Давным-давно, в начале моей педагогической деятельности в Дании учились у меня в классе две девочки-мусульманки.
Девочки как девочки, ходили всегда в хиджабах и длинных одеждах, в остальном были как все.
Мне казалось, что отношусь я к ним нормально, приветливо, и даже забочусь о том, чтобы их учёба не вступала в противоречие с их религиозными убеждениями. Например, разрешала им делать опыты с маслом растительным или техническим вместо спирта, с которым работали все остальные. Спирт не так мажется, как масло, но они к алкоголю не прикасались, а потом старательно мыли колбочки из-под масла. Ну, хотят возиться- их дело.
Но однажды я "перезаботилась":
Послала мальчиков купить для класса мороженое - класс обычно собирает пластиковые бутылки в контейнер, а потом их сдаёт, и на эти деньги покупаются торты, печенье или, как в тот раз, мороженое.
Начали пересчитывать, сколько человек его хотят, ну я и спросила одну из девочек:
-А тебе мороженое можно?
Девочка вспыхнула, встрепенулась, и достаточно грубо ответила:
-Почему ты думаешь, что мне нельзя?
Вопрос я задала потому, что в мороженое кладут желатин, который в Дании в основном изготовляют из свиных шкур - отходов датского свиного производства. Я думала, что мусульмане свинину не едят, ибо животное грязное и запретное - харам.
Но после грубого ответа я не стала это объяснять девочке. Может, ей действительно неприятно, что я лезу в её личную жизнь. Может, про желатин она не знала. А может, дома они мороженое на желатине из свиньи не едят, и девочка просто хотела съесть его в школе, где домашние не увидят. Ну или мусульманам все-таки можно есть свинину в виде желатина?
Таким образом, я невольно обидела правоверную мусульманку, желающую съесть мороженое на свином желатине. Обида, видимо, состояла в том, что я "пристала к ней со своими предрассудками".
Мороженое девочка благополучно съела.
Ну и на здоровье!
Как вы думаете, должна я была рассказать девочке про желатин, или мне, действительно, не стоило соваться со своими советами?