Найти в Дзене
EP

Класковский: Путин аккуратно послал Европу к Лукашенко

Оглавление

"Надежды иных противников Лукашенко, что Путин даст ему укорот или вовсе вот-вот сместит, наивны".

Западные СМИ рисуют зловещую картину скопления на польской границе нелегалов, готовых вторгнуться в пределы ЕС. В Европе убеждены, что это гибридная война режима Александра Лукашенко против демократических соседей. Белорусское же начальство, с одной стороны, грех на душу формально брать не хочет, но с другой — не может удержаться от злорадства. И довольно прозрачно дает понять, что Европа получает возмездие за санкции и прочие козни против режима, пишет политический аналитик Александр Класковский.

Позлорадствовать, конечно, приятно, но есть ли для Минска рациональный смысл в эскалации этого кризиса? Сможет ли Лукашенко, выражаясь его лексикой, «наклонить» Европу? Как поведет себя в контексте этой эскалации Россия, несомненно способная гораздо сильнее других игроков влиять на белорусское руководство?

«И вы, мерзавцы, безумцы, хотите, чтобы я вас защищал?»

Белорусские начальники делают невинное лицо: мол, эти люди из проблемных стран прибыли к нам законно, ничего здесь не нарушают и т.д. Понятно, что это лукавство.

Оставим в стороне вопрос о доставке этой публики в Беларусь. Но как минимум есть жесткие правила доступа иностранцев в пограничную зону. А уж за хождение колоннами по проезжей части сотни белорусов поплатились тюремными сроками, в то время как залетным персонажам это почему-то не возбраняется, белорусские силовики в отношении такого рода несанкционированных акций показывают себя просто лапочками.

Лукашенко 9 ноября использовал интервью главному редактору российского журнала «Национальная оборона» Игорю Коротченко для довольно прозрачных месседжей Европе: «Вы ввели против меня санкции, против белорусов. Вы пошли на гибридную войну против Беларуси (СМИ, экономика, политика, уже до военного, безопасности, добрались). И вы, мерзавцы, безумцы, хотите, чтобы я вас защищал, от мигрантов в том числе?»

По мнению Лукашенко, со стороны ЕС нелепо «требовать от меня, чтобы я, как прежде, за собственный счет оплачивал этот процесс и останавливал его…» Короче, меняйте свою политику по отношению к режиму, садитесь за стол переговоров и платите, если хотите избавиться от этой головной боли.

Пропагандисты режима и вовсе открытым текстом заявляют, что Лукашенко мог бы остановить этот кошмар «по щелчку пальцами».

Однако Европа пока делать реверансы перед Минском вроде как не собирается. Польша и Литва, несмотря на критику от структур ООН, правозащитников, ведут себя по отношению к непрошеным гостям жестко, дают от ворот поворот без церемоний.

Вдобавок за такую политику Минска Брюссель готовит наказание в виде пятого пакета санкций. Имидж режима на международной арене становится все одиознее, он все четче воспринимается Западом как угроза безопасности в регионе, источник нестабильности для сообщества демократических стран.

Режим уповает на слабость европейских политиков

Так можно ли сказать, что Лукашенко затеял заведомо проигрышную игру? Чем объяснить упорство режима в нагнетании миграционного кризиса?

В этом вопросе у белорусских властей, стремящихся досадить Европе, работает «та же логика, что и в отношении оппонентов внутри страны», отметил в комментарии для Naviny.by политический аналитик Валерий Карбалевич. По его мнению, у верхушки режима превалирует мотив «элементарной мести».

Но есть и чисто рациональный расчет, полагает эксперт, — принудить Европу к переговорам на условиях режима. Ведь «Лукашенко считает европейских политиков слабаками». И, например, канцлер Австрии Александр Шалленберг, заявив, что с Минском нельзя разговаривать только языком санкций (речь идет об анонсе конференции по Беларуси в Вене), дал белорусскому руководству повод считать, что есть смысл надавить на Европу посильнее, делает вывод собеседник Naviny.by.

Пока Лукашенко не удается «наклонить» ЕС, но и сильного ответа Европы нет, «Евросоюз растерялся», резюмировал Карбалевич.

Руководитель Центра политического анализа и прогноза (Варшава) Павел Усов в комментарии для Naviny.by также высказал мнение, что «на сегодняшний день в Европе нет таких политических лидеров, которые могли бы взять на себя полную ответственность, принять волевое решение додавливать режим Лукашенко, не считаясь с потерями от витка напряжения».

Лукашенко же, по словам политолога, «действует по принципу максимальной эскалации напряжения», исходя из того опыта, что европейские политики в условиях нарастающего дискомфорта склонны «идти путем какого-то компромисса, какого-то диалога». При этом в плане имиджа цивилизованного политика белорусскому правителю «уже нечего терять», подчеркнул Усов.

Путин играет в свою игру

В контексте этой эскалации очевидно, что Минску подыгрывает Москва. 10 ноября продолжающая исполнять обязанности канцлера ФРГ Ангела Меркель попыталась обсудить миграционный кризис с Владимиром Путиным. А тот, как сообщает пресс-служба Кремля, «предложил наладить обсуждение возникших проблем в прямых контактах представителей стран — членов Евросоюза с Минском». Проще говоря, аккуратно послал Европу к Лукашенко.

Но на самом деле было бы большим упрощением полагать, что Путин только и думает, как бы получше обслужить интересы Лукашенко в его конфликте с Западом. Москва ведет свою игру. В частности, Усов обращает внимание на то, что белорусское воздушное пространство начали патрулировать стратегические бомбардировщики Ту-22М3 воздушно-космических сил России.

«Не является ли миграционный кризис ширмой, чтобы в Беларуси появились российские войска?» — задается вопросом руководитель Центра политического анализа и прогноза.

По мнению эксперта, Путин в своем лице может навязать Евросоюзу роль медиатора в разрешении кризиса, обусловив это снятием с России западных санкций, навязав некий новый формат типа нормандского, в котором Москва выступит полноценным партнером для Европы.

Иными словами, Кремль способен таким образом решить проблему своего политического контроля над Беларусью, а также «использовать Лукашенко как инструмент реализации собственной внешней политики в отношении Европейского союза», резюмировал Усов.

Белорусское начальство не привыкло далеко просчитывать ходы

В общем, утверждение, что в этой ситуации хвост вертит собакой, выглядит как минимум спорно. Да, Лукашенко козыряет российским ядерным щитом и действительно, несмотря на все художества, может не бояться Запада в смысле интервенции (хотя и вспоминает раз за разом судьбы — вот и в разговоре с Коротченко тоже — Саддама Хусейна, Муаммара Каддафи, которых «просто убили» западные «мерзавцы»).

При этом надежды иных противников Лукашенко, что Путин даст ему укорот или вовсе вот-вот сместит, наивны. Два авторитарных режима родственны, близки по духу, к тому же у Кремля пока особо некем заменить белорусского вождя и нет для этого надежных инструментов.

Другое дело, что хозяин Кремля вовсе не видит свою миссию в создании наибольшего комфорта для проблемного белорусского партнера, его спасении любой ценой. Напротив, пользуясь его нарастающей конфронтацией с Западом, Москва, в частности, усиливает свое военное присутствие в Беларуси (что по большому счету не в интересах Лукашенко, а тем более не в интересах белорусского суверенитета).

А если смотреть шире, то очевидно, что российское руководство в принципе опутывает Беларусь такой сетью зависимостей, которую не смогло бы разорвать и любое новое руководство страны.

При этом Кремль готов ловить скандального союзника на слове: ага, ты говоришь, что поляки и прочие агрессоры вот-вот вторгнутся в Союзное государство на своих «Леопардах», так давай подсобим тебе парочкой военных баз, «Искандерами» на границах с вероломным монстром НАТО и т.д. А ты, кстати, сказав «а» в вопросе признания Крыма, давай уж говори и «б» (что автоматом резко ухудшит отношения с Украиной и усилит изоляцию Минска).

Вдобавок ко всему, если Польша и Литва продолжат сурово отфутболивать нелегалов, то их накопление в Беларуси может создать уже внутреннюю проблему для режима. И тогда, считает Карбалевич, белорусские власти поневоле будут вынуждены «свернуть эту операцию».

Но на сегодня мы видим, напротив, повышение ставок. Большое белорусское начальство не привыкло считать на много ходов вперед и, похоже, по-прежнему надеется «наклонить» Европу.

В итоге же Минск рискует сильно просчитаться по всем азимутам. Отношения с Западом будут окончательно похоронены, а Беларусь глубже залезет в имперскую ловушку Москвы.