Найти тему

Испания - "государство автономий"

С начала демократических преобразований в Испании практически все ее регионы продемонстрировали сильное стремление к сепаратизму. Это стало одним из острейших противоречий общественно-политической жизни страны. В сложившихся обстоятельствах центральное правительство после длительных дискуссий пошло на уступки, это предопределило гибкость нового законодательства в вопросе о национальной и региональной автономии [5, C. 84].

Испанская Конституция 1978 года основывается на нерасторжимом единстве испанской нации, общего и неделимого государства для всех испанцев, что фактически говорит нам об унитарном характере государства. Компетенции высших органов государственной власти ни юридически, ни фактически ничем не ограничены [4, C. 116]. Однако в то же время Конституция декларирует, что в рамках единого целого существуют национальные, этнические группы и регионы, имеющие право на автономию и взаимную солидарность. Согласно этому страны была разделена на 17 «Автономных сообществ» (АС) в зависимости от социально-экономического и культурного фактора. Всем АС предстояло самостоятельно определить свой языковой и территориальный статус, структуру, соотношение и объем полномочий органов власти и т.д. Предполагалось, что распределение полномочий и ресурсов между Центром и автономией будет осуществляться на основе взаимного согласия и соблюдения принципа межрегиональной солидарности. Перераспределение полномочий допускалось только с санкции центральной власти. Нарушение АС своих конституциональных обязанностей, какие-либо действия, противоречащие интересам нации, все прочие разногласия подлежали арбитражу в Высшем конституционном суде. Исключительной компетенцией центрального правительства остаются внешняя политика, оборона, правосудие, торговое и трудовое законодательства, гражданская авиация, железнодорожный транспорт и торговый флот и др. Предполагалось, что конечной целью процесса трансформации унитарного государства, его политической и административной децентрализации должно стать создание «государства автономий» с возможной перспективой превращения его в федерацию [5, C. 85].

В 1979 году путем переговоров широкую автономию первыми получили Каталония, Страна Баков и Галисия, Андалусия, затем с более ограниченными правами остальные регионы. Позднее наряду с автономией исторических областей были признаны права других уровней власти – провинциального (50 провинций) и муниципального. Таким образом, с 1979 года по 1983 год процесс становления «государства автономий» был фактически завершен. Однако при этом некоторые автономии, например Страна Басков, до сих пор стараются добиться большей автономии с перспективой получить полную независимость от Центра.

Рассматривая данный процесс создания «государства автономий» мы можем заметить, в чем причина значительной разницы в уровне социально-экономического развития отдельных регионов. Во-первых, как уже было отмечено выше, северные регионы страны традиционно отмечались более высоким уровнем развития. Следовательно, у данных регионов изначально был заложен фундамент к более успешному развитию. Во-вторых, можем также отметить управленческий фактор – у каждой автономии своя политика по развитию экономики, привлечению инвестиций. Политика одной автономии может быть более успешна, чем у других, что также ведет к дисбалансам в развитии регионов.