Найти тему

Мифы о моторных маслах

Оглавление

О моторных маслах бытует множество мифов, связанных с принципами его работы в двигателе. Моторное масло – сложный продукт по составу, у него множество классов, категорий, марок, изучить которые подробно трудно. У автовладельцев – уйма вопросов: какое масло – лучшее / качественное, как часто заливать и менять, можно ли мешать и т.д. Сложилась масса стереотипов, многие из которых настолько ошибочны, что похожи на мифы.

Миф 1. Между минеральным маслом и синтетическим нет разницы

Каждое моторное масло имеет основу – так называемую «базу». Масла делятся на 3 группы, в зависимости от происхождения базового масла: минеральные, синтетические и полусинтетические.

Отличаются друг от друга на молекулярном уровне.

Основа минеральных масел – нефть после нескольких этапов обработки: ее разделили, очистили и «облагородили». Нефтяная основа состоит из молекул разной структуры, поэтому нестабильна. Залитое в мотор минеральное масло окисляется интенсивнее, теряет свои свойства, а значит быстро «стареет» и требует частой замены.

Основа синтетических масел – полимеры, молекулы которых одинаковы по физико-химическим свойствам, структуре, у них одинаковый молекулярный вес. Эксплуатационные характеристики молекул разработчики продукта рассчитали в процессе искусственного синтеза масла. Поэтому синтетическое масло работает более стабильно в заданных ему условиях: меньше, чем минеральная смазка, боится перегрева и низких температур.

Полусинтетические масла – это смесь (сочетание) двух типов масел: минералки и синтетики.

Поэтому разница между минеральным и синтетическим маслами – существенная. И работают в моторе они по-разному: минеральные «смывают» отложения на деталях постепенно, а синтетические быстро.

По-разному реагируют на изменение температурного фактора. При высокой температуре присадки в минеральных маслах выгорают, что отрицательно сказывается на работе двигателя. У них разная текучесть. Минеральное масло при минусовых температурах замерзает, поэтому зимой его невозможно использовать.

Миф 2. Смешивание масел не вредит двигателю

Заливка одного масла в другое допускается только при форс-мажорных обстоятельствах. Вы находитесь в дороге, до сервисного центра нужно как-то доехать или поездка неотложная, а уровень масла в моторе ниже допустимого.

Без необходимости смешивать два смазочных продукта не стоит. Масла могут оказаться разной вязкости, произведенные разными брендами, следовательно, с разными пакетами присадок (а каждый использует свои формулы при создании присадок).

В лучшем случае два смешанных в моторе масла в процессе работы не раскроют свой защитный потенциал. В худшем случае при смешении получится новый химический состав, выпадет осадок, что приведет к некорректной работе двигателя, а закончится капительным ремонтом силового агрегата.

Поэтому ездить на «смеси» долго не стоит. При первой же возможности следует полностью заменить масло с промывкой мотора от остатков оказавшегося в двигателе «коктейля».

Миф 3. Чем масло дороже, тем лучше

Цена масла – не главная причина для покупки смазки. Дорогое или дешевое, импортное или отечественного производства – эти критерии не основные.

Лучшее масло для мотора автомобиля – совместимое с его двигателем. Производители моторов указывают список смазочных материалов, которые можно заливать в мотор. Ориентироваться при выборе масла можно на наличие допусков, которые указаны на этикетке канистры со смазкой. Нужные сведения ищите в сервисной книжке авто, в руководстве по эксплуатации, на официальном сайте производителя машины.

И дорогое импортное масло, и бюджетное отечественное могут иметь допуск для использования в двигателе вашей машины. А очень качественное масло может нанести вред мотору, если оно не «подходит».

Современное масло для мотора – это сочетание базового масла и пакета присадок. Смазочный материал может не подходить по «базе», например, в мотор вашего авто нельзя заливать минеральные масла или полусинтетические.

Миф 4. Интервалы замены масла одинаковы для всех машин

Каждую техническую жидкость в автомобиле нужно менять регулярно. Интервалы замены указаны в техническом регламенте вашей машины. Регулярная замена масла для мотора важна для нормальной работы силового агрегата, а игнорирование приведет к неприятным последствиям для мотора.

Интервалы замены моторной смазки индивидуальны для каждой марки автомобиля. Их устанавливают производители двигателей, исходя из конструктивных особенностей ДВС, вида используемого топлива, состава рекомендованного для использования моторного масла.

У современных легковых автомобилей рекомендованные интервалы примерно одинаковые. Но определяются они для каждой марки независимо друг от друга, в результате сложных технических тестов и испытаний, лабораторных проб.

Замену масла необходимо осуществлять чаще, чем указано в руководстве по эксплуатации, если мотор сильно изношен, если машина эксплуатируется в тяжелых условиях.

Миф 5. Масло не нужно менять регулярно

За интервалами замены моторного масла, рекомендованными автопроизводителем, нужно следить. Поездки на масле, которое уже выработало свой ресурс, приводят к негативным последствиям для силового агрегата.

При «перепробеге» масло теряет свои свойства: смазывающие, защищающие, моющие, антикоррозийные и другие. Масло становится более вязким, хуже прокачивается по системе, детали мотора плохо смазываются, поэтому изнашиваются быстрее, так как без достаточной смазки интенсивнее трутся друг о друга.

Масло нужно менять регулярно, чтобы избежать износа двигателя раньше срока, а также его поломок и заклинивания.

Интервал замены масла указан автопроизводителем. Но он может быть сокращен. Интервал замены масла зависит от марки, модели машины, установленного двигателя, пробега, условий эксплуатации автомобиля.

Есть еще один миф, связанный с заменой моторного масла: если ездить на масле дольше, чем рекомендовано автопроизводителем, то двигателю не будет вреда.

Разовое увеличение интервала между заменами моторного масла на 2-3 тысячи километров не повлечет за собой критических изменений в моторе, если залито качественное смазочное средство. Но чем дольше ездить с маслом, которое уже выработало свой ресурс, тем больше вероятность поломки. Но если постоянно не соблюдать сроки замены масла, то придется делать капремонт двигателя.

Миф 6. Замену масла производить только по показаниям одометра

Менять масло в моторе, ориентируясь на показания одометра, нужно не всегда. Если автомобиль эксплуатируется в городе, часто стоит в пробках, у водителя динамичный стиль вождения, то у мотора при незначительном пробеге в километрах «набегает» солидная наработка в моточасах.

В этом случае интервал замены моторного масла вычисляется иначе: пробег по показаниям одометра, рекомендованный производителем, делится пополам. Т.е. масло нужно менять в два раза чаще.

Если машина стояла в гараже и не ездила, то масло в любом случае нужно поменять раз год: залитая в мотор жидкость потеряла свои эксплуатационные качества, даже если еще не истек срок годности, указанный на канистре.

Поэтому рекомендуется менять масло, ориентируясь не только на цифры пробега, состояние мотора и условия эксплуатации, но и «по возрасту»: раз в год, если машина ездила мало.

С заменой масла связан еще один миф:

Миф 7. Если автомобиль мало ездит (особенно зимой!), то масло меняется реже

Как часто нужно менять масло автовладельцу, который редко пользуется машиной? Она хранится в сухом и теплом гараже, пробег в год – незначительный, в несколько раз меньше, чем требуется для замены смазки.

Менять масло, ориентируясь на цифры пробега? Менять, когда истечет срок годности, указанный на канистре со смазочной жидкостью?

Уже залитое в двигатель масло теряет свои свойства быстрее, чем в запечатанной канистре: происходит взаимодействие с воздухом, продукт окисляется, значит, портится. Находясь в двигателе, масло постоянно контактирует с самыми разными металлами, из которых выполнены элементы мотора. Происходят химические реакции, которые исходный состав смазки ухудшают.

Ошибочно и мнение, что зимой масло нужно менять реже, если водитель использует машину на короткие расстояния, поэтому мотор нормально не прогревается. При таких условиях смазка постепенно накапливает влагу и несгоревшие компоненты топлива. Появляются низкотемпературные отложения.

Миф 8. Масло можно не менять, а доливать свежее по мере испарения

В процессе работы двигателя масло испаряется. Можно ли только доливать свежее до необходимого уровня жидкости в моторе? Давайте развеем этот миф.

Испарение – не единственный процесс, который происходит с маслом во время его работы в двигателе. В смазке накапливаются частицы сажи, отложений, шлама. Если масло только доливать, а не заменять полностью, то таких отложений и образовавшихся осадков становится все больше и больше в смазочной жидкости.

Двигатель, работающий на такой смазке, быстрее изнашивается и выходит из строя. Ездить постоянно «на доливе» не стоит.

При полной замене масла обязательно меняется масляный фильтр, который «собирает» скопившиеся в смазке продукты сгорания и деструкции. «Забитый» фильтр – также одна из причин поломки мотора машины.

Поэтому масло и масляный фильтр нужно менять, ориентируясь на рекомендации производителя вашего мотора и особенности эксплуатации машины.

Другой миф: можно ездить на «минимуме» масла, потому что объем залитого масла больше, чем мотору требуется для смазки его деталей.

Если объем залитого масла меньше указанного, то возрастает в несколько раз его обмен, поэтому ускоряется износ смазки. Экономить масло, заливая его меньше в мотор, не получится: в этом случае возрастает частота замены масла и увеличивается риск поломки мотора из-за недостаточной смазки.

Миф 9. Если в масло добавлять дополнительные присадки, то от смазки эффект будет больше

Дополнительные присадки в масло для получения определенных свойств добавлялись когда-то. Сейчас иная ситуация. Каждый производитель моторных масел точно рассчитывает состав каждого продукта: какие вещества нужны, в каком количестве и для какого двигателя. Каждое масло – сбалансированный продукт, предназначенный для определенных условий эксплуатации и типа мотора.

Добавление сторонних присадок этот баланс нарушит. Водитель хочет улучшить одно из свойств масла, добавляет стороннюю присадку. Вместо ожидаемого положительного эффекта получает результат наоборот: ухудшаются остальные характеристики. Производители масел не раскрывают химический состав используемых ими присадок. Поэтому предсказать, какая химическая реакция произойдет, если смешать внешнюю присадку и масло, – невозможно. До капитального ремонта мотора.

Производители моторных масел категорически против подобных улучшений своих продуктов. Хотите наилучшего эффекта от моторного масла? Выбирайте качественные масла от мировых производителей, которые рекомендованы для использования в моторе вашей машины.

Миф 10. Темное масло менять нужно срочно

Недавно залитое прозрачное по цвету масло потемнело через сотню километров пробега? Это не повод для беспокойства и срочной замены масла.

Скорость потемнения масла зависит от нескольких факторов:

• Качество и тип топлива;

• Загрязненность двигателя;

• Объем и состав присадок, которые должны растворять грязь на стенках мотора;

• Качество масла, которое было залито в мотор ранее.

Некачественный бензин оставляет больше продуктов сгорания. Их должны растворять и вымывать со стенок мотора специальные моющие присадки, входящие в состав моторного масла. Если залит некачественный бензин и используется моторное масло с большим количеством моющих присадок, то смазка потемнеет очень быстро.

Если двигатель был сильно загрязнен, а водитель залил масло с активными моющими присадками, то возможно быстрое потемнение смазки. Потемнение масла – свидетельство того, что оно в первые километры пробега отлично выполнило свою функцию: освободило поверхность двигателя внутреннего сгорания от грязи на его поверхности.

Если ранее использовалось некачественное масло, которое не удалило с поверхности деталей мотора все отложения, то заливка нового масла с эффективными присадками приведет к растворению скопившихся отложений, вымыванию. В этом случае также произойдет быстрое потемнение только что залитой смазки.

Что делать, если масло потемнело быстро? Буквально через несколько сотен километров пробега.

Обратить внимание на работу двигателя: есть ли «сигналы», свидетельствующие, что мотор работает некорректно: увеличился расход топлива, запах гари и т.д. Если да, то искать поломку и устранять ее. Если ваша машина работает нормально, без сбоев, значит, беспокоится о почерневшем масле не стоит.

Степень изношенности масла нельзя оценить по его цвету (прозрачное или темное). Во время эксплуатации темнеет даже самое качественное масло, но при этом оно сохраняет рабочие свойства.

Миф 11: Качество всесезонного масла хуже, чем у масел летнего или зимнего сезонов

Сейчас ведущие производители моторных масел предлагают для легковых автомобилей всесезонные моторные масла. Они обеспечивают смазывание двигателя летом и надежный пуск зимой, в условиях российских морозов.

Всесезонное масло удовлетворяет условиям автопроизводителей к пусковым свойствам масел при низких температурах и в условиях жаркого лета.

Миф 12: Масло только защищает двигатель от износа

Основная функция масла – защита деталей двигателя от износа. Но современные масла выполняют множество и других задач. Например, занимаются охлаждением мотора (отводят образовывающееся тепло), «моют» его внутренности, удаляют скопившуюся грязь в масляный фильтр и другие.

Миф 13. Чем выше вязкость масла, тем ниже износ мотора

Чем выше вязкость, тем толще масляная пленка, которая появляется на деталях мотора. Износ силового агрегата действительно уменьшается благодаря этой пленке. Но при толстом слое масляной пленки хуже отводится тепло от двигателя, из-за этого мотор перегревается, металл расширяется, увеличивается трение, возможно заклинивание деталей мотора.

Вязкость залитого в мотор масла должна быть не высокой или низкой, а оптимальной для данного мотора.