Найти тему
Рок на БиС

Эксперименты от Дока. Часть 1. ELP, Can, Frank Zappa, Todd Rundgren, USSSY.

Небольшое предисловие. Постоянные читатели нашего канала уже знают, что к двум постоянным пишущим статьи авторам (БиС и МЮ) добавился третий. Его псевдоним Doc.K. Нам показался очень интересным его взгляд на музыку, во первых, потому, что Док - представитель другого, более молодого поколения любителей рока. А, во-вторых, он - действующий музыкант, гитарист, вокалист и автор англоязычных песен в одной из московских инди-команд. Забавно, но после статей об очень достойном современном австралийском проекте Tame Impala, следующей темой Док избрал рок-эксперименты, причем большая часть привлекших его внимание экспериментаторов - это те, кого слушают и уважают меломаны именно нашего поколения. Здесь очень хочется ехидно усмехнуться и пригласить всех любителей порассуждать, что молодежь "нынче не та" и "слушает не то" обязательно прочесть эту заметку. БиС.

За всю свою службу на музыкальном фронте я не раз обращал внимание на команды (или отдельные альбомы), которые имели нетипичное звучание. У себя в голове я классифицировал их как «экспериментальный рок». В первую очередь, речь идёт не о самом направлении «экспериментальный рок», а скорее о музыке, которая звучит неординарно и местами причудливо и, в хорошем смысле этого слова, «странно». Это касается как музыкального содержания (нетипичные приёмы построения композиций, непривычная гармония), так и способов извлечения музыки (самодельные инструменты, создание необычных звуков).

Изображение сгенерировано автором в нейро-машине
Изображение сгенерировано автором в нейро-машине

К слову, отдельный жанр «экспериментал» в рок-музыке, как я считаю, либо не существует в чистом виде, либо имеет очень уж маленькую нишу. Чаще «эксперименты» дополняют творчество артиста, а не определяют его: где-то граничит с нойзом, где-то с прог/арт-роком, где-то с психоделией или чем-то ещё. Да и вообще, если позволить себе порассуждать, рок всегда был экспериментальным. Это в первую очередь новаторская музыка. Благодаря неординарным подходам к творчеству год за годом расширялся горизонт рок-музыки.

Рассмотрим первую пятёрку исполнителей, привлекших моё внимание.

USSSY – они же «УСЫ». Одна из самых самобытных и интересных отечественных андерграундных команд. Группа сформирована в Москве в 2007 году.

Первые работы «усов» можно охарактеризовать как дикую смесь мат-рока, нойза, экспериментальной музыки. Отличающей чертой коллектива является опущенный на два тона (баритон) строй гитары. Раннее творчество USSSY имело привкус металла и пластика, а барабанная партия записана несколько раз и склеена в одну. Участники коллектива нередко использовали при записи необычные звуки – звук вращения кресла барабанщика, самодельный струнный инструмент из картонной коробки и плинтуса…

Музыка звучит словно какофония, но лишь на первый взгляд: атмосфера создаётся жуткая, местами потусторонняя, но не лишённая величественного очарования (альбом USSSY «Oko»). С 2011 года в структуре экспериментального нойза начали появляться отчетливые вкрапления восточной музыки (работа «Ud»). С 2013 года музыканты полностью отдались работе в восточном стиле и выпустили одну из самых удачных и ярких на мой взгляд пластинок – «Afghan Music House Party».

После выхода в том же 2013 году альбома «Unsharp Mask» из группы уходит участник Артём Галкин (в частности, для того, чтобы уделять больше времени обучению игры на курдском танбуре).

Совпадение это или нет, но по моему мнению, данное событие являет собой окончание «золотого века» группы. Второй участник команды, Павел Еремеев, расширил состав группы и продолжил работать над материалом для USSSY в фольклорной восточной тематике.

В 2018 году случился релиз альбома "Voyage", а сравнительно недавно, в 2020 году, альбома "Po Krugu". Не смотря на то, что звучание и стиль остались практически неизменными, мне кажется, что на последних работах неповторимая атмосфера и волшебство будто бы утратилось… В любом случае, рекомендую к ознакомлению эту необычную команду, творчество которой не имеет аналогов ни у нас, ни за рубежом.

Emerson, Lake & Palmer – "Emerson, Lake & Palmer" (1970). Дебютный альбом британской супер-группы. Интересный факт, что проектом заинтересовался сам Джими Хендрикс, но не успел в нем поучаствовать из-за своей преждевременной кончины (проект намеревались назвать HELP - по заглавным буквам участников проекта). В данном случае экспериментальный подход вращается вокруг той версии прог/арт рока, которая именуется symphonic prog.

Благодаря виртуозным клавишным пассажам Эмерсона содержание альбома больше напоминает выдержку из академического музыкального произведения, нежели рок-музыку. Практически каждая композиция разбита на искусно связанные друг с другом части, что тоже весьма «академично». Непосредственно «эксперименты» реализуют себя в продолжительности композиций, неординарном построении песен, некоторой хаотичности и иллюзии дисгармоничности клавишных партий. Благодаря этим гротескным и причудливым включениям пластинка приобретает необычные и в хорошем смысле «странные» черты, благодаря чему и попала в данную рубрику.

Описанного подхода Эмерсон со товарищи продолжил придерживаться и в дальнейшем творчестве.

Ютуб-канал MrLodurr

Todd Rundgren – "A Wizard A True Star" (1973). Четвертый альбом американского музыканта Тодда Рандгрена. К слову, одна из излюбленных работ и источник вдохновения Кевина Паркера, героя моих предыдущих статей. Вдохновением же для самого Рандгрена послужили опыты с психоделиками и попытка через музыку передать иное видение звука и музыки.

При знакомстве с «Волшебником» сразу бросается в глаза дерзость, легкость, непринуждённость. Автор словно испытывает границы дозволенного, пытается измерить податливость устоявшихся тенденций и подходов к созданию музыки. Работа богата на резкие переходы, смелые аранжировки и неординарный подход к работе со звуком. Некоторые композиции напрямую отражают эксперименты Рандгрена. (Например, инструментальные зарисовки Dogfight Giggle, Flamingo).

Тем не менее, не смотря на некоторую сумбурность, альбом очень мелодичный. Композиции гармонично перетекают одна в другую и воздействуют на широкий спектр эмоций. «A Wizard A True Star» – это волшебный калейдоскоп, в который рекомендуется заглянуть каждому ценителю психоделической и необычной музыки.

CAN— "Tago Mago" (1971). Было бы преступлением не упомянуть в данной рубрике творчество немецкой краут-рок группы CAN. Часто становление краут-рока как жанра во многом является заслугой Коммунизма Анархизма Нигилизма (расшифровка аббревиатуры CAN).

Причём краут-рок у CAN является лишь верхушкой айсберга; при подробном рассмотрении можно обнаружить авангард-рок, ранний нойз-рок, психоделию, этнический рок, электронику и даже эмбиент (альбом "Future Days").

Достаточно часто голос вокалиста Дамо Судзуки используется как отдельный инструмент, аранжировка, что также является отличительной чертой команды. Голос Судзуки напоминает скорее шаманские песнопения и словно направлен внутрь себя, а не на слушателя. Отдельно следует отметить виртуозную игру барабанщика Яки Либецайта. Стержень коллектива и один из лучших в мире барабанщиков, Либецайт выработал свой уникальный и узнаваемый стиль игры.

Ютуб-канал Beat-Club

Как квинтэссенцию творчества группы я выбрал наиболее влиятельный альбом "Tago Mago" как наиболее яркий пример творчества коллектива. Как правило, композиции строятся по двум основным направлениям: гипнотический грув с доведённой до совершенства ритм-секцией и «дебри экспериментов», – продолжительные и насыщенные необычными решениями и эффектами композиции с минимальной лирической нагрузкой. Ни у кого не вызывает сомнений, что CAN – признанные революционеры и одна из самых влиятельных рок-групп своего времени.

Frank Zappa. Говоря о следующем герое нашей рубрики, очень сложно ограничиться какой-либо одной работой музыканта. Творчество Заппы полиморфно и требует, по меньшей мере, нескольких отдельных статей. Начало творческого пути музыканта берет истоки в составе гаражной команды «The Mothers of Invention». Уже на данном этапе четко прослеживается неординарный подход музыканта – необычное построение композиции, короткие пассажи симфонических инструментов, неожиданные студийные эффекты. С началом сольной карьеры эксперименты Заппы становятся все более смелыми и всеобъемлющими – сложные инструментальные партии, активное внедрение классической музыки и джаза, разнообразные примеси музыки различных культур, собственный, уникальный подход к игре на гитаре и… это далеко не всё.

Ютуб-канал vv0422

Такую дикую смесь жанров можно обозначить как авант-прог, но всю деятельность музыканта в границы одного стиля уместить невозможно. Творчество Заппы смело можно охарактеризовать как эклектичное, вбирающее в себя несовместимое и противоречивое. Благодаря своим пытливым и неутомимым музыкальным экспериментам, Фрэнк Заппа введён в Зал Славы рок-н-ролла в 1995 году.

Продолжение следует…

Автор заметки - Doc. K

#музыка #рок #experimental #todd rundgren #frank zappa #emerson lake palmer #usssy #can #prog-rock