Найти тему
Жиза!

Эльдар Рязанов: из голода и бараков в мир большого кино

Оглавление

Имя Эльдар, означающее на тюркском языке «владеющий миром», оказалось пророческим – Рязанов на самом деле смог завоевать сердца миллионов и стать властителем умов.

Легендарный советский и российский кинорежиссер, сценарист, поэт, драматург, телеведущий и педагог, народный артист СССР, Лауреат Госпремии СССР и Госпремии РСФСР имени братьев Васильевых за долгие годы творческих исканий и колоссального труда создал около 30 фильмов, около 200 авторских телепрограмм, написал более 11 интереснейших книг, 20 сценариев и пьес.

Как режиссер Эльдар Рязанов прославился рано – в возрасте 29-ти лет, когда на экраны вышла его легендарная комедия «Карнавальная ночь». И следующие полвека доказали – это не было случайностью: Рязанову удавалось легко обыгрывать самые сложные социальные темы, иногда даже запрещенные цензурой, удачно экспериментировать с разными жанрами, а его работы стали классикой кинематографа. Многие фразы из его фильмов цитируют до сих пор, а сами фильмы завоевали всенародную любовь.

В этой статье мы собрали наиболее интересные факты о жизни Эльдара Рязанова.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Родился Эльдар Рязанов 18 ноября 1927 года в Самаре.

-2

Его отец Александр Семенович был родом из крестьян, учился в реальном училище. В 16 лет стал большевиком, в 19 – комиссаром дивизии, в 1922-м году был отправлен разведчиком в Китай, а потом переведен в Персию. В Тегеране и прошли первые годы жизни Эльдара. Затем семья переехала в Москву, где Александр Семенович получил пост начальника винного главка.

Когда Эльдару было 3 года, его родители решили развестись из-за того, что отец пристрастился к алкоголю. После развода мальчик остался с матерью. Через 4 года мать вышла замуж за Льва Коппа – инженера, вдовца с ребенком, и с 7 лет Эльдара воспитывал отчим. У них сложились прекрасные отношения, и отчим любил и заботился о мальчике как о родном сыне.

-3

Отец Эльдара тоже женился во второй раз, у него родилась дочь. В 1938-м Александра Семеновича арестовали и дали 5 лет, но он бежал из лагеря, был пойман и получил еще 10 лет. В общей сложности он отсидел 17 лет, и это привело к трагическому окончанию его жизни.

Эльдар рос умным и изобретательным ребенком. Причем иногда его изобретательность была на грани законности: например, чтобы получить доступ в библиотеку, посещать которую можно было только с пятого класса, третьеклассник Эльдар, не мудрствуя лукаво, просто взял и подделал справку об учебе и притворился пятиклассником. Но на такой шаг он решился лишь потому, что с детства обожал читать и постоянно испытывал дефицит новых книг.

Во время Великой Отечественной войны семье Эльдара пришлось столкнуться со многими трудностями, в том числе – голодом, и чтобы хоть как-то прокормиться, семья продавала или обменивала на продукты книги. Во время эвакуации семья ютилась в холодных бараках с крысами. Эльдар стоял в очередях за хлебом, нянчил сводного брата, и постоянно чувствовал голод.

В старших классах он сочинял стихи, и хотел стать писателем, а в своих литературных изысканиях подражал Пушкину, Лермонтову, Маяковскому и Симонову.

А еще он мечтал много путешествовать и, побывав в разных странах, увидеть мир. Он даже чуть было не стал моряком: закончив экстерном 10 классов, в 1944 году Эльдар отправил запрос в Одесскую мореходную школу. А чтобы не терять зря времени, ожидая ответа, и ради любопытства он вместе с приятелем поехал поступать во ВГИК, хотя совсем не был рьяным поклонником кино.

В процессе подачи документов понервничать пришлось всей семье: мать и отчим – евреи, а отец – русский, но враг народа. Не сложно представить, как к детям из таких семей относились в то время. Но Эльдару повезло – сразу после вступительных экзаменов юноша он был зачислен на факультет режиссуры и попал в мастерскую Григория Козинцева – именитого советского сценариста и режиссера.

Годы учебы во ВГИКе Эльдар Александрович всегда вспоминал с улыбкой, ведь именно там он нашел многих друзей, с которыми потом прошел всю жизнь.

-4

В программе «Линия жизни» Рязанов рассказал о своем первом дне во ВГИКе:

- Первого сентября мы пришли в институт в красивых костюмах. Это в принципе был мой первый настоящий костюм. И первая же лекция была по предмету Военное дело. Тогда наш военный руководитель по фамилии Мацкин вывел нас из аудитории на улицу. Шел дождь, а он приказал нам лечь и ползти. Именно так прошло мое первое знакомство со ВГИКом.

Дипломная картина Рязанова, называвшаяся «Они учатся в Москве», получила высокие оценки преподавателей.

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ РЯЗАНОВА–РЕЖИССЕРА

В 1955 году, уже успев снять 2 фильма и стать сорежиссером 4-х картин, в том числе музыкальной ленты «Весенние голоса», Эльдар Александрович устроился работать на «Мосфильм».

Вскоре на экраны вышла комедия Рязанова «Карнавальная ночь», которая приобрела невероятную популярность в СССР. Это был его первый опыт создания комедийной ленты, и поэтому он совершенно не ожидал того успеха, который буквально обрушился на него. За эту работу Эльдар Рязанов удостоился многих наград, кроме того, смог по-новому раскрыть талант Юрия Белова и Игоря Ильинского и сделал невероятно известной Людмилу Гурченко.

-5

А еще тот фильм помог Рязанову избавиться от одного своего недостатка, мешавшего ему в жизни – привычки опаздывать. Вот как сам Эльдар Александрович рассказывал об этом:

- Я опоздал на съемочную площадку где-то на час. Зашел в павильон, а меня там ждет порядка трехсот человек. И вот я иду мимо статистов, осветителей, Гурченко, а они ничего не говорят. Только осуждающе смотрят. В тот день я избавился от дурной привычки опаздывать, и своих актеров в дальнейшем за это сурово наказывал.

Вдохновленный успехом «Карнавальной ночи», Рязанов вскоре представил свой новый фильм – «Девушка без адреса», который тоже был принят зрителями с восторгом.

В 60-е годы все кинофильмы Рязанова неизменно пользовались огромной популярностью и становились классикой отечественного кинематографа. Среди них такие ленты, как «Берегись автомобиля», «Гусарская баллада» и «Зигзаг удачи».

В 1971 году были экранизированы «Старики-разбойники» с Юрием Никулиным и Евгением Евстигнеевым в главных ролях, и снова – оглушительный успех у зрителя.

В 1975 году состоялась премьера культовой трагикомедии «Ирония судьбы, или С легким паром!», остающейся и сегодня одним из самых популярных фильмов советской эпохи. Спустя два года Рязанов снимает свой очередной шедевр – мелодраму «Служебный роман», которую и сегодня, как, впрочем, и все фильмы режиссера, с удовольствием смотрят зрители разных поколений.

-6

Следующей работой Рязанова стала трагикомедия «Гараж», вышедшая на экраны в 1979 году. В сотрудничестве с самыми популярными артистами, собранными на одной съемочной площадке, режиссер смог наглядно показать человеческие пороки, проявляющиеся у людей при определенных обстоятельствах.

В 1980-м году Эльдар Александрович приступил к съемкам телефильма «О бедном гусаре замолвите слово» по сценарию Григория Горина. Работа над этим фильмом, рассказывающем, как жандармский чин времен Николая I расследовал благонадежность офицеров гусарского полка, продвигалась с большим трудом – съемки останавливались, авторам трижды приходилось переделывать сценарий, а прокат фильма откладывался годами.

80-е годы ознаменовались выходом на экраны таких фильмов Рязанова, как «Жестокий романс», «Вокзал для двоих» и «Забытая мелодия для флейты».

По версии журнала «Советский экран», фильм «Жестокий романс» был признан зрителями «лучшим фильмом года», зато получил разгромные рецензии от критиков, которые обвиняли режиссера в «отходе от трактовки пьесы А.Островского и неверной расстановке акцентов».

-7

Досталось и комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» с Андреем Папановым в главной роли – сразу после выхода на киноэкраны фильм был снят с показа, а после запрещен почти на 30 лет. Особо свирепствовал в обругивании ее советский партийный и государственный деятель Михаил Суслов, называя фильм никчемным, бессодержательным, не имеющим четкой идейной и философской концепции. Запрет на демонстрацию фильма сняли и вернули ленту в прокат только в 1988 году – после решения Госкино СССР и конфликтной комиссии кинематографистов СССР.

Настроение времен перестройки отразилось и на творчестве Рязанова – с новой энергией он создает острые сатирические ленты, во всей красе показывающие, что творится в стране. Например, снятый в жанре социально-психологической драмы фильм «Забытая мелодия для флейты» наглядно показал всю глубину пропасти между жизнью зажравшихся чинуш и скудным бытом простых людей.

А в вышедшей в следующем году на экраны кинодраме «Дорогая Елена Сергеевна» Рязанов выявил кризис системы воспитания молодежи, которая пробуждает в юных душах самые темные стороны. Дирекция «Мосфильма» долго не давала разрешения на экранизацию этой повести.

-8

В трудные и роковые для многих россиян 1990-е Эльдар Рязанов снимает глубоко социально-философские фильмы о призвании и назначении человека. Так, в 1991 году выходит социальная трагикомедия «Небеса обетованные», рассказывающая о том, как накануне развала СССР не могут найти свое место в жизни люди, прозябающие на городской свалке. Этот фильм получил множество наград, среди которых – «Ника» в категории «Лучший игровой фильм» и признание Рязанова лучшим режиссером, а также был признан лучшим фильмом года по версии журнала «Советский экран».

Следующие фильмы-фарсы Рязанова – «Предсказание» и «Привет, дуралеи!» – рассказывают о том, как персонажи-неудачники смысл жизни чудесным образом находят в большой любви и достатке. Суть этих фарсов в мысли, что все люди обречены упорно ковать свое счастье, искать друг друга и верить в добро.

Вплоть до начала 2000-х Эльдар Рязанов работал очень активно, но все чаще стал жаловаться на самочувствие. Несмотря на проблемы со здоровьем, в новый 21-й век неутомимый художник вступает с новыми поисками, и в начале 2000-х представляет на суд зрителя 6 фильмов, из которых наиболее заметными стали «Старые клячи» и «Карнавальная ночь–2, или 50 лет спустя».

-9

В 2006 году Рязанов снимает давно задуманный им фильм об Андерсене, в котором великий сказочник показан сложным человеком, претерпевающим унижения, живущим в бедности, не имеющим семьи и собственного дома, но сохраняющим при этом свою гордость и честность.

Визитной карточкой Эльдара Рязанова стало его участие в своих же картинах в эпизодических ролях: случайного прохожего, полицейского, посетителя кафе, врача, гробовщика или спящего участника собрания...

Все актеры в СССР считали возможность поработать с Рязановым огромной удачей, и неспроста! Эльдар Александрович не только открывал большое будущее перед молодыми актерами, но и с новой стороны открывал зрителю уже, казалось бы, известных актеров, выводя их на новый пик популярности. Но попасть к нему на съемки было непросто: костяк коллектива его единомышленников и соратников сложился еще в 1960-х годах – сценарист Э. Брагинский, оператор В. Нахабцев, композиторы М. Таривердиев и А. Петров, артисты Е. Евстигнеев, А. Миронов, Ю. Яковлев, В. Талызина, позднее – В. Гафт, А. Папанов, И. Смоктуновский, А. Фрейндлих, А. Мягков, О. Басилашвили, М. Неелова, Ю. Никулин, С. Юрский, О. Ефремов и многие другие. О каждом из них Рязанов всегда говорил с любовью и нежностью самыми искренними теплыми словами.

Нельзя не сказать, что режиссер и актер Эльдар Рязанов был еще и ведущим ряда популярных на телевидении программ: «Кинопанорама», «Разговоры на свежем воздухе», «Восемь девок, один я», «Поговорим о странностях любви», «Четыре вечера с Владимиром Высоцким» и других.

-10

Но и на экране, и на сцене Рязанову однажды стало тесно, и он осуществил еще одну свою давнюю мечту – собрать в одном месте отечественную комедию: в 2005 году он создал киноклуб «Эльдар», в котором в трех залах шли концерты, демонстрировались фильмы, проводились творческие вечера как российских, так и иностранных режиссеров.

У Эльдара Рязанова было множество почетных титулов, званий и наград. Но главное его достижение в том, что он и сегодня не теряет своей популярности – его знают и обожают уже несколько поколений благодарных зрителей.

ТВОРЧЕСТВО РЯЗАНОВА-ПИСАТЕЛЯ

Удивительно, но будучи режиссером, Рязанов смог частично осуществить свою давнюю мечту стать писателем – он сам писал сценарии для своих многочисленных фильмов. И большинство текстов песен, звучащих в кинофильмах режиссера, тоже написаны самим Эльдаром Александровичем.

Рязанов часто писал пьесы и сценарии к своим фильмам или помогал в их написании. И писателем он все-таки стал, написав и издав книги «Зигзаг Удачи», «Грустное лицо комедии», «Смешные невеселые истории», «Эти несерьезные, несерьезные, фильмы», «Смешные невеселые истории», сборник стихов «Ностальгия».

В своей автобиографии «Грустное лицо комедии или наконец подведенные итоги» Эльдар Александрович высказался о своем самочувствии:

Это только в песнях поют: «Еще не вечер!». Уверяю вас, вечер, и довольно поздний. Пришло время закругляться, пора прекратить свою активную деятельность в кино. Я пока еще редко чувствую себя стариком. Но все-таки хватит хорохориться, пора и честь знать.

Многие друзья, соратники и поклонники считали, что здоровье режиссера было подорвано его личными переживаниями – ведь ему довелось провожать в последний путь многих близких друзей, в том числе Людмилу Гурченко и Юрия Яковлева.

ТРАГИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ И ПАМЯТЬ О РЕЖИССЕРЕ

В последние годы жизни здоровье Рязанова все больше ухудшалось, он все чаще размышлял о смысле и бренности бытия. Последние пять лет жизни Эльдар Рязанов упорно боролся с болезнью. В 2010–2011-х годах он перенес серьезные операции на сердце, а после неоднократно попадал в больницу. В 2014 году у него произошло острое нарушение мозгового кровообращения, а еще через несколько месяцев у Эльдара Александровича случился инфаркт.

В 2015 году, году Рязанов был срочно доставлен в реанимацию и через 3-х суток выписан домой. А через месяц, 30 ноября 2015 года, великого режиссера не стало. Ему было 88 лет. Причиной смерти была названа сердечная недостаточность.

В память о Рязанове названы две улицы – в Москве и Самаре. В октябре 2017 года в Самаре установили памятник Эльдару Александровичу.

-11