В период пандемии государственное финансирование искусства и культурных институций в США сократилось, и на сцену американского арт-рынка вышли филантропы — люди из богатейших слоев общества, готовые пожертвовать музеям и некоммерческим организациям внушительные суммы на их развитие. Одна из ярких фигур американской филантропии — Маккензи Скотт, входящая в список богатейших женщин планеты и бывшая супруга владельца Amazon Джеффа Безоса. За последние два года она выделила большие гранты на развитие некоммерческих институций, в том числе в сфере культуры. Можно ли считать Маккензи Скотт новой звездой американской арт-индустрии и почему её деятельность как филантропа подвергают критике — читайте в нашем материале.
Кто такая Маккензи Скотт
В 2021 году Маккензи Скотт — известная писательница, третья в списке богатейших женщин планеты по версии Forbes и видный филантроп в сфере искусства. В 2019 году, после развода с влиятельным предпринимателем и сооснователем интернет-компании Amazon Джеффом Безосом, Маккензи Скотт пожертвовала от своего имени около 8,6 миллиардов долларов на благотворительность некоммерческим организациям. Эта сумма превысила даже отчисления Фонда Билла и Мелинды Гейтс в 2019 году — одной из крупнейших благотворительных организаций мира.
По данным Bloomberg, всего в 2020 году Маккензи Скотт выделила 786 грантов, и 375 из них предоставили в открытый доступ отчёт, на основе которого была составлена статистика распределения благотворительных средств по различным общественным сферам. Согласно данным издания, всего на искусство и культуру благотворительница выделила 266 миллионов долларов. Из этой суммы самые крупные пожертвования были переведены на счета Alvin Ailey American Dance Theater, African American Cultural Heritage Fund, Dance Theatre of Harlem, Western States Arts Federation и Mid Atlantic Arts Foundation. Большая часть институций, получивших столь щедрый дар — некоммерческие и негосударственные организации. Это отличает стратегию Маккензи Скотт от политики других филантропов, которые обычно спонсируют крупные и известные государственные институции. Сама спонсор в своём блоге пишет, что её цель — поддержать организации культуры и искусства, которые способствуют более высокой сплочённости локальных сообществ и укреплению их идентичности, а также повышают академический статус своих участников и оказывают положительный эффект на снижение уровня местной преступности.
Новый стиль филантропии
В июне 2021 года газета The Art Newspaper провела исследование, где выяснилось, что большое количество организаций, получивших пожертвования от благотворительницы, сосредоточены на исследованиях культур, чьё искусство не часто становится объектом внимания филантропов. Ещё одна особенность политики благотворительности Маккензи Скотт — то, что многие её гранты, в отличие от пожертвований других филантропов, зачастую не выделяются организациям на развитие конкретных задач и проектов, а предоставляются им в свободное пользование: институции сами решают, как распределить полученные деньги. Это позволяет некоммерческим культурным организациям самостоятельно принять решение о том, в каком направлении им нужно развиваться, и тоже является новым шагом в развитии современной филантропии.
За что критикуют филантропию в сфере искусства
Маккензи Скотт начала заниматься благотворительностью совсем недавно: по данным Bloomberg, личный контроль над своим состоянием она получила лишь в 2019 году после развода с Джеффом Безосом. Вскоре после этого она подписала «Клятву дарения», в которой взяла на себя обязательство пожертвовать свой капитал при жизни или в завещании. Кроме того, пожертвования на нужды искусства и культуры по статистике занимают весьма небольшую часть в общей сумме грантов, выделенных благотворительницей. Эти факты вызывают у экспертов сомнения в том, насколько стабилен интерес Маккензи Скотт к финансированию сферы искусства. Бенджамин Соскис, старший научный сотрудник Центра некоммерческих организаций и филантропии Urban Institute, подчёркивает, что благотворительность Маккензи Скотт не является систематизированной, а механизмы выбора институций, которые нуждаются в финансировании, не прозрачны, в отличие от, например, Фонда Гейтса, который публикует на своём сайте подробный отчёт о пожертвованиях. По его словам, это приводит к тому, что реальные и потенциальные получатели грантов не контролируют свою судьбу: никто из них не может полагаться на благотворительность, всё решают личные вкусы спонсора.
Сама Маккензи Скотт в своём блоге пишет, что в приоритет для выделения грантов её команда путём тщательного анализа выбирает институции, которые имеют отношение к исторически маргинализированным культурным и социальным идентичностям. Кроме того, в 2020 году, после убийства Джорджа Флойда, она пожертвовала 587 миллионов долларов организациям, занимающимся противодействием расовому неравенству — это почти в два раза больше, чем общая сумма, перечисленная Маккензи Скотт на счета культурных институций. Всё это позволяет сделать вывод о том, что несмотря на огромную сумму, потраченную благотворительницей на нужды культурной индустрии, её основные интересы как филантропа не сосредоточены на искусстве, и мотивом её благотворительности служит скорее солидарность с идеями о преодолении расового неравенства (в том числе и в сфере культуры), нежели поддержка непосредственно современного искусства. Пожертвования Маккензи Скотт культурным институциям можно назвать явлением, которое характерно для мира современного арт-бизнеса, когда представители богатейших слоёв общества покупают произведения искусства, оказывая заметное влияние на арт-индустрию.
Джефф Безос как филантроп: в чём отличия
В 2019 году бывший муж Маккензи Скотт Джефф Безос, по данным новостной рассылки арт-дилера Джоша Байера, приобрёл два произведения искусства: картину Эда Рушея Hurting The Word Radio #2 на аукционе Christie’s за 52,5 миллиона долларов и картину Vignette 19 Керри Джеймса Маршалла на аукционе Sotheby’s за 18,5 миллионов долларов, что намного превысило все ожидаемые оценки. Выход Джеффа Безоса на рынок современного искусства можно назвать шагом в построении нового имиджа после громкого развода. Если анализировать его пожертвования различным институциям за последнее время, можно заметить, что в искусстве он заинтересован меньше, чем Маккензи Скотт: его благотворительность идёт на нужды научно-технических организаций — например, Смитсоновского института или Национального музея воздухоплавания и астронавтикики. И если сравнивать благотворительность бывших супругов Безос в сфере искусства, то Маккензи Скотт, несмотря на критику со стороны представителей СМИ и культурных институций, является гораздо более значимой фигурой для современного искусства США.
Филантропия и государственное финансирование искусства в России и США
Государственная поддержка искусства в США составляет почти половину от общей доли финансирования, поступающего на счета культурных институций. По данным Association of Art Museums Directors, которая анализирует деятельность работы учреждений искусства в США, в 2018 году процент их доходов от государственных грантов и федеральных и региональных субсидий составил около 42%. Остальной объём доходов составили продажа билетов, абонементов, музейной продукции, а также пожертвования трастов, фондов и индивидуальных благотворителей. В приоритете на получение государственного финансирования прежде всего находятся крупные музеи и библиотеки. Помимо этого, государство предоставляет для культурных учреждений налоговые льготы. Национальный фонд искусств (National Endowment for the Arts) выделяет организациям средства на реализацию одобренных ею программ. Часть от выделенных Фондом сумм организации должны найти самостоятельно в рамках программы долевых субсидий. Помимо Национального фонда искусств, в США на федеральном уровне схожим образом функционируют Институт музейных и библиотечных служб, Национальное управление архивов и документации и Национальный фонд гуманитарных наук. На региональном уровне степень поддержки искусства различается в зависимости от штата. Подобные условия государственной поддержки искусства стали причиной масштабного развития в США частной филантропии и индустрии арт-предпринимательства в целом.
В основу государственной культурной политики России, согласно Конституции, является «духовное, культурное, национальное самоопределение России, объединение российского общества и формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности на основе использования всего потенциала отечественной культуры» и на основе «традиционных для России нравственных ценностей, гражданской ответственности и патриотизма». В документе «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие культуры» можно увидеть, что финансирование учреждений искусства в России направлено на бюджетные институции, и о поддержке частных инициатив в постановлении не упомянуто. В России существует Президентский фонд культурных инициатив, выделяющий гранты в рамках конкурса, в котором могут принять участие некоммерческие и коммерческие организации, муниципальные учреждения, а также индивидуальные предприниматели. Тематика конкурса ориентирована на традиционные ценности, упомянутые в Конституции: в 2021 году это «Нация созидателей», «Великое русское слово», «Я горжусь», «Место силы», «Культурный код», «Молодые лидеры», «История страны. Вехи», «Многонациональный народ». Более широкий спектр тем и конкурсов предлагает Российский фонд культуры.
В целом, характер государственной поддержки культуры в России можно назвать более централизованным, нежели в США. Однако культура индивидуальной филантропии и поддержки локальных институций в России в 2021 году развита гораздо меньше, и о российской Маккензи Скотт нам только предстоит узнать.