Школы были разные, но все любимые! Коллеги были замечательные, талантливые и увлеченные… Только коллектив всегда был в основном женский, а в таком коллективе очень нелегко обойти все «острые углы». Начинала работать в своей родной школе, где училась с первого класса и где все друг друга «знали как облупленных». Начинала пионервожатой - была такая веселая профессия. Правда в 70-е годы с горном и барабаном маршировали только один раз в году 19 мая в День пионерии, а все остальное время обе «вожатки» были для директора и учителей безотказной рабочей силой. Урок надо заменить, ведь учителя болеют, – иди в любой класс и 45 минут делай что сумеешь, но тишину и порядок обеспечь! Как же выручали всевозможные фантастические истории, ведь можно рассказать занимательную историю детям «без гаджетов»! Через год уже вела уроки, а там не забалуешь! А опытные учителя только похваливают и «прикрывают, если накосячишь». Золотое времечко – никто не завидует!
А вот когда я попала в школу, описанную в книге Шамиля Идиатуллина «Город Брежнев», вот тут-то я впервые столкнулась с этим страшным явлением: ЗАВИСТЬ! В учительской рыдала и была сама на себя не похожа наша умница-завуч, женщина немолодая и обаятельная. Все ее любили и несказанно уважали.
Авторитетом у учеников, родителей и коллег она пользовалась безусловным. Поэтому мимо пройти было невозможно. Что случилось!? Ответ привел меня в ступор: «Соседи построили дачу лучше, чем у меня!» Ну, что тут скажешь? Я тогда даже не поняла, какое это ужасное горе, что у кого-то что-то лучше! И не сумела утешить… Думаю, что дачу своим соседям она, конечно, не сожгла, но Зависть ее сильно мучила…
Позже в 90-е годы уже в Подольске Зависть ударит и по мне! Только устроилась на работу в школу №23, которая славилась в городе как лучшая - дали мне 8 класс, что не мог похвастаться ни примерным поведением, ни горячим желанием учиться… Их прежняя «классная» с детьми конфликтовала и рассталась с ними без сожалений, заслужив пренебрежительное прозвище "Конфорка". Педагогический коллектив славился как передовой, и во главе стояла, а точнее сказать, царствовала Б.З.И. Мне сразу рассказали, что она «жена генерала» и спорить с ней НИ-НИ! Что она любит хорошие подарки, что у нее есть свои «придворные» и даже собственный парикмахерский кабинет, где ежедневно перед уроками парикмахер – мама одной ученицы из моего класса - создает очередной шедевр на ее голове. Что с этой ученицей надо быть очень осторожной - много всего нарассказывали – не привыкла я к таким «тайнам мадридского двора»… И, что называется, «огребла по полной!" После того как 8 класс показал на школьной сцене отрывок из комедии Грибоедова «Горе от ума», в местной газетке "Подольский рабочий"опубликовали фотографию и маленькую заметку о том, как интересно теперь проходят уроки…На следующий день в Учительской, похожей на тронный зал, меня встретили словами: «Понаехали тут! А мы столько лет проработали, а о нас нигде ничего не написали»… Вот уж воистину: смех и грех! Столько неподдельной ненависти в интонациях… Зависть…
Зато именно эта школа меня научила не делать того, что не входит в твой «функционал»! Потрясающее словечко! Его я поймала уже в Московской школе и даже образовала от него слово «Функционерша». Понимаю, что неграмотное, но какое выразительное! Школа оказалась замечательная: коллектив стабильный, люди все интересные и творческие!
Никто не завидует, если у тебя на одно платье больше или на три морщинки меньше. Новый директор и завуч образовали тандем и функционировали синхронно, да и выглядели ослепительно… Их модные платья и украшения выглядели «шедеврально»! Еще одно модное словечко! А что? Как говорится, филолог слова не боится! Это была лучшая школа в районе, в этом мы были уверены! Каждый год школа встречала детей свежим ремонтом, в туалетах не курили, в столовой не безобразничали, в летний лагерь возили детей на море, уроки всегда заменяли, если учитель болеет…Каждого ученика знали в лицо! Хорошая школа!
Только иногда прямо среди года исчезали учителя. Один. Второй. Третий… Однажды исчезла молодая и очень любимая учениками и коллегами учительница. Человек творческий, она много работала, чтобы школе присвоили статус «Школа с этнокультурным русским компонентом образования». Это было интересно, престижно и давало неплохую прибавку к зарплате учителям. Надо ли говорить, что ее в школе любили и уважали. Да еще и молодая, привлекательная, и семья у нее замечательная, и муж, и дом… Вот тут-то и вылезла Зависть… И не стало в школе учительницы, а потом и «этнокультурного компонента»…, потом и школы не стало…
Говорят, что ревность – чудовище с зелеными глазами… Мне кажется, что Зависть, родная сестра Ревности, – живет по принципу: пусть у тебя не будет того, чего нет у меня… А если отнять не сможет, отнимет что-нибудь такое же дорогое: радость от проделанной работы, саму работу или не даст заслуженной награды – найдет, чем обидеть и уязвить…
Расскажу еще одну почти смешную историю. Как-то я приехала в город, о котором писал Шамиль. Пришла в нашу школу, и кто-то мне сказал, что на мое имя пришла какая-то награда из министерства образования ТАССР.» Помнишь, ты давала открытый урок и министру очень понравилось…» Забавное все-таки было место Набережные Челны: министр мог поприсутствовать на уроке… Нигде больше таких чудес не видала! Бессменный директор нашей 26 школы сказала, что да: был несколько лет назад какой-то приказ и какая-то награда, но вот найти ее после ремонта – дело не быстрое… Обещала поискать… Видно не нашла, да и зачем? Не хочу думать, что и тут Зависть виновата…Вся жизнь связана со школой. Люблю свою профессию и своих учеников! А Зависть, что ж? к ней привыкаешь, как к толкучке в городском транспорте…
Обижают в коллективе? - Завидуют!
Машину на стоянке поцарапали? - Завидуют!
Куртку в раздевалке порезали? - Завидуют!
Защититься трудно, но можно: работу поменять, ездить на старой развалюхе, а в школу ребенка отправлять в дешевых обносках, которым никто не позавидует…
Наверное, можно и так! Или как? Каждый решает сам…
Будет и продолжение моих историй. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ И ЧИТАЙТЕ!