В пандемию о более-менее стройном и предсказуемом графике кинопремьер приходится забыть. И на этой неделе тоже. Были в ее начале новинки? Были - вот и радуйтесь. А то, что обычный день премьеры не понедельник, а четверг, в худшем случае - пятница… Как говорится, свежо предание, да верится с трудом. Ну а то, что кто-то в еженедельном обзоре все эти новые фильмы уже освещал - это его проблема.
Поэтому на этот раз, чтобы не повторяться, предлагаю воспользоваться вынужденной стратегической паузой и коснуться тех новых лент, которые по каким-то причинам, например, из-за несоответствия прокатному формату, в кинотеатрах не появились.
Некоторое время назад я уже упоминал о корейском сериале «Игра в кальмара» (18+). Но сейчас на подходе новая сенсация, на этот раз американская, - сериал, в русском варианте названный длинно и неточно: «Уборщица. История матери-одиночки» (18+). Впрочем, переводчиков можно понять - подходящего многозначного синонима к английскому maid (а это и горничная, и служанка, и та же уборщица, и даже домохозяйка, в буквальном же переводе - девка) в русском просто нет.
Почему это сенсация? Это не фантастика, не фэнтези, не комедия, даже не мелодрама - это чистая, стопроцентная драма в самом ее классическом виде. Настоящий роман XIX века, даром что действие происходит в XXI! И конечно, первый вопрос - кто это будет смотреть?
Зрительский рейтинг «Уборщицы…» (18+) на imdb.com - 8,5/10, на «Кинопоиске» - 7,7/10.
Как и полагается классическому роману, «Уборщица…» (18+) щекотать зрителя и вообще как-то ему потакать не собирается. Главная героиня - домохозяйка, решившая после нескольких лет внебрачного сожительства уйти от своего неофициального мужа и попытаться построить новую жизнь. Заметим, что из всех богатств у нее - трехлетняя дочка, всего же остального просто нет. Нет в самом буквальном смысле слова.
Главный недостаток сериала - он феминистский, причем точь-в-точь по первой части известной русской поговорки о всех мужиках: все плохие герои - мужчины, все хорошие - женщины. Парторг в лице продюсировавшей «Уборщицу…» (18+) Марго Робби (эта голливудская звезда - активистка феминистского движения) одобрил! Но идеологическая нагрузка с лихвой искупается невероятной объемностью всех без исключения персонажей и потрясающей достоверностью их быта, прописанного вплоть до каждого потраченного цента. Вне всякого сомнения в том, что касается драматургии, «Уборщица…» (18+) - один из лучших сериалов года.
Разумеется, если персонаж прописан до малейшей детали, актерам, собственно, и не нужно прилагать особых усилий, чтобы хорошо сыграть своих героев. Главные звезды сериала, Маргарет Куэлли (уборщица) и Энди Макдауэлл (ее мать), честно говоря, не сказать чтобы такие уж великие актрисы. Но здесь им веришь от первого до последнего кадра!
Так совпало, что похожий по сюжетной структуре, по героям и даже по локации (и там, и там - провинция) сериал параллельно вышел и у нас. Я имею в виду «Везет» (16+), о котором многие, наверное, наслышаны. Место действия там Мурманск.
Чтобы стало понятно, какая основная проблема здесь, обратимся к официальному синопсису: «Иван был чемпионом по мотогонкам. Неудачный заезд и травма стоили герою карьеры. Герой работает трезвым водителем и развозит необычных пассажиров: мужчину, которому надо попасть на встречу с инопланетянами; бизнесмена, решившего покончить с собой; малолетнюю «ночную бабочку»; замерзающего на ледяной трассе раввина. Развозя пассажиров, Иван встретит инспектора ДПС, циничного прохиндея, который станет ему верным другом. И заведет романтические отношения со Светланой, в прошлом - содержанкой состоятельных господ».
Однако насмотренный зритель российских сериалов сразу узнает все типовые паттерны, шаблоны и стандарты, с которыми здесь героически сражаются Евгений Цыганов, Светлана Ходченкова, Максим Лагашкин, Сергей Газаров, Юлия Снигирь и Владимир Меньшов (в «Везет» (16+) была его последняя роль). Временами их битва со сценарным монструозом оказывается очень успешной. К тому же и пейзажи зимнего Мурманска сняты очень красиво. Не хуже Териберки в «Левиафане» (18+).
В этой связи вспоминается еще одна наша лента этого года - «Молоко» (16+). Действие ее происходит в Кировске. Кировск там действительно потрясающий, да и актеры в картине тоже хорошие: Юлия Пересильд, Гоша Куценко, Юрий Колокольников.
«Молоко» (16+) - артхаус, и рассчитан на фестивальный прокат. Кстати, а вы знаете, что в Кировске легко можно найти и утащить для домашнего разведения парочку пингвинов? Создатели фильма знают.
Полицейский боевик «Перекрестный огонь» (16+) - приятный подарок для всех любителей жанра в целом и гонконгского кино в частности. Это последняя лента, снятая Бенни Чаном (он умер в прошлом году в разгар китайского периода пандемии). Бенни Чан снял в Гонконге свыше двадцати лент, в том числе такие классические «джекичановские», как «Кто я?» (12+) и «Полицейская история» (12+). В «Перекрестном огне» (16+) Джеки Чана, к сожалению, нет, но зато есть Донни Йен.
Для гонконгского кино «Перекрестный огонь» (16+) - настоящая визитная карточка: все его достоинства и недостатки здесь доведены до предела. «Боевка» (трюковая хореография) картины такова - и ясно, что сделана она без компьютера! - что, когда дело доходит до нее, вопрос один: «Как это вообще можно было снять, не угробив всю съемочную группу?» Что же до недостатков, то, как всегда в гонконгских боевиках, герои столь однообразные, что иногда кажется, что их можно было бы спокойно поменять местами, и ничего бы не изменилось. Поскольку в основе сюжета борьба хороших полицейских с плохими, то высокоштильноморальные речи героев прилагаются. Забавно, изрекают они их, словно гоголевский Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин: «как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».
И напоследок самое неожиданное: германская лента «Я создан для тебя» (16+). Формально по жанру это фантастика, и не просто, а настоящий киберпанк. Давно ли кто-то слышал что-то о германском киберпанке? Но киберпанк в этой картине особый. Он очищен от всех посторонних наслоений, как технологических, так и жанровых. Действие фильма происходит в «параллельном настоящем» - все как у нас, но нет пандемии, зато есть человекообразные роботы. Они и выглядят как люди, и способны выполнять все человеческие функции. Главная героиня работает в государственной комиссии по этике, и ей предстоит дать официальный ответ - можно ли запускать таких роботов в свободную, широкую продажу. А для этого компания-производитель представляет ей такого робота для двухнедельного тестирования.
Узнали «Бегущего по лезвию бритвы» (16+)? Сюжетные параллели, безусловно, вполне сознательные - и весь экшен из сценария выброшен тоже вполне сознательно. Киберпанк в этом фильме на самом деле не жанр, а лишь стилистический прием. Больше же всего создателей картины интересуют не технологии, а люди и их актуальные, животрепещущие, а не взятые с потолка проблемы.
Иными словами, «Я создан для тебя» (16+) - старомодное, «олдскульное» европейское кино. В чем и состоит его основная прелесть.
Опубликовано: Мурманский вестник от 11.11.2021