Монастырь в трех километрах от центра города, основанный в 1127 году святой Ефросиньей Полоцкой - одна из важнейших достопримечательностей Белоруссии. С точки зрения архитектуры - здесь находится единственный уцелевший памятник полоцкого зодчества 12 века. С точки зрения религии здесь покоятся мощи Ефросиньи - одной из самых почитаемых православных святых, небесной покровительницы Беларуси.
К монастырю можно и доехать автобусом №4, а пешком идти 20-30 минут. В паре сотен метров от Дома Офицеров - Красный мост, по предшественнику которого в 1812 году в город вошли войска Витгенштейна, штурмом выбив отсюда французов. Нынешний мост построен в 1970-е годы как памятник:
В целом же дорога к Ефросиньину монастырю очень скучная - частный сектор, малоэтажки, магазины, железнодорожный переезд. Лучше ехать на автобусе. Интересен разве что памятник Всеславу Чародею на полпути, очень странно выглядящий у подножья многоэтажки:
Всеслав Чародей - полоцкий князь (1044-1100), при котором княжество достигло расцвета. Всеслав построил Софийский собор, воевал с братьями Ярославичами за киевский престол, которым даже завладел на полгода, а современники считали его колдуном. Памятник поставлен в 2007 году, и вполне раскрывает образ.
Еще парой километров дальше у дороги стоит памятник Николаю Угоднику - вот мы и пришли:
Между проспектом и монастырем - Лесной техникум. Явно дореволюционное кирпичное здание (паломническая гостиница?) с советской металлической инсталляцией:
Монастырь в перспективе улицы. И как видите, в Крещение народу вокруг не протолкнуться:
Витебская княжна Предслава, внучка Всеслава Чародея, родилась в 1110 году, а 12 лет приняла монашество и библейское имя Ефросинья. Для своих времен девушка была очень образована и увлечена, и в монахини пошла, скорее всего, чтобы иметь доступ к знаниям: в прошлом это была не редкость, монашество (и освобождение от брака и семьи) было для женщины единственным путём в культуру.
Несколько лет она жила при Полоцкой Софии, изучала литературу, на жизнь зарабатывала переписыванием книг по заказу (большую часть денег раздавая как милостыню). В 1127 году (то есть в 17 лет!) она уже основала монастырь, где к ней присоединились ее сестры - родная Гордислава (Евдокия) и двоюродная Звенислава (Евпраксия) - наиболее вероятно, инициативу дочерей поддержали князья.
Монастырь быстро стал главной святыней Полоцкого княжества, а сестры-монахини жили в нем до старости. К середине века Ефросинья сумела добиться возведения каменной церкви, куда из Византии была привезена Эфесская икона Богоматери, написанная по преданию евангелистом Лукой "с натуры" (часто отождествляется с Корсунской или Торопецкой иконами).
В 1169 году сестры отправился в Иерусалим, где Ефросинья умерла в 1173 году. Тогда же, в 12 веке, было написано "Житие Ефросиньи Полоцкой" - один из самых ярких памятников древнерусской литературы. Автором был некто, хорошо знавший Ефросинью - скорее всего, уже упомянутая Звенислава Борисовна.
Слева направо на кадре выше: Крестовоздвиженский собор (1893-97), Спасо-Преображенская церковь (1128-56), зимняя церковь Святой Ефросиньи (1847). И крещенское столпотворение - народ набирает святую воду.
Монастырь очень маленький и скромный - впрочем, это вообще свойственно белорусским обителям.
Огромный Крестовоздвиженский собор ныне главный храм монастыря: в 1910 году сюда были возвращены мощи Ефросиньи. В 2007 году я даже подходил к ее усыпальнице, но в этот раз от столпотворения с трудом удалось даже просто заглянуть в храм. Гражданские постройки монастыря представляют все 4 последних столетия: по одному корпусу 18, 19, 20 веков, а также церковная лавка в стиле хай-тек - нигде такого не видел!
Но важнейший памятник монастыря - домонгольская Спасо-Преображенская церковь. Одна из трех (вместе с гродненской Коложей и воссозданной Благовещенской церковь в Витебске) на всю Беларусь. Золотую главку на нее нахлобучили совсем недавно, в 2007 она смотрелась куда лучше:
А уж насколько лучше она смотрелась в 12 веке - сложно даже представить!
Ничего не напоминает? Савво-Сторожевский монастырь в Звенигороде, Андроников монастырь в Москве, Ризоположенская церковь в Кремле... В этой церкви впервые были применены кокошники - одна из "визиток" русского зодчества. Именно эта церковь в изначальном виде стала прототипом для многих храмов Московской Руси 14-15 веков. И может быть, ее первоначальный облик намекал на то, что святыня здесь основана женщинами?
Как бы то ни было, в нынешнем виде церковь кажется очень громоздкой. Надеюсь, когда-нибудь она дождётся научной реставрации (ведь тот же собор Андроникова монастыря к ХХ веку был уделан еще сильнее).
В 2007 году внутри церкви смотреть было не на что - почти весь ее объём заполняли строительные леса: шла реставрация фресок. В этот раз, зайдя в притвор, я оказался у запертых ворот, и от досады сделал кадр со вспышкой (хотя и запрещено):
Минут через 10 подошла группа паломников и старая монахиня, открывшая дверь. Я тоже прошел внутрь, и не удержался - тайком снял пару кадров. Изнутри церковь кажется очень высокой, а на стенах чередуются участки росписей 12 и 19 веков:
Обратите внимание на оконце наверху - это келья Ефросиньи, которая просто жила в этом храме. Напротив еще одно такое же - келья то ли Евдокии, то ли Евпраксии. Пожалуй, это единственное жилое помещение, сохранившееся со времен древней Руси.