Когда ранние имамы говорят о следовании сунне и смерти «на сунне», они подразумевают непричастность к пути таких течений как рафидиты, хариджиты и джахмиты. Для ранних имамов «следование сунне» - это приверженность основам религии, унаследованным широкими кругами исламских ученых из поколения в поколение. Подразумеваются ключевые вопросы вероучения и базовые принципы шариата, как то: согласие с тем, что сунна и иджма (единогласные мнения) являются шариатскими доказательствами.
Передается от Яхьи ибн Ауна, что он сказал: «Я пришел вместе с Сахнуном к Ибн аль-Кассару во время его болезни. Он (Сахнун) сказал: «Что это за напасть?» Ответил (Ибн аль-Кассар) ему: «Это — смерть и прибытие к Аллаху». И сказал ему Сахнун: «Разве ты не подтверждаешь веру в посланников, воскресение, расчет, рай и ад, и что лучший в этой общине Абу Бакр, затем Умар, и что Коран — речь Аллаха, не сотворен, и что Аллах будет увиден в Судный день, и что Он вознесся над троном, и что ты не выходишь с мечом против имамов, даже если они проявляют несправедливость?» Он ответил: «Конечно же, клянусь Аллахом». Сказал ему Сахнун: «Тогда умирай, когда пожелаешь. Умирай, когда пожелаешь».
См. «Ас-Сияр» 12/65-69.
Когда современники говорят, как и что делать «по сунне», у них это выражение означает максимальный акцент на использовании буквальных смыслов любых найденных в наше время хадисов, которые кто-то счёл достоверными со стороны иснада.
И проблема в том, что принцип «по сунне» в таком значении не отражает шариат. Он отражает точку зрения людей, оценивающих весь шариат исключительно через призму известных им хадисов.
Ислам же строится не «по сунне». Ислам строится как минимум «по Корану и Сунне, и иджма, и кыясу».
Кроме того может быть «по истисхабу и масалих мурсаля, и истикра, и урфу, и истихсану, и примеру древних мединцев, и мнению сподвижника, и шариату прежних общин».
В каких-то отдельных единичных вопросах возможно существование только «по сунне» или только «по шариату прежних общин», но весь шариат так не формируется и не оценивается.
Писал имам Ибрахим ибн Муса аш-Шатыби аль-Малики:
«Так же и шариат: не извлекается правовое положение (хукм) в нем настоящим образом, кроме как исходя из всего шариата целиком. Не из какого-то (одного) шариатского довода, каким бы ни был этот довод. Даже если у кого-то сложится впечатление, что этот довод говорит (о правовом положении). Это будет только сомнительным предположением, а не действительным решением (о том, каков хукм)…
… Положение утвердившихся (в знании и понимании) — это целостное видение шариата единой картиной, части которой служат друг другу так же, как органы человека, когда они собраны в единый образ. А дело последователей (муттаби) сомнительного/неясного (муташабих) — это хватка за какой-нибудь довод, каким бы он ни был, с легкостью хватаясь за него в первую очередь, даже если есть то, что противоречит ему из общих и частных (факторов, доводов)».
См. «Аль-И’тисам» 1/311-312.
Кроме того, чьё-то понимание хадиса и чей-то перевод хадиса - это ещё не сунна. Это вариант понимания сунны, который может отражать ее истинную суть, а может противоречить ей из-за ограниченности в базе и способах мышления у того, кто делает вывод.
Наши страницы в социальных сетях:
twitter | youtube | instagram | facebook | vkontakte | telegram