Многие годы переезд заграницу мне казался чем-то невозможным – нужно было либо приглашение от работодателя, либо поступление в вуз, ну либо выйти замуж за иностранца. В общем, все эти варианты мне не подходили по разным причинам. Но «ковидная» пандемия внесла коррективы в привычный образ жизни: многие компании были вынуждены перевести своих сотрудников на удаленную работу, а к сотрудникам, в свою очередь, пришло понимание, что удаленно работать можно откуда угодно, необязательно из своего города или даже страны. Например, несколько моих знакомых так уехали пожить в Сочи, продолжая работать на своем привычном месте. Эту категорию людей – с удаленной работой и живущих «то там, то сям» – прозвали «цифровыми кочевниками» (англ. digital nomads). В сети с каждым днем растет сообщество таких «кочевников»: люди делятся опытом «кочевой жизни», знакомятся, встречаются в разных странах, организовывают коворкинги. Ввиду закрытых границ и отсутствия туристов многие страны направили свой фокус именно на эту категорию людей для привлечения в страну иностранцев: стали изобретать новый тип визы – «digital nomad visa» / «виза удаленщика» – виза, дающая право на долгосрочное проживание в стране только на том основании, что ты работаешь удаленно и имеешь определенный уровень дохода.
Я как раз стала «удаленщиком» в период пандемии, моя компания посчитала, что содержать офис для тысячи сотрудников дорого, и что все неплохо справляются со своими обязанностями и из дома. И вот наконец-то у меня появился шанс пожить заграницей... работая при этом на своей привычной работе 😊
В этой и последующих статьях я буду стараться максимально подробно рассказывать о существующих программах переезда для удаленных работников.
А начать хотелось бы с Мальты… Почему с Мальты? Да просто потому, что у них самые отзывчивые сотрудники управления по вопросам миграции этих самых «номадов». На все вопросы ответили в течение недели.
Чем Мальта может быть привлекательна для «цифрового кочевника»? Ведь это крохотная страна посреди Средиземного моря с населением чуть более 500 тыс. человек. Но достоинств у этой страны много: ±300 солнечных дней в году, чистое море, многовековая история, высокий уровень жизни в стране, возможность путешествовать по всем странам Шенгенской зоны, а еще возможность подтянуть свой уровень английского языка, ведь он является одним из официальных языков страны!
Давайте же рассмотрим, какие визовые возможности предлагает Мальта для «удаленщиков».
Правительство Мальты одним из первых внедрила в свой «визовый портфель» ВНЖ для «цифровых кочевников». По данному типу ВНЖ можно находиться на территории Мальты до 1 года с возможностью продления. Переехать можно с семьей.
Срок пребывания на Мальте вы определяете сами. Если вы намерены находиться на Мальте до 180 дней, то вам будет выдана просто национальная виза на запрашиваемый срок. Если более 180 дней – то карточка резидента (ВНЖ).
Как выглядит процесс: подача документов онлайн -> оплата пошлины -> получение одобрения -> получение въездной визы (при необходимости) -> прибытие на Мальту -> сдача биометрических данных для получения карточки резидента -> карта резидента на руках, ура!
Обо всем по порядку.
Требования к основному заявителю:
- Быть гражданином третьей страны (т.е. не быть гражданином ЕС)
- Иметь удаленную работу, осуществляемую посредством телекоммуникационных технологий
- Иметь ежемесячный доход минимум € 2 700 до вычета налогов (если релокация без семьи)
Примечание: участие в программе не могут принимать граждане, уже имеющие свободное передвижение в ЕС, а также беженцы / лица, которым предоставлена защита на Мальте или в любой другой стране ЕС / ЕЭЗ / Швейцарии.
Переехать на Мальту можно со своей семьей. Членами семьи являются:
- супруг / супруга (включая гражданский брак)
- ребенок, в том числе усыновленный ребенок, основного заявителя или его супруги / супруга, которому на момент подачи заявления не исполнилось 18 лет
- ребенок, в том числе усыновленный ребенок, основного заявителя или его супруги / супруга, которому на момент подачи заявления исполнилось 18 лет, который не состоит в браке и который докажет, что на момент подачи заявления он в основном зависит от основного заявителя
Если получение карточки резидента необходимо для всей семьи, то ежемесячный доход основного заявителя должен быть чуть выше – плюс 20% от средней заработной платы на Мальте на каждого члена семьи. Средняя зарплата на Мальте – показатель динамический, точное значение лучше уточнять непосредственно перед подачей заявления на ВНЖ. Проверять нужно на официальном сайте Национального управления государственной статистики вот тут (см. Average annual basic salary (€/year)). Соответственно, на текущий момент на каждого члена семьи необходимо к € 2 700 добавить = € 18 428 / 12 * 20% = € 307 .
Личный пример: у нас семья из трех человек – я, муж, годовалая дочь. Муж будет выступать основным заявителем. Таким образом, его ежемесячный доход должен составлять € 3 314 gross (= 2 700 + 307 + 307).
Какие документы необходимо подать (для основного заявителя):
- Заявление №2 (на каждого члена семьи; за детей форму заполняют родители, там есть соответствующие разделы; перевод на русский язык тут)
- Загранпаспорт – копия всех страниц, включая пустые
- Подтверждение наличия удаленной работы и требуемого уровня дохода:
- Если работа по найму: трудовой договор и официальная налоговая документация (для россиян подойдет справка о доходах физлиц по форме 2-НДФЛ от работодателя). В договоре должны быть четко указаны обязательства работника перед компанией, а также должно быть обозначено, что рабочие обязанности могут выполняться независимо от местоположения с помощью телекоммуникационных технологий
P.S. так как трудовой договор обычно имеет стандартный шаблон в компании, в нем может отсутствовать упоминание об удаленной работе. Если это ваш случай, попросите от работодателя справку / заявление в свободной форме, что вы являетесь «удаленщиком».
- Если есть собственный бизнес: свидетельство о регистрации компании, документальное подтверждение принадлежности бизнеса заявителю (частично или полностью), официальные налоговые декларации и/или отчеты о прибылях и убытках за предыдущий год с печатью и подписью бухгалтера, устав, реестр акций, реестр директоров
- Если заявитель – фрилансер: свидетельство о регистрации ИП / самозанятого, контракты с клиентами, четко указывающих обязательства перед получателем услуг, выполняемые рабочие обязанности и размер оплаты, банковская выписка(выписки) за один год, показывающая доход от заявленной деятельности, налоговые декларации, закрывающие документы по заказам за последние 3 месяца (акты, платежные ведомости)
- Если есть пассивный доход: пассивные доходы также можно включить в требуемые € 2 700+. Но требования к документам лучше уточнять в мальтийском ведомстве для каждого вашего случая (адрес электронной почты, куда писать вопросы, см. ниже). В нашем случае есть доход от сдачи в аренду квартиры, муж зарегистрирован как самозанятый и платит с дохода налог. Для включения дохода от сдачи квартиры в ежемесячный общий доход ему необходимо предоставить договор с квартиросъемщиком, справку о постановке на учет в качестве самозанятого, а также справку о доходах с указанием уплаченного налога. Все эти справки можно взять в приложении «Мой налог» (приложение для самозанятых).
- Резюме по форме Europass CV – описание учебного и профессионального опыта основного заявителя, обязательно с живой подписью
- Выписка с банковского счета за последние 3 месяца (с которого будет оплачиваться пошлина за подачу данного заявления)
- Комплексная медицинская страховка, покрывающая всевозможные случаи, включая госпитализацию, репатриацию и тд (можно сделать после одобрения заявления)
- Health declaration (медицинская декларация) – подписанная и датированная декларация основного заявителя, в которой указывается, что он/она обязуется оплатить любые расходы, не покрываемые полисом медицинского страхования, на себя и каждого дополнительного члена семьи в случае их возникновения (шаблона нет, делается в свободной форме)
- Подтверждение наличия жилья на Мальте (аренда / владение) – можно предоставить после одобрения заявки на ВНЖ
- Если есть собственное жилье на Мальте: договор покупки жилья
- Если жилье будет арендуемым: договор аренды на имя основного заявителя. Можно предоставить брони с Airbnb или Booking.com, НО: срок аренды должен быть равен сроку запрашиваемого пребывания на Мальте. Если запрашивается ВНЖ на 1 год, а подтверждение жилья предоставляется на 4 месяца, то будет одобрено пребывание в стране всего на 4 месяца
- Свидетельство о браке (если применимо)
- Свидетельство о рождении каждого члена семьи
- Документы об изменении имени (если применимо) – в случае, если основной заявитель и/или любой из его/ее иждивенцев официально сменил имя / фамилию
- Письменное показание под присягой на иждивение (где применимо) – основной заявитель должен предоставить письменное показание под присягой на иждивение для каждого иждивенца старше 18 лет на дату подачи заявления. В письменном показании под присягой должно быть указано, что на момент подачи заявления указанный иждивенец физически или экономически в основном зависит от основного заявителя, следовательно, удовлетворяет требованиям, предъявляемым к иждивенцам (шаблона нет, но должны быть предоставлены юридические документы)
- Решение об опеке/попечительстве (где применимо) – в случае, если суд/судебное решение предоставил опеку/попечительство несовершеннолетнему иждивенцу, необходимо предоставить соответствующую документацию. Например, если родителю была предоставлена единоличная опека, должно быть приложено судебное/юридическое постановление, предоставляющее такую единоличную опеку (шаблона нет, но должны быть предоставлены юридические документы)
- Письмо о намерениях - нет шаблона, нет какой-то минимальной / максимальной длины. Это своего рода сопроводительного письма к направляемым документам, которое должно содержать информацию о ваших намерениях пребывать на Мальте
Требования к направляемым документам:
- Заявления должны быть заполнены на компьютере. Заявления, заполненные вручную, не принимаются
- Подпись на заявлениях должна быть сделана вручную и только синими чернилами
- Все документы должны быть переведены на английский язык. Переводы должны быть подготовлены профессиональным переводчиком (официально аккредитованным судом), государственным учреждением, международной организацией или аналогичным официальным учреждением. Переводчик должен указать свое полное имя, дату, рабочий адрес, номер телефона, адрес электронной почты и веб-сайт. Если перевод подготовлен компанией, единственной или основной деятельностью которой является профессиональный перевод, следует использовать вместо обычной бумаги фирменный бланк компании, на котором должны быть указаны все детали, относящиеся к фирме, которая выполнила перевод.
Куда отправлять документы: на электронную почту nomad.residencymalta@gov.mt Любые вопросы по документам, самому процессу оформления ВНЖ и т.д. тоже писать сюда. Ну уж очень отзывчивые ребята!
Срок рассмотрения заявления: 30 рабочих дней с момента подачи заявления. Если заявление по какой-то причине не может быть рассмотрено в положенный срок, придет письменное уведомление на почту. Решение по заявлению также придет на ваш электронный адрес.
Пошлина за подачу заявления: € 300 на каждого заявителя (то есть для семьи из 3 человек комиссия составит € 900). Платить комиссию нужно не сразу. После отправки всех документов на проверку сотрудник отдела поддержки клиентов направит вам ответным письмом инструкцию, как сделать платеж.
Когда покупать билеты на Мальту: можно после одобрения заявления, главное – сообщить потом, на какие даты вы взяли билеты. Это необходимо для записи в местное ведомство для сдачи биометрических данных для изготовления карточки резидента.
Карточка резидента: изготавливается непосредственно на Мальте. Срок изготовления 1-2 недели, стоимость – €27,50 за одну штуку.
Въезд на Мальту: !!!ВНИМАНИЕ!!! одобрение заявления на получение ВНЖ не является разрешением для въезда на Мальту. Если у вас нет действующей шенгенской визы, то вам необходимо дополнительно получить национальную въездную визу. Для «цифровых кочевников» она называется премиум-виза, выдает ее агентство Identity Malta. Данное агентство должно само связаться с вами после одобрения заявления на ВНЖ и предоставить инструкции, как получить въездную визу. Информацию об одобрении ВНЖ им передаст агентство Residency Malta (которое, собственно, и занимается одобрением ВНЖ). По всем вопросам, касающихся премиум-визы, можно обращаться по данному электронному адресу visa.application.ima@gov.mt. Премиум-виза дополнительно стоит 300 евро на человека! НО: если вы изначально планируете находиться на Мальте не более 180 дней, то вы получаете не ВНЖ, а национальную визу, по которой можно спокойно въехать в страну. Дополнительно получать премиум-визу в данном случае не нужно.
Налоги: получая данный тип ВНЖ, вы не становитесь налоговым резидентом Мальты, то есть ваши доходы не будут облагаться подоходным налогом на Мальте (но налоги должны быть уплачены в стране происхождения, в нашем случае в России. «Серые» доходы вызовут вопросики). НО ВНИМАНИЕ: проживая более 183 дней в году за пределами РФ вы теряете статус российского налогового резидента. Если вы наемный сотрудник, то в данном случае вы должны будете платить не 13% НДФЛ, а 30%. А вот для ИП, насколько мне известно, размер налога не изменяется.
Возможность работать на Мальте по найму: данный тип ВНЖ не предполагает разрешения на работу на Мальте. В случае необходимости получения разрешения на работу надо запрашивать рабочую визу. Все вопросы касаемо данного вида ВНЖ можно задать по почте jobsplus@gov.mt.
Если изменился ваш адрес проживания на Мальте: любые изменения места жительства на Мальте должны быть сообщены агентству Residency Malta в течение одной недели. Основному заявителю необходимо подать в агентство Форму №3, копию нового договора купли-продажи / аренды, а также оплатить комиссию в размере €27,50. Невыполнение этого требования может повлечь за собой аннулирование вида на жительство.
Если карточка резидента потеряна / испорчена / украдена: в случае утери или кражи карты заявитель должен в течение 3-х рабочих дней представить агентству Residency Malta Форму №3, отчет местной полиции и оплаченную комиссию в размере €27,50 для перевыпуска карты. Если карточка была повреждена, то заявитель также должен подать в агентство Residency Malta Форму №3 и оплатить комиссию в размере €27,50.
Пролонгация ВНЖ: по истечению одного года можно продлить ВНЖ кочевника. Заявитель должен подать заявление на продление (аналогичное как на получение) за 1 месяц до истечения срока действия действующего ВНЖ. Комиссия также составит 300 евро с каждого заявителя. Чек-лист по процедуре продления тут.
В качестве заключения…
В данной статье я постаралась максимально подробно рассказать про процесс получения мальтийского ВНЖ для «удаленных работников». Но хочу отметить, что мы сами документы еще не подавали. Мы пока сомневаемся между Мальтой, Хорватией и более экзотическими странами (про них будут отдельные статьи). Если кто-то из вас прошел этот путь и уже наслаждается мальтийским солнышком на берегу моря – поделитесь, пожалуйста, в комментариях своим опытом! Да и вообще, буду рада любому комментарию или реакции на свою статью – это мой первый опыт 😊 Всем удачи!