Найти тему
Добрый Аудиофил

Феникс 001 - двойной класс С на страже аудиофильского слуха

Всем Доброго Аудиофильского!

Сегодня у нас на обзоре очень не обычный аппарат.

Он нас заставит сегодня о многом призадуматься. Очень о многом.

Но, прежде чем начать, пару слов про Свету Диод.

Это очень замечательная особа, с отпадным чувством юмора. И она у нас на канале на долго. В данный момент у меня на руках еще 5 текстов ее. Я-то уже знаю, что там огонь. Девка жжет!

Она будет выходить раз в неделю, но в данный момент она меня активно уговаривает выложить еще один ее стендап.

Ну а теперь про аппарат.

Родился он в 1975м году. При этом разрабатывался судя по всему года на 2-3 раньше. Да и задумывался как аппарат Первого Класса. Но как-то так вышло, что в Высший пролез.

Аппарат скажем прямо красив. Солиден, строг и при этом элегантен в своих линиях дизайна.

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/feniks001s.html

Он чем-то похож на Комета 212 первой ревизии, и на Арктур 004. Так же движки сверху под стеклом, и так же 2 индикатора уровня сверху.

Да и по характеру звука чем-то похож на Комету.

Но здесь функционал значительно расширен. Здесь кроме регуляторов громкости и баланса, на борту еще и 5-ти полосный эквалайзер.

У аппарата есть и пара внешних входов.

На звук здесь все очень интересно. Здесь упругий плотный, чуть утяжеленный бас, здесь прозрачная серединка и вполне такой детальный верх.

На Высший Класс в целом тянет.

Детонация у вертушки 0.15%. Она мягкая. Привод пассиковый.

А вот схема вызывает массу интригующий эмоций.

Корректор здесь не простой. Он здесь повышенной рациональности.

Здесь всего 2 транзистора. И оно в целом логично. Ведь длинных кабелей для передачи сигнала не требуется. А значит и защита от них с токовым выходом тоже особо не нужна.

Но интрига здесь в том, что на входе стоит германиевый транзистор, за ним на раскачке стоит КТ315 - кремниевый.

В обратной связи со второго на первый стоят цепи коррекции АЧХ.

Дальше идет предусилитель. Там на входе один 315й, который шпарит сразу токовым эмиттерным выходом в регулятор громкости. Регулятор с тон-компенсацией.

После регулятора стоит еще один 315й. Тоже с эмиттерным выходом.

А вот дальше. Дальше диф-каскад. На левом плече которого стоит германиевый транзитор, что занимается раскачкой амплитуды. Транзистор ПНП типа. Это значит, что ток выходит из его базы. И именно этот ВЫХОДЯЩИЙ ток является управляющим. И в данный момент база этого транзистора подключена к коллектору 315го транзистора в диф-каскаде. А второе плечо получает сигнал обратной связи от эмиттера этого германиевого транзитора.

Ну и заодно между плечами пристроились LCR-цепочки эквалайзера.

Что это за такой схемотехнический экшон я вам сразу и не скажу. Уже столько всяких усилителей рассмотрено. А тут нате. Поставить Германий в раскоряку, и обезвреживать его КНИ диф-каскадом на кремнии.

Дальше за этим экшоном следует регулятор баланса и вот угадайте, что стоит после него. Правильно. КТ315.

Эмиттерный(токовый) выход которого шпарит в усилитель мощности.

При этом у мощника диф-каскада нет!!!

Вот нет и все тут.

Сигнал в мощнике встречает КТ203А - это кремниевый транзистор.

За ним следует Германий в цепи раскачки. А вот дальше начинается новый экшон.

Дальше здесь то, что я смело назвал Двойной Класс С.

Давайте разбираться, что это вообще такое.

Мы привыкли к классическим А, АБ и Б.

Класс А - это когда один транзистор прокачивает через себя и верхнюю полу-волну и нижнюю.

Класс АБ - это когда 2 плеча. Одно качает верхнюю полу волну и чуток нижней. А нижнее наоборот. Чуток захватывая верхнюю.

Этот чуток выбирает зону нелинейности транзистора. Она у Кремния от 0.6 до 2.2 вольта. Вот до этих 2.2 Вольта оба плеча и трудятся. Это кстати тот самый проблемный Первый Ватт на 8 Омах.

Класс Б - тот же АБ только ему по барабану на зону нелинейности. Напряжения смещений выставлены на точку открытия в 0.6 Вольта.

Т.е. он работает сразу от нуля на выходе. Каждое плечо усиливает свою полу-волну, не затрагивая соседнюю.

Класс С - это когда нижнее плечо выкинули. Т.е. он усиливает только одну полу-волну.

Это очень удобно например при амплитудной или фазовой манипуляции, когда вам нижняя полу-волна особо и не нужна. В случае передатчиков малых и сверх малых мощностей этот прием позволяет экономить на детальках, размерах и заряде батареек.

Т.е. Класс С это у нас передатчик в Блютусе с Вай-Фаем.

Но что если мы возьмем одинаковых усилителя Класса С и подключим к ним сигнал в противофазе?

Правильно. Получим ни что иное как усилитель шпарящий в обе полу-волны.

Но на схеме такое дело будет выглядеть не как пара ПНП и НПН транзитороров. А вот именно, что 2 одинаковые независимые схемы.

Вот это дельце здесь и наблюдается.

Правда с одной поправкой. Входящие транзисторы положительного и отрицательного плеча разные.

На плюсе тут Германий, а на минусе Кремний.

Что за дела вообще?

Да все просто.

Помните удар по барабану? Это движение вперед. А уже потом подхват второго пластика, да и вообще движение первого назад.

И вот этот-то импульс при правильной студийной записи он всегда в одной фазе. Он всегда в положительной полу-волне.

А теперь ставим на нее германий, и получаем явное насыщение удара второй гармоникой. Т.е. существенное изменение характера звучания начала звука. Особенно в басу.

Это Аудиофильский прием. Он позволяет порой придать весьма приятные эффекты.

Кстати передам привет каналу Большой Меломанский. Там дядечка любит мощные басы, которые при этом звучат мягко и укутывающе.

Так вот эта схема - она как раз для него. Басы качает УХХ как и они при этом не пинаются, даже если эквалайзер до упора вытопить.

Ну а дальше в обоих плечах еще по одному Германию и на выходе пара Кремниевых по схеме Дарглинтона.

Зверская Аудиофильская схема. Что тут еще сказать.

***

Кстати комплектом к аппарату штатно шли колонки 20 АС 2

-2

фото отсюда http://ldsound.ru/20-as-2/

-3

фото отсюда http://ldsound.ru/20-as-2/

У них 40 гц по басу. Исполнение закрытый ящик.

Они же шли штатно к легендарной Электроника Б1-01.

Но был и второй комплект колонок у этого Фениска.

А именно Феникс 003.

-4

фото отсюда http://ldsound.ru/phoenix-003-speaker-system/

Здесь тоже бас от 40 Гц.

Но здесь всего 3 динамика, таких же как в 25 ас 109. И даже их расположение точно такое же.

Разница только в материалах оттделки, да настройке кроссовера и наличии переключателя отдачи по ВЧ.

Они тоже в ЗЯ. При этом имеют съемные грили. Дизайн с грилями вот вообще ни о чем. А вот без них красота в стиле 35 ас 1.

-5

фото отсюда http://ldsound.ru/phoenix-003-speaker-system/

***

Но это не все, о чем нам нужно подумать, глядя на эту технику.

Дело в том, что в документах указан КНИ.

И он там аж 1.5 процента.

Что для транзисторного усилителя, даже на Германии вот беспредел чистой воды.

Одиссей 001, так же 1975го года выпуска, выдает 0.5 процента КНИ.

И тут нам о чем нужно призадуматься. А точно ли этот КНИ только от усилителя? А может он от Винила?

А если он от Винила тогда срочно в зубы параметры Электроника ТА1-003, что катушечник. Аж от 1979го года.

У него КНИ 2%. А тут с Винила 1.5%.

Вот где размышляйка зарыта.

Это же выходит уровень искажений Винила ниже, чем у Магнитной Ленты?!!

А ведь история записи на Винил она как раз такая и есть. Катушечный магнитофон только в начале 60х смог пролезть как основной источник записи на студиях.

До этого на Винил писали напрямую.

Так может Винил имеет параметры лучшие, чем у магнитной записи?

А то его часто норовят обозвать технически ущербным носителем. А может это не так???

Подробный обзор реальных технических параметров Винила, как носителя готовится к выходу. Там заодно будет описано и почему на импортных Винилах тонарм на вертушке стоит как влитой, а на Советских Дисках гуляет по всему диску вправо-влево. Это вовсе не от сбитого эксцентриситета(т.е. присутствующего).

Сразу предупреждаю, что там будет много неожиданного.

***

Спасибо, что дочитали!!!

-6

фото коллаж на обложку выполнен мной из фото в статье