родром. 13 августа над территорией Венгрии впервые пролетели американские тяжелые бомбардировщики. Понятно, что в скором времени основной задачей венгерских истребителей должна была стать защита собственного воздушного пространства. Появилась настоятельная необходимость в хорошо подготовленных летчиках, обученных современной тактике действий. Поэтому в сентябре 1943 г. майор де Хеппеш был отозван с Восточного фронта и назначен начальником истребительной авиашколы, расположенной в г. Тапольца (Tapolca), в 42 км юго-западнее Веспрема. 1 мая 1944 г. майор де Хеппеш получил назначение на должность командира вновь сформированной 101. V.Osz. Эта группа базировалась на аэродроме Веспрем, и в ее составе было три эскадрильи, в каждой из которых — по 12 Bf-109G-6. С 24 мая пилоты группы участвовали в боях с американскими самолетами, появлявшимися над территорией Венгрии. И 26 мая де Хеппеш сбил сразу два B-24D — в районе Ньзячада (Nyzyacsad) и в районе местечка Мошонсольнок (Mosonszolnok), в 40 км северозападнее Дьёра. Это были его первые победы, одержанные после возвращения с Восточного фронта. Спустя четыре дня во время атаки очередной группы «Либерейторов» Bf-109G-6 майора де Хеппеша попал в зону обстрела верхнего башенного стрелка одного из бомбардировщиков. Очередью из 12,7-мм пулемета был пробит фюзеляж и разбит фонарь кабины, мощный поток воздуха едва не сорвал еде Хеппеша шлем и кислородную маску. Затем после посадки он нашел в кабине «Мессершмитта» несколько пуль и решил их сохранить на память, сказав при этом: «Это быта моя смерть па этой войне». 1 сентября 1944 г. де Хеппеш, которому было присвоено звание подполковника, возглавил вновь сформированный 101-й истребительный полк (lOl.V.Ez.). В составе полка на тот момент было 60 Bf-109G-6, а общая численность летного и наземного персонала составляла около тысячи человек. В конце апреля 1945 г. остатки lOl.V.Ez. во главе с подполковником де Хегтпешем были сосредоточены в Австрии па аэродроме Эфердипг. Из-за нехватки запчастей и горючего истребители совершали лишь единичные вылеты. Ю Асы В т , 145 4 мая 1945 г. группа Р-51 нанесла штурмовой удар по аэродрому, уничтожив большинство самолетов полка, а оставшиеся «Мессершмитты» на следующий день были сожжены самими венграми. Через два дня персонал lOl.V.Ez. во главе с подполковником де Хеппешем сдался в плен к американцам. Всего в ходе Второй мировой войны Аладар де Хеппеш сбит 12 самолетов, но при этом все четыре победы, одержанных им на Восточном фронте в 1943 г., были отнесены к разряду вероятных. После выхода из плена он вернулся в Венгрию, но затем после прихода к власти коммунистов эмигрировал в США. Дьёрдь Дебродь родился 1 января 1921 г. в местечке Лайошкоммаром (Lajoskommarom), в 94 км юго-западнее Будапешта. Он с детства мечтал стать летчиком и потому в 1939 г. сразу же после окончания гимназии поступил в Королевскую военновоздушную академию в г. Кашша. Там он познакомился и подружился с Миклошем Кеньерешем (Miklos Kenyeres), с которым затем летал в одной паре. 18 июня 1942 г. Дебродь и Кеиьереш закончили академию, и им были присвоены звания лейтенантов. 20 августа они оба были направлены в 5/2. V.Szd. и затем 15 декабря 1942 г. в ее составе прибыли на Восточный фронт. В марте 1943 г. эскадрилья была оснащена немецкими истребителями Bf-109G-2, тогда же лейтенант Дебродь был командирован в II./JG51 для изучения тактики истребителей Люфтваффе. В начале июля 5/2. V.Szd. принимала участие в боях в районе Курской дуги. В течение 5 июля пилоты сбили пять советских самолетов. В тот день лейтенант Дебродь одержал свою первую победу, сбив Ла-5. Затем в течение первой недели августа в ходе боев в районе Белгорода он одержал еще пять побед
родром.13 августа над территорией Венгрии впервые пролетели американские тяжелые бомбардировщики.
3 минуты
10 ноября 2021