На дворе за окнами конец октября 2021 года. Вся страна живет ожиданиями начала нерабочих дней с 30 октября по 7 ноября включительно. Такой продолжительный период невыхода на работу для многих россиян вызван неутешительными данными по коронавирусу, приходящими ежедневно по лентам информагентств. Народу разъяснили, кто может работать, а кто нет. Как бы «вскользь» прошла информация, что если кто что-то знает о нарушениях этого режима, то может по соответствующему номеру телефона сообщить. К нарушителям придут, проверят и сделают соответствующие выводы.
И вот нерабочие дни начались. Тут же сообщили, что в ходе проверок нашлись нарушители. Не могу утверждать, было ли это случайно обнаружено или по «подсказке» информаторов, но это мне напомнило о тех событиях, через которые прошла моя семья в годы репрессий в СССР.
Никогда не забуду слова моей неграмотной бабушки Наташи по маминой линии. Ее мужа, моего родного дедушку, в августе 1937 года забрали по доносу, а в сентябре расстреляли. Полуграмотный дедушка Костя был безвинно оговорен, а лишь спустя десятилетия реабилитирован.
– У стен есть уши, – часто напоминала бабушка Наташа, когда кто-то из нас говорил «что-то не то», как ей тогда думалось. В то время я не придавала значения этим словам.
Такая же участь постигла и моего другого дедушку. Николая. Он в те страшные времена был председателем Союза шоферов в Серпухове. Его по доносу не расстреляли, а забрали. После чего дедушку больше не видели ни бабушка Пелагея, ни ее дети: мой папа и две его сестры-близняшки, которых потом называли детьми врага народа. Позже он был реабилитирован, как и дедушка Костя.
Так к чему я это всё вспоминаю? Есть ли здесь связь между телефоном и стаканом? Думаю, что есть! Итак, всё по порядку. Для этого надо вернуться в мое пионерское детство начала 60-х годов. Оно было беззаботным и беспечным. Тогда я не знала всего того, через что прошли мои кровные родные.
Но из тогдашнего детства вдруг вспоминается один эпизод, связанный с пребыванием в пионерском лагере «Зеленая опушка» от Занарской фабрики, куда нас каждое лето с сестрой отправляла мама.
Корпуса, в которых мы проживали, были разделены на две половины. В одной из них располагалась палата мальчишек, а в другой палата девчонок.
– Давайте послушаем, о чем говорят мальчишки за стеной, – предложила одна из пионерок нашего отряда.
– А разве это можно сделать? Как? – спросила я.
– Очень просто!
И она взяла граненый стакан, из которого мы пили воду, приложила его к стене, за которой была палата мальчишек из нашего отряда, и стала слушать. При этом она сообщала о том, что смогла узнать.
Нас всё это очень сильно развеселило и одновременно заинтриговало. Каждая из девчонок попробовала это проделать. Результат был ошеломляющий. Мы слышали, о чем говорили мальчишки.
Спустя годы я осознаю, что та девочка, очевидно, была из семьи доносчиков, которые использовали этот прием со стаканом для прослушивания соседей, чтобы потом сообщить, куда следует о полученной информации.
Как тут не вспомнишь слова бабушки Наташи, что у стен есть уши. Она знала, о чем говорила.
Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!
#история ссср #история #серпухов #репрессии #интересное