Найти тему
Киноа: кино + архитектура

История одной журнальной обложки плюс смешные титры к детективу Хичкока. О легенде иллюстрации Соле Стейнберге

Оглавление

Триеннале Милано показывает эскизы и иллюстрации Сола Стейнберга — уроженца Румынии, чьи рисунки неоднократно были на обложках «Нью-Йоркера» и не только. В Милане он учился на архитектора, но архитектором так и не стал, сбежав от местных фашистов в США. Правда, архитектуру всегда любил и изображал в свойственной ему карикатурной манере.

История одной иллюстрации

Это, например, обложка, сделавшая Стейнберга суперзвездой журнальной иллюстрации: «Взгляд на мир с Девятой Авеню»:

-2

Изображение в пародийной форме отражает восприятие Манхэттена эдаким центром мира, вокруг которого крутится всё остальное, поэтому эта обложка получила неофициальное название «Взгляд ньюйоркца на мир»: это взгляд погруженного в себя жителя Манхэттена, для которого панорама из окна своей квартиры с автомобилями, едущими в одном направлении, с вечно снующими туда-сюда пешеходами и рекой Гудзон на горизонте воплощает модель мира.

Иллюстрацию «Взгляд на мир с Девятой Авеню» столько раз копировали, пародировали и переосмысляли, что Сол Стейнберг даже как-то сказал, что после этой работы мог бы смело идти на пенсию и до конца своих дней жить на выплаты по авторским правам, если бы их платили. В 1984 вышел скверный фильм «Москва на Гудзоне» с Робином Уильямсом, несмешными шутками про КейДжиБи и «аппаратчиков». Фильм даром что клюквенный, так еще своровал идею для рекламного плаката у Сола Стейнберга, за что потом было возбуждено дело о нарушении авторских прав.

-3

На выставке в Милане

представлены работы в самых разных техниках и материалах: карандаш, перо, мел, акварели, коллажи, скульптуры, бумажные маски и т. д. А еще — фотографии, документы, архивные журналы, с которыми сотрудничал Стейнберг. Невероятно, но факт: даже в фашистской Италии существовал такой феномен, как сатирический журнал. Таковым был «Bertoldo», известный своим сюрреалистическим юмором, где когда-то начинал свою художественную карьеру не только молодой Сол Стейнберг, но и будущий режиссер Федерико Феллини.

Карикатура Стейнберга для журнала Bertoldo, 11 февраля 1938 г.
Карикатура Стейнберга для журнала Bertoldo, 11 февраля 1938 г.
-5
Вид экспозиции в Триеннале Милано
Вид экспозиции в Триеннале Милано
Сол Стейнберг на фоне своих карикатур и бумажной маски собственного изготовления
Сол Стейнберг на фоне своих карикатур и бумажной маски собственного изготовления

Вступительные титры для фильма Альфреда Хичкока

Кстати, в большом кино Сол Стейнберг тоже отметился. Он придумал декорации для эпизода из мюзикла «Звезда родилась» — правда, в титрах упомянут не был.

В 1954 он нарисует очаровательные вступительные титры к хичкоковской нетленке «Неприятности с Гарри». В финальных титрах Стейнберга опять нет, но узнать его манеру легко. Смотрим:

Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями👨‍👩‍Подписывайтесь на канал 💡