Как известно, с времен Петра Первого дуэли между офицерами русской армии карались одинаково: смертной казнью, дабы
"никто, хотя б кто он ни был, высокого или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, хотя другой кто, словами, делом, знаками или иным чем к тому побужден и раззадорен был, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединок с ним на пистолетах, или на шпагах биться".
Причем это наказание грозило не только непосредственным участникам дуэли, но и секундантам и даже тем, кто, зная о готовящейся дуэли, не принял мер к ее предотвращению,
"немедленно по караул послать или самим сходить, и о таком деле объявить, дабы караул их развести или в нужном случае за арест взять мог".
Однако, этот жесткий запрет не мешал русским офицерам в конце XVIII - начале XIX века дуэлировать едва ли не по любому, даже самому маленькому поводу. Как вспоминал один из гусарских офицеров, в начале XIX века рубились из-за всякой мелочи, но вопросы серьезные предпочитали решать только на пистолетах.
Причиной такого распространения дуэлей, как представляется, следует считать хорошо известный афоризм, согласно которому "в России суровость законов умеряется их неисполнением".
И примером того, "как это работало" послужат несколько дуэлей, имевших место в первой трети XIX века.
Дуэль из-за танца
На дне рождения отставного титулярного советника Александрова штабс-капитан Гогель, завидуя умению танцевать подполковника Шарона, в присутствии дам предложил последнему станцевать танец "мателот", который, по его словам, танцуют матросы на палубах кораблей. Подполковник усмотрел оскорбление в том, что ему, дворянину, было предложено танцевать матросский танец, ну а штабс-капитан, увлеченный вниманием дам, не стал его в этом разуверять.
Результатом пикировки стала дуэль, которая состоялась 24 января 1836 года и велась без свидетелей. Стрелялись из пистолетов на восьми шагах. Шарон был ранен в шею, но поправился.
Военный суд учел, что на дуэли дрались люди разных чинов и служебных положений (что рассматривалось, как отягчающее обстоятельство), и приговорил обоих дуэлянтов к трем месяцам ареста в крепости. Кроме того штабс-капитана Гогеля перевели из гвардии в армию. Император Николай I поддержал это решение.
Дуэль из-за плохой езды
Во время верховой езды в манеже поручик Ген назвал прапорщика Залесского "худым ездоком". Действительно, прапорщик, служивший и воевавший в пехотном полку, после войны по каким-то непонятным причинам попал в гвардейскую кавалерию, и навыков хорошей езды не имел. Повоевавший прапорщик за словом в карман не полез, и очень быстро дело дошло до логического конца: поручик Ген вызвал прапорщика Залесского на дуэль.
Дуэлировали на пистолетах на пяти шагах. Первым стрелял прапорщик. Ген был убит наповал.
Решение суда было категоричным: "повесить". Однако, 11 января 1834 года Николай I решил:
"Единственно во уважение прежней отличной службы продержать год в каземате, перевести тем же чином в драгунский полк".
Дуэль из-за рассказа о женщине
Летом 1841 года гусарские офицеры маялись без дела на лагерных сборах, и на одном из полковых обедов штабс-ротмистр князь Яшвиль, чтобы повеселить собравшихся, рассказал о своей очередной пассии, с которой он познакомился вчерашним вечером, а нынешним утром она покинула его квартиру.
Рассказ этот не понравился штабс-ротмистру князю Долгорукому, который заявил, что ни такие "победы", ни тем более рассказы о них не делают чести ни "победителю", ни рассказчику. Вспыхнувший конфликт закончился дуэлью, на которой Яшвиль застрелил Долгорукого.
Разбирательство и путешествие дела по инстанциям длилось целый год (надо думать из-за того, что дуэлянты были князьями). 2 июля 1842 года Николай I приказал:
"(Яшвиля - ИО) В рядовые до отличной выслуги против неприятеля; полковнику Герсдорфу (командиру полка, присутствовавшему при начале ссоры - ИО), как отличному и всеми уважаемому офицеру, должно было не пренебрегать происшедшим за обедом, призвать к себе обоих ссорившихся офицеров и требовать по званию своему немедленного примирения, тем более, что все дело было столь ничтожно, что более походило на ребячьи шалости, чем на поступки благородных офицеров".
Вместо эпилога: судьба князя Яшвиля
Разжалованный в рядовые князь Владимир Владимирович Яшвиль (представитель грузинского княжеского рода) был сослан на Кавказ в Куринский пехотный полк, в составе которого участвовал в 97 боевых операциях и получил звание унтре-офицера и Георгиевский крест. В 1844 году был произведен в корнеты и прикомандирован к Кавказскому линейному казачьему войску. В 1845 году за участие в Даргинской экспедиции получил звание штабс-ротмистра и вернулся в Лейб-Гвардии гусарский полк, став командиром эскадрона.
В 1856 году полковник Яшвиль был назначен командиром Уланского принца Фридриха Вюртембергского полка. В 1858 году генерал-майор Яшвиль стал командиром Лейб-Гвардии гусарского полка.
#дуэль #оружие
О видах дуэлей можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!