Найти тему
Рюкзак туриста

Как и когда появился поезд «Санкт-Петербург – Севастополь» ? Проехав в нём, узнал ответ на этот вопрос.

Доброго времени суток, читателям моего канала! Этим летом мне удалось проехать поездом «Санкт-Петербург – Севастополь». Подробно рассказывать о его современном состоянии я не вижу смысла, поскольку о нём и так уже много написано. А вот его история меня заинтересовала. Также с удовольствием поделюсь снимками, которые сделал в пути от Петербурга до Симферополя.

В 1875г. железная дорога связала Симферополь с Севастополем, и сразу же начал курсировать поезд «Лозовая – Севастополь». Благодаря вагонам разных классов, люди разного материального положения, могли позволить себе отправиться в этот город.

Техническая остановка на ст. Поварово-1. По соседству стоит поезд «Брянск – Санкт-Петербург». Фото автора.
Техническая остановка на ст. Поварово-1. По соседству стоит поезд «Брянск – Санкт-Петербург». Фото автора.

На протяжении 20 лет пассажиры добирались в Крым с несколькими пересадками. Сегодня такое невозможно представить, но в то время единой железнодорожной сети в России ещё не было. Каждая дорога принадлежала своему владельцу, что и вызвало множество пересадок в пути на дальние расстояния. Таким образом, чтобы добраться из столицы в Крым, необходимы были пересадки в Москве, Курске и Лозовой. Длительность такой поездки составляла почти 90 часов!

Со временем пришло осознание того, что железная дорога должна быть единой, и первое прямое сообщение Петербурга с Севастополем появилось в 1895г. Время в пути сократилось до 60 часов. Однако по данным Википедии беспересадочное железнодорожное сообщение столицы с Крымом появилось на десять лет раньше. Для удобства пассажиров отправляющихся на Южный берег Крыма расписание поездов было состыковано с пароходами.

Изначально пассажирские перевозки осуществлялись беспересадочными вагонами «Санкт-Петербург – Севастополь» Iи IIклассов. При отправлении из столицы вагоны прицеплялись к поезду «Санкт-Петербург – Москва», а дальше следовали в составе курьерского.

6 мая 1900г. был сформирован поезд «Санкт-Петербург – Севастополь». А его время в пути составило 49 часов. Через год он получил статус курьерского на всём пути следования. Также в 1911г. поезд стал круглогодичным, а в его состав включаются беспересадочные вагоны до Феодосии. В 1914г. в нём появился вагон-ресторан. Интересный факт, что вагон-ресторан прицеплялся в Твери и следовал до Орла.

После Октябрьской революции и во время Гражданской войны, регулярное курсирование поезда прекратилось. А в первые годы появления СССР было нестабильным. Только с 1924г. поезд из Ленинграда в Севастополь отправлялся три раза в неделю, под номером 5/6. В 1925г. количество рейсов было увеличено до пяти раз в неделю. Составы «Ленинград – Севастополь» формировались из жёстких, мягких и спальных вагонов, а также вагона-ресторана. С 1927г. поезд стал ежедневным.

В 1930г. поезду присвоен № 7/8, но потом маршрут и номер изменились. Только в 1965г. этот номер был возвращён, а поезд стал фирменным и получил название «Нева». В народе его называли, поездом двух морей. После распада СССР практически все новые вагоны были переданы для формирования поездов «Санкт-Петербург - Москва», и «Нева» формировалась из старых вагонов, что привело к снятию фирменности.

В мае 2014г. курсирование поезда прервалось по известным причинам. Лишь только 23 декабря 2019г. железнодорожное сообщение между Петербургом и Севастополем возобновилось. Таким образом, началась современная история этого поезда. А пока на подъезде к Ростову можно полюбоваться Доном.

И вот ровно в 18.00 «семёрка» прибыл в Ростов-на-Дону.

В Ростове стоянка 33 минуты. Фото автора.
В Ростове стоянка 33 минуты. Фото автора.

За окном давно стемнело, а как приятно под стук колёс попить чая в подстаканнике, знакомясь с историей поезда, которым сейчас путешествую.

Стоянка на 9-м км. Здесь происходит смена направления движения на Крым. Фото автора.
Стоянка на 9-м км. Здесь происходит смена направления движения на Крым. Фото автора.
Так я нашёл ответ на вопрос. Фото автора.
Так я нашёл ответ на вопрос. Фото автора.

Напоследок хочется обратиться к перевозчику «Гранд Сервис Экспресс», с предложением при отправлении поезда из Петербурга и Севастополя предоставить пассажирам информационные буклеты об истории данного поезда. Ведь очень здорово почувствовать историю в современности!