реальный ребёнок отличается от нашего представления о нём и теряем терпение, считая, что ему не положено пререкаться.

И часто нам трудно осознанно и внимательно подходить к воспитанию именно из-за несоответствия между нашим воображаемым "парадным портретом", существующим только в нашем воображении, и реальным ребёнком из плоти и крови, который живёт рядом с нами. И это оказывает на нас негативное влияние.

Когда мы отказываемся принять ребёнка, который у нас есть, предпочитая его "парадный портрет", мы не признаём повседневную реальность настоящей жизни. Но эта правда может сильно отличаться от наших представлений и именно здесь и заключена прекрасная возможность для нашего роста и развития.

Часто мы рассматриваем детей, как способ повысить собственную самооценку или предстать перед окружающими в выгодном свете. Мы часто захваливаем ребёнка, который сделал что-то выдающееся, просто потому, что раздуваемся от гордости, ловя на себе восхищенные взгляды других родителей. Или мы осыпаем ребёнка знаками внимания, когда он вежливо разговаривает с гостями, поскольку наше эго цветёт буйным цветом, когда все отмечают прекрасные манеры нашего малыша.

Конечно нет ничего плохого, чтобы испытывать удовольствие от признания окружающими талантов нашего ребенка или его доброго характера. Но дети очень тонко настроены на наши эмоции, и постоянно ждут от нас одобрения, поскольку им хорошо известны правила игры и они знают, как это одобрение заслужить.

Когда мы за счёт ребёнка пытаемся повысить собственную самооценку, то мы раним его, поскольку определяем условия, при которых будем его любить и принимать.

Когда же мы принимаем ребёнка таким, какой он есть, то видим в нём отдельное человеческое существо, со своими сильными и слабыми сторонами, который не имеет отношения ни к нашей неуверенности в себе, ни к нашим чувствам. И можем принять его недостатки без боязни "уронить" себя в глазах тех, кто судит о нас на основании достижений наших детей.

Освободившись от власти нашего эго, мы можем растить тех детей, которые нам достались, при этом делать это внимательно и осознанно. Реальный взгляд на любую ситуацию позволяет решать проблемы, с которыми сталкиваются наши дети, а не прятаться от них.

Именно наша спокойная реакция учит детей говорить правду, а не скрывать её. Важно реагировать трезво, как бы не поступал ребёнок и не терять собственную голову.

Это формирует из нас не только осознанного родителя, но и человеческую личность. Отбросив "парадный портрет" и мужественно встречая реальность лицом к лицу, позволяя себе пережить то, что мы чувствуем, а также подвергая сомнению сказку, что в каком-то другом, воображаемом мире трава зеленее, а дети послушнее, мы можем полностью погрузиться в реальную жизнь и стать счастливее.