Найти тему
Загадки истории

ПИРАТЫ И РАЗБОЙНИКИ #3.1/Кровавая "Женская доля"/1.Царица Тевта

Оглавление

Кровавая "Женская доля"

1.Царица Тевта

В 241 году до нашей эры Кар­фаген потерпел поражение в Первой Пунической вой­не. Пока Гамилькар Барка по­давлял восстание наемников в Карфагене, на Иллирийском побережье сложилось пират­ское разбойничье государство. Своего расцвета оно достигло в 30-х годах III века до нашей эры, при царе Агроне и его су­пруге, царице Тевте...

После победы над Карфагеном взоры римлян были обращены на Балканский полуостров. Побережье Иллирии с необычайно из­вилистой береговой линией, с массой островов и множеством удоб­ных бухт, служило прекрасной базой для пиратов. На своих легких и быстрых судах морские разбойники грабили берега не только Бал­канского полуострова, но и Италии. Часто они нападали на торговые суда. Все это делало совершенно невозможным плавание по Адри­атическому и Ионическому морям. И римляне решили устранить проблему...

Тевта - царица Иллирии
Тевта - царица Иллирии

Не угрожай даме!

К сожалению, мы очень мало знаем о царице Тевте. Зато известно, что в 231 году до нашей эры умер Агрон. У него остался малолетний сын. Его опекуншей стала Тевта. Была она женщиной своевольной и порой жестокой. Она быстро установила связь с пиратами и царем Македонии Деметрием II - злейшим врагом Рима. Иллирийские пираты уже страшной угрозой не только для греков западного побережья Балкан, но и для италийской торговли. И не смотря на то что у римского сената в это время и так дел было невпроворот, они решили вмешаться. Осенью 230 года до нашей эры к Тевте явились два римских посла - сенатора. Они потребовали от царицы возместить убытки италийским купцам и дать гарантии, что пираты прекратят нападать на торговые суда. Римляне вели себя дерзко. Тевта, находившаяся в зените своего могущества и полагав­шая, что римляне никогда всерьез не вмешаются в дела ее государ­ства, приняла послов весьма надменно и сурово. Она заявила им, что не в обычаях Иллирии мешать кому-нибудь приобретать себе добы­чу на море. Тогда один из послов, оскорбленный приемом и словами царицы, воскликнул в сердцах: «Ну так мы постараемся исправить иллирийские обычаи!»
Разъяренная Тевта прервала переговоры и приказала послам уби­раться восвояси. Едва послы покинули дворец, к пиратам поспешил гонец. Ничего не подозревавших римлян в открытом море перехва­тили морские разбойники. Одного из послов они даже пальцем не тронули, а второго, который дерзил царице, убили. Оказывается, не стоит связываться с представительницей прекрасного пола, кем бы она ни была, — это не развратный Рим, а иллирийские женщины мо­гут мстить.

Тевта прогоняет посланников Рима
Тевта прогоняет посланников Рима

Беспомощность Вечного города

Таким образом, посланцы Рима так и не смогли разрешить мирным путем вопрос о пиратах.
Почувствовав бессилие римлян, в 229 году до нашей эры Тевта по­слала своих пиратов в греческие воды. Морские разбойники чуть было хитростью не захватили город Эпидамн. Но жителям надоело терпеть беспредел этой братии, и они сумели изгнать их. Тогда пираты направились к богатому городу Керкира на одноименном острове.
Взять его сразу им не удалось, и они приступили к осаде. Но на помощь осажденным поспешил ахейско-этолийский флот. Пираты в одном из сражений разгромили его. Не дождавшись помощи, сдалась Керкира. Римляне не могли больше терпеть такой беспредел иллирийской царицы и снарядили флот из 200 судов. Решено было послать и сухопутное войско. Вскоре около города Аполлония вы­садились римские легионы, насчитывающие 22 тысячи человек. Вся надежда Тевты была на Македонию — союзника Иллирии. Но боги словно пришли на помощь римлянам.
В это время в Македонии умер Деметрий II, и на престол вступил его девятилетний сын Филипп V. А какой прок от ребенка? К тому же в Македонии начались смуты, и пока регент Антигон III Досон — дядя Филиппа — сумел их подавить, время было потеряно. Римский флот подошел к Керкире. Но город был захвачен пиратами. И рим­ляне решили осаждать его.
Хотя под стенами города они долго не задержались. Начальник гарнизона, грек Деметрий Фаросский перешел на сторону римлян и сдал им город. Тевта рассчитывала, что враг увязнет под стенами Керкиры и других городов. Но города Аполлония, Эпидамн и мно­гие другие, страдавшие от набегов пиратов, отдались под защиту римлян. Выразили покорность Риму и некоторые соседние варвар­ские города. Тесня со всех сторон, Тевта была вынуждена бежать вглубь страны и укрылась в одном из укрепленных городков. Пира­ты оказались ненадежными вояками, союзники на помощь в труд­ную минуту не пришли. И весной 228 года до нашей эры Тевта была вынуждена запросить мира. Она отказывалась от всех областей, го­родов и островов Адриатического побережья, занятых римлянами, а также была вынуждена уплатить контрибуцию и обещала, что ил­лирийские суда не будут теперь спускаться южнее города Лисса. Согласно договору, исключение допускалось только для двух невоо­руженных кораблей одновременно. Тем самым с пиратством было покончено.

Отречение или смерть?

Но римляне не спешили превратить завоеванные области в свои непосредственные владения, как они поступили с теми же Сарди­нией и Сицилией. И вообще, они были еще мало заинтересованы в Балканском полуострове. Их целью было безопасное плавание по Адриатическому морю. Поэтому часть занятой территории они пе­редали Деметрию Фаросскому, который стал теперь управлять ею в качестве самостоя-тельного государя. А греческие города — Керки­ра, Аполлония, Эпидамн и другие — фактически были поставлены в положение, близко напоминавшее положение римских союзников: они пользовались внутренней самостоятельностью и не платили налогов. Римляне добились одного - требовать с них поставки вспомогательных войск.
Они также направили в ахейский и этолийский союзы своих по­слов, которые официально информировали их о происшедших со­бытиях. Греки выразили живейшее удовлетворение по поводу раз­грома иллирийских пиратов и договора с Тевтой. Эти два союза на случай войны с Македонией и с Тевтой становились союзниками римлян.
Затем о своей победе Рим известил Афины и Коринф. Коринфя­не торжествовали и даже вынесли постановление о допущении рим­ского народа к Истмийским играм. Этим постановлением римляне были официально признаны эллинами, хотя про себя греки продол­жали считать их варварами. Но Рим был слишком крупной силой, и грекам приходилось с этим считаться. Примером тому была попыт­ка Тевты бороться с Римом. В 228 году до нашей эры римскому се­нату казалось, что он раз и навсегда решил иллирийскую проблему: Тевта повержена, пираты разгромлены. Но на этот раз в Риме жесто­ко ошибались. Часть Иллирии захватил Деметрий Фаросский. Не­ известно, что в итоге произошло с бывшей царицей - покровитель­ницей иллирийских пиратов. Она, возможно, отреклась от власти в пользу Деметрия, который через какое-то время открыто выступил союзником Антигона Досона в Греции. По мнению других истори­ков, Тевта вскоре после поражения умерла.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)