Найти тему
Уфимский транспорт

В каких городах нашей необъятной имеются электробусы - часть 1

Оглавление

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Сегодня тема будет про электротранспорт, а именно про электробусы. Я не буду говорить громких заявлений о пользе и вреде, углубленно вдаваться в подробности конструкции этого вида транспорта, надеюсь услышать мнение в комментариях по данному поводу.

Цикл статей разделю на две части: электробусы БК/СК и электробусы МК (микроавтобусы)

Электробус (по-другому, электрический автобус) — безрельсовое механическое транспортное средство общего пользования c электрическим приводом.

На момент написания статьи, в нашей стране представлено несколько моделей электробусов:

  • КАМАЗ-6282
  • ЛиАЗ-6274
  • Volgabus-5270.E0
  • 5298.02 «Сириус»

Москва

Когда затронул тему Нашей необъятной, первый город, который пришел на мой ум — конечно же наша Златоглавая. Как бы к этому городу мы бы не относились, все же нужно дать должное и с почтением к нему отнестись.

История электробуса в Москве началась в 2015 году, с ЛиАЗ-6274. Тогда электробус выехал весной на испытания по маршрутам города, однако испытаний с пассажирами не было по разным причинам, среди них регулярные поломки и сходы.

Первый электробус в Москве — как блин комом. Автор фото: Андрей Рябицев. Источник — fotobus.msk.ru
Первый электробус в Москве — как блин комом. Автор фото: Андрей Рябицев. Источник — fotobus.msk.ru

Открытие движения произошло 1 сентября 2018 года, но не так как планировалось во снах любителей. Дело в том, что к этому времени должны были доставить необходимое количество машин для работы на 73 маршруте города, однако, заводы не успели с поставками электробусов и в итоге выпустили всего два электробуса. На открытии присутствовал мэр столицы Сергей Собянин, однако при нем электробус сломался не проехав даже значительной части маршрута. Их запустили, происходили частые сходы и т. д., постепенно электробусы заменяли троллейбусы и итог таков — троллейбус оставили только на одном маршруте с выпуском 4 машины, тем самым практически прекратив движение троллейбусов в Москве.

Всего же, по данным источникам, в Москве эксплуатируются чуть более 800 автобусов, с каждым разом их количество увеличивается.

Санкт-Петербург

На мой памяти, один из немногих городов в Российской Федерации, где закупают и обновляют все виды транспорта, начиная от малого класса автобусов и заканчивая вагонами метрополитена. Про электробус тоже не забыли. Представителем вида транспорта является Volgabus-5270.E0, их количество составляет 10 машин. Машины можно встретить на одном маршруте под номером 128, связывающий остров Декабристов и Аптекарский остров. В разный период времени пробовали другие модели электробусов: КАМАЗ-6282, МАЗ-303Е10, хочется отметить ещё сочлененный БКМ E433 Vitovt Max Electro, которые в настоящее время эксплуатируется только в одном городе – Минск.

Volgabus-5270.E0. Автор фото: Сергей Лапин. Источник — transphoto.org
Volgabus-5270.E0. Автор фото: Сергей Лапин. Источник — transphoto.org

Пойдет ли Питер по стопам Москвы (многие поймут о чем речь), покажет время.

Владивосток

Вспоминая этот город, мне вспоминаются песни Мумий Тролля, Русский мост и купюра. Выпадет шанс — посещу.

Самая восточная точка Российской Федерации, где эксплуатируются электробусы. Представителями данного вида транспорта являются два автобуса ЛиАЗ-6274. Эксплуатируются они на маршруте №90, связывающий две площади — Борцов Революции и Луговую. Протяженность его маленькая, но для двух машин приемлема.

ЛиАЗ-6274. Автор фото: ichvdk. Источник — fotobus.msk.ru
ЛиАЗ-6274. Автор фото: ichvdk. Источник — fotobus.msk.ru

Про их историю мало что скажу, но появились они в конце 2019 года, о планах их приобретения было известно летом того же года.

Тюмень

В своё время город признали самым успешным по уровню жизни. Есть все, но нет так такового городского электротранспорта, однако имеется представитель.

До недавнего времени город был без городского электротранспорта, но в 2017 году прибыл первый электробус, в 2019 (взамен первому) пришёл второй электробус. Эксплуатируется он на 10 маршруте (Аэроэкспрессе) связывающий Аэропорт с остальной частью Тюменью. Представителем данного вида транспорта является ЛиАЗ-6274.

ЛиАЗ-6274. Автор фото: Олег Довгалюк. Источник — fotobus.msk.ru
ЛиАЗ-6274. Автор фото: Олег Довгалюк. Источник — fotobus.msk.ru

Липецк

Если трамвайное хозяйство смогли уберечь от закрытия, то троллейбусное нет. Альтернатива представлена в виде автобусов и электробусов.

Автобусов, работающих от батареек, здесь немного — насчитывается 5 штук, все — Volgabus-5270.E0.

Volgabus-5270.E0. Автор фото: Кирилл путешественник. Источник — http://fotobus.msk.ru/
Volgabus-5270.E0. Автор фото: Кирилл путешественник. Источник — http://fotobus.msk.ru/

Эксплуатируются они на кольцевом маршруте 2т.

Набережные Челны

Знаменитый город не только на территории Российской Федерации, но и за её пределами. Славится, как Вы уже могли понять, продукцией Камского автомобильного завода, начиная от маленьких и маневренных «Окушек» и заканчивая новыми, современными грузовиками КамАЗ NEO, 54901. Конечно, не всегда надежными, но все же работоспособными. Также можно отметить туалетную бумагу, мороженое и бройлеров.

Данные машины не эксплуатируются на городских маршрутах, а лишь развозят сотрудников подразделений ПАО «КАМАЗ». Соответственно, представителями данного вида транспорта является КАМАЗ-6282. Всего их несколько штук, возможно со временем их будет в разы больше.

.КАМАЗ-6282. Автор фото: Rayllz. Источник — fotobus.msk.ru
.КАМАЗ-6282. Автор фото: Rayllz. Источник — fotobus.msk.ru

Собинка

Ещё один город, который используют электробус в служебных целях, конкретно по развозке сотрудников автобусного завода Volgabus. Представителем электробуса, как вида транспорта, тут является Volgabus-5270.E0. Из–за того, что географически область маленькая, служебный автобус можно выловить во Владимире. Имеются ли перспективы развития электробуса как вида транспорта в области, об этом я ничего не могу сказать.

Volgabus-5270.E0. Автор фото: fegeffeuer. Источник — transphoto.org
Volgabus-5270.E0. Автор фото: fegeffeuer. Источник — transphoto.org

Новосибирск

Если начинать с истоков зарождения электробуса, то стоит отметить Новосибирск. Именно здесь в 2012 году, по заказу завода литий-ионных аккумуляторов (ООО «Лиотех»), опытно-конструкторское бюро «Drive Electro» (НИИКЭУ) построил электробус на базе НефАЗа-52992. По сути, это был некий эксперимент.

В настоящее время, автобус трудится на новосибирском завод химконцентратов, редко выезжая за пределы территории производственного комплекса.

НефАЗ-52992. Автор фото: Каляка. Источник — fotobus.msk.ru
НефАЗ-52992. Автор фото: Каляка. Источник — fotobus.msk.ru

Также есть ещё и микроавтобус, о котором вы узнаете в следующей части.

Рыбинск

Город, какое-то время носивший фамилию генсека компартии Советского Союза (в этом плане у них есть что-то общее с Набережными Челнами), также отсюда идут истоки «основателей Голливуда». Да, речь про Рыбинск.

Город, расположенный на берегу Волги имеется достаточно неплохую троллейбусную сеть. Примечателен этот город также тем, что в своё время он получил значительную часть б/ушных троллейбусов ВМЗ-5298.01 «Авангард» из двух городов: Вологды, Казани.

Электробус в городе единственный, модель имеется название ярчайшей звезды ночного неба 5298.02 «Сириус». Поступил он на баланс предприятия в декабре 2019 года, спустя месяц был отправлен на завод для дальнейшей модернизации и спустя почти 3 недель вернулся обратно в город, где он по прежнему трудится на благо жителей и гостей города.

5298.02 «Сириус». Автор фото: Палыч. Источник — fotobus.msk.ru
5298.02 «Сириус». Автор фото: Палыч. Источник — fotobus.msk.ru

Сочи

Не отошли мы от рыбинского «Сириуса», так перешли к сочинскому. Разница лишь в том, что на севере – это модель электробуса, а на юге – образовательный центр, в котором эксплуатируются несколько электробусов.

SOR EBN 11.1. Автор фото: Доктор Дизель. Источник — fotobus.msk.ru
SOR EBN 11.1. Автор фото: Доктор Дизель. Источник — fotobus.msk.ru

Представителей данного вида электрического транспорта два, один из которых является чешский автобус SOR EBN 11.1.

Пользуясь моментом, хочу порекомендовать статью про данные автобусы: История SOR | Обзор, история

Подводя итоги данной статьи скажу следующее: упомянул я только те города, в котором электробусы, по сути, закрепились за предприятием, не находятся на испытаниях. Электробус, как транспорт, штука дорогая и не каждый крупный город, не говоря уж про провинциальный. Все свои плюсы, все свои минусы покажет спустя какое-то время, а какое именно – неизвестно.

Также я не упомянул про микроавтобусы, а они имеются. Про них будет написана отдельная статья, так что продолжение следует...)

Дорогие читатели! Рекомендую группу "Уфимский электротранспорт", а также дзен-канал «Дмитрий Михайлов».

#электробус #уфимский транспорт #общественный транспорт #городской транспорт #экология #электричество #авто #отечественный автопром #технологии #камаз