Найти тему
На перекладных.

"Республика Шкид", часть 1 - книга. Соавторы и персонажи

Оглавление
Одно из первых изданий книги "Республика Шкид".
Одно из первых изданий книги "Республика Шкид".

Шкида - реинкарнация Царскосельского Лицея.

Заявление пусть и слишком смелое, но не лишенное основания.

Оба учебных заведения были основаны в переломное время. Лицей накануне Отечественной войны 1812 года, школа имени Достоевского после революции, во время Гражданской войны.

Императорская школа должны была воспитать идеальных чиновников для государственной службы. Перед педагогами Петрограда стояла не менее грандиозная задача - вернуть к нормальной жизни оказавшихся на улице беспризорников.

В Лицей были приглашены преподаватели с университетским образованием. Очень сильный педагогический состав подобрался и в школе имени Достоевского. Хотя и там, и там были и случайные люди.

Воспитанники. Отпрыски родовитых дворянских семей в первом случае, грязные беспризорники - во втором. Но беспризорники особые, в основном, питерские. Часто с огромным отрицательным опытом жизни, воспитанные и закаленные жестокими городскими улицами, однако не потерявшие бодрость духа, любовь к юмору, иногда черному, и как ни странно, не до конца утратившие интерес к учебе.

Еще один немаловажный момент. Наверное, ни об одном другом учебном заведении воспитанники не вспоминали с таким восторгом как лицеисты и шкидцы о своих альма матер. Именно в стенах этих школ рождалась дружба, пронесенная через всю жизнь.

Наконец, обе школы отличались особой творческой атмосферой. Здесь выпускались рукописные журналы, рисовались многочисленные карикатуры, ставились театральные постановки.

А еще в Шкиде сочинялись гимны, рисовались гербы, устраивались лотереи-аллегро, проводились незапланированные уроки танцев, негласные конкурсы красоты потенциальных невест воспитанников, создавалось "Шкидкино", печатались приключенческие романы с продолжениями. Здесь зарождался особый вид школьного самоуправления, можно сказать особой шкидской государственности. Не зря школа позже названа республикой. А ведь они ведь еще учились. Но все это не мешало Шкиде с восторгом и воодушевлением бузить - сопротивляться усилиям педагогического коллектива. Причем этот бунт обычно носил вдохновенный артистический характер.

Не написать о такой жизни было нельзя. И достойные авторы нашлись в рядах бывших шкидцев. Янкель и Ленька Пантелеев, в миру Григорий Белых и Алексей Еремеев, творческие "улигане" и "сламщики".

Г. Белых и Л. Пантелеев.
Г. Белых и Л. Пантелеев.

Сламщики.

Жить на "сламу" означало жить в крепкой дружбе. "Сламщики" должны были всем делиться между собой, каждый должен был помогать своему другу.

Пантелеев (плотно приклеившийся к автору псевдоним) и Белых прекрасно дополняли друг друга. Правдолюбец, стоик Пантелеев и дерзкий насмешник Белых. Они были очень молоды, 18 и 19 лет, энергичны и самоуверенны. Книга родилась буквально за 2 месяца. Авторы работали в маленькой комнатушке - каморке, выделенной им семьей Белых.

"Республика Шкид" с иллюстрациями Н. Тырсы. Л. Пантелеев: "То, что он сделал с «Республикой Шкид», казалось и кажется мне стоящим на грани волшебства. Это очень точный реалистический рисунок с едва уловимым оттенком гротеска. Короче говоря, это стиль самой повести".
"Республика Шкид" с иллюстрациями Н. Тырсы. Л. Пантелеев: "То, что он сделал с «Республикой Шкид», казалось и кажется мне стоящим на грани волшебства. Это очень точный реалистический рисунок с едва уловимым оттенком гротеска. Короче говоря, это стиль самой повести".

Стоит два слова сказать о каждом из них.

Алексей Иванович Пантелеев (Еремеев) родился в семье казачьего офицера, хорунжего, выходца из старообрядцев. Отец рано оставил семью. Но, возможно, именно он заложил в характер сына ту несгибаемость, которая станет основой его характера. Рассказ "Честное слово" это о нем, о его дореволюционном детстве. Дальше многочисленные скитания по городам и весям взбаламученной, истерзанной России. Унижения, воровство, болезни, но все-таки он сумел выжить. В "Шкиде" ему сразу пришлось пройти жестокую проверку на морально-волевые качества, во время которой он не только не сдался орде ограбивших беспомощную старушку башибузуков, но и не выдал зачинщиков драки. Он совсем не был ангелом, хулиганил и бузил наравне с изобретательными Янкелем, Цыганом , Японцем и иже с ними. Но в его жизни были правила, от которых он не отступал ни при каких обстоятельствах. Когда Белых репрессировали в 1935 году, он не открестился от друга, посылал телеграммы Сталину с просьбой облегчить участь товарища и соавтора, навещал в тюрьме. Не соглашался на предложения снять имя Белых с обложки их совместной книги. Его усилиями Григорий Белых был посмертно реабилитирован в 1958 году.

Пантелеев стал известным детским писателем, автором нескольких замечательных книг. Удивительно, этот на первый взгляд "просоветский" писатель повзрослевшей душою остался в прошлом, религиозном и консервативном. О чем написал в книге "Верую...", опубликованной по его завещанию через три года после смерти. Его хрестоматийные рассказы "Честное слово", "Пакет", тоже, как выяснилось, воспоминания о прошлом, только действие их перенесено в советское время. Пантелеев едва не погиб в блокадном Ленинграде, лишившись хлебных карточек. Его, полуживого А. Фадеев вывез в Москву в июле 1942 года. Твердость, несгибаемость духа были и его силой и его слабостью. Именно желание неукоснительно следовать собственным принципам, возможно, сыграло роковую роль при воспитании любимой дочери. Он попытался передать ей свое отношение к жизни, лишив тем самым возможности социализации и, вероятно, усугубив душевное заболевание. Умер Пантелеев 9 июля 1987 года.

Григорий Георгиевич Белых родился в многодетной семье. Отец рано умер. Работавшая прачкой мать тянула большую семью. Маленькому Григорию было скучно в школе. Научившись читать, он решил, что на этом с образованием можно покончить. Его увлекали книги о сыщике Нате Пинкертоне. Он искренне восхищался знаменитым борцом с преступностью, но сам часто оказывался по другую сторону баррикад. Жизнь была тяжелой, голодной, воровство не казалось ему таким уж страшным грехом. Так будущий летописец школы имени Достоевского оказался в ее стенах. Он сразу занял свое место в шкидской элите, благодаря многочисленным талантам. Имевший к тому же дерзкий характер новичок, был не лишен литературного дара, хорошо рисовал, а, главное, обладал неистощимым чувством юмора. Это отмечал даже легендарный Викниксор. Он же подметил и еще одну его черту.

Гр. Белых еще в бытность свою в школе обладал столь редким среди наших писателей чувством юмора. Его юмористические статейки, появлявшиеся в многочисленных журналах школы, заставляли от души смеяться даже тех, кто сам бывал их жертвой, даже педагогов. Был Гр. Белых и очень талантливым рисовальщиком-карикатуристом и сам иногда иллюстрировал свои статейки. Иногда его юмор переходил в язвительную иронию, а карикатура – в шарж: ради красного словца Белых не пощадил бы и родного отца, но при всем этом обладал чувством меры: он никогда не грешил против истины, мог шаржировать, но не выдумывал небылиц. Он был настоящим реалистом.

Однако, несмотря на способности к рисованию, свое будущее Григорий решил связать с литературой. Вместе с Пантелеевым они работали в самых разных печатных органах "Смене", "Юном пролетарии", "Спартаке", "Работнице", не гнушаясь никакой журналистской работой.

Расставшись с соавтором, Белых продолжал писать. Вышла книга "Дом веселых нищих", рассказы о Шкиде - "Лапти", "Сидорова коза", "Белогвардеец".

В 1935 году Белых арестовали по доносу. Он был обвинен в контрреволюционной деятельности. Два с половиной года просидел в "Крестах". Его безудержная веселая отвага, любовь к литературе и нежелание скрывать свое отношение к происходящему сыграли с ним злую шутку. Он собирал частушки, в том числе и высмеивающие существующую власть. Кроме того, ему приписывают остроумную пародийную поэму "Два великих" о Сталине и Петре Первом. Этого оказалось достаточно для ареста. Он умер от туберкулеза в пересыльной тюрьме Петрограда 14 августа 1938 года. А еще в 1937 "Республика Шкид" была изъята из оборота.

Но это в будущем, а пока, в 1926 году ничто не предвещает беды. Рукопись закончена и попадает в литературную редакцию, руководимую С.Я. Маршаком и Е. Л. Шварцем. Эффект ошеломляющий. Рукопись понравилась практически всем. Авторы талантливы и предельно честны, не щадят никого, в первую очередь, себя. Уже одним этим книга вызывает доверие и читается как хроника.

...она написана веселым пером.

К. Чуковский.

Преоригинальная книга, веселая, жуткая.

М. Горький.

Книгу прочитали М. Пришвин, С. Сергеев - Ценский, К. Федин, А. С. Макаренко. В отличие от восторженных литераторов, писатель - педагог отнесся к книге скептически, но к самой книге у него претензий не было, а вот к тому что описано... Историю Шкиды он назвал хроникой педагогической неудачи. Возможно, отчасти он был прав. Собственно, он высказался еще конкретнее, пояснив, что утрачен важный элемент воспитательного процесса - труд. Это было абсолютной правдой, как правдой было и то, что "движение к новой жизни" в школе имени Достоевского не носило, да и не могло носить поступательный характер. Шкида двигалась толчками. Шаг вперед, два шага, а то и больше назад. Но все-таки по итогу, шкидский опыт никак нельзя назвать неудачей. Почти все воспитанники вернулись к нормальной жизни. Основная задача, поставленная перед школой - коммуной была выполнена.

"Нам не дано предугадать, чем наше слово отзовется".

У "Республики Шкид" был еще один заинтересованный читатель, а вернее читательница. Надежда Константиновна Крупская. Ей книга тоже понравилась, не понравились используемые здесь педагогические методы: карцер, Летопись - вид старорежимного кондуита. Она назвала школу бурсой, и судьба Шкиды, просуществовавшей 5 лет, была решена. Школу закрыли.

В. Н. Сорока - Росинский, педагог с огромной теоретической базой и колоссальным практическим опытом, продолжал заниматься любимым делом, то работая методистом отделения ЛГПИ имени Герцена, то заведуя ленинградской школой №39 для трудновоспитуемых детей, то просто преподавая русский язык и литературу. Учил, делился опытом, воспитывал. Он все время искал и находил поле для претворения в жизнь своих идей.

Викниксор - Сорока - Росинский - главный Халдей Шкиды.

-4

Родился Сорока-Росинский в дворянской семье. Отец - вольноопределяющийся, закончивший юнкерское училище и дослужившийся до подполковника, мать - дочь священника. Его привлекали гуманитарные науки, в 1901 году он поступил на историко-филологическое отделение Петербургского университета и еще в достаточно молодом возрасте заинтересовался психологией и педагогикой. Он слушал лекции академика В. Бехтерева, работал с его учеником А. Лазурским, писал статьи в научные журналы. Но он не был только чистым теоретиком, хотя выдвигал очень интересные идеи по воспитанию национального самосознания, религиозного и так далее. Он жаждал проверить свои теории практикой. И работа в качестве заведующего в школе имени Достоевского была самой настоящей разведкой боем. Причем, боем самым серьезным, иногда жестоким, проигранным, иногда победным. Он искал, ошибался и снова искал ключи к душам, к разуму своих воспитанников, пытаясь нащупать индивидуальный подход к каждому ученику. Это было важным моментом в его работе. Он старался помочь развить индивидуальные способности каждого, стимулировать творческие интересы подростка к самым разным областям человеческой деятельности: к технике, к живописи, к литературе. Почему Шкиду допустимо сравнивать с Царскосельским Лицеем? Потому что подросткам давалась возможность проявлять себя. И они проявляли. Как в положительных моментах, так и в отрицательных, удержать от которых вот эту мальчишечью орду, наверное, нельзя без наказаний. Более того, они и сами понимали и признавали правомерность справедливых наказаний. В школе существовали карцер и Летопись. Но Шкида ни в ком случае не напоминала Бурсу, как показалось Крупской. Идя методом проб и ошибок, Сорока-Росинский нащупывал новые методы воспитания, новые контуры системы координат: учитель - ученик. И ему многое удалось. Хорошо, что такой преподаватель в истории русской, советской педагогики был, и именно он воспитал учеников, написавших восхитительную "Республику Шкид".