16 февраля 1986 года у берегов Новой Зеландии потерпел крушение и затонул самый крупный советский круизный теплоход "Михаил Лермонтов". Эта катастрофа стала сенсацией, о которой сообщали СМИ во всем мире, кроме СССР. На западе прозвали этот теплоход вторым "Титаником". В СССР о катастрофе знал лишь узкий круг лиц, все материалы дела об обстоятельствах гибели лайнера были засекречены. Поэтому до сих пор существует ряд вопросов об истинных причинах происшедшего кораблекрушения.
Биография лайнера "Михаил Лермонтов"
Теплоход был построен по заказу Советского Союза в 1972 году на судоверфи города Висмара в ГДР. Судно длиной 175 метров и водоизмещением около 19 тысяч тонн было рассчитано на 750 пассажиров, в распоряжении которых было 239 комфортабельных кают, кинозал, теннисный корт, казино, несколько баров и ресторанов, два магазина и еще много различных удобств и придумок: пароход был оборудован спутниковой связью, на борту был собственный духовой оркестр, который встречал и провожал гостей. Судно предназначалось для многодневных туристических круизов по всему свету. Вот только советские граждане ничего не знали о таком роскошном теплоходе, он был предназначен исключительно для иностранных туристов с толстыми кошельками.
Кроме своей прямой функции - перевозки пассажиров, лайнер еще играл большую агитационно-пропагандистскую роль. Пусть весь мир видит, как здорово путешествовать на советских круизных лайнерах. Весь мир видел, а вот советским людям не так везло.
Однако роскошный советский круизный лайнер не очень-то жаловали иностранные конкуренты. Дело в том, что цены круизов на "Михаиле Лермонтове" были гораздо ниже чем на аналогичные путешествия, предлагаемые западными компаниями. Стоимость круизов определялась не рынком, а Госпланом и Совмином и была сделана"очень привлекательной" для иностранных клиентов, как сейчас принято говорить. Чего не сделаешь ради пропаганды советского образа жизни, поэтому советский теплоход не имел недостатка в пассажирах.
Это было для конкурентов как кость в горле, капитану судна начали поступать угрозы. Однажды у берегов США, когда судно стояло возле Сан-Франциско, его заминировали, чтобы вызвать панику и отбить поток желающих путешествовать на нем. К счастью мину обнаружили и нейтрализовали. Все усилия конкурентов были тщетны, "Михаил Лермонтов" успешно бороздил моря и океаны, принося в казну советского государства немалую валютную выручку. Так продолжалось до февраля 1986 года.
Катастрофы 1986 года
Этот роковой год надолго запомнился человечеству: 26 января 1986 года произошла катастрофа американского космического челнока Челленджер с 7 членами экипажа. Все произошло прямо на глазах у провожавших, да и всего мира, т.к. старт транслировали в прямом эфире CNN. 26 апреля 1986 года произошла авария на 4 энергоблоке Чернобыльской АЭС на Украине, радиоактивное облако накрыло весь север Европы. А в промежутке между этими трагическими датами произошло еще одно событие, о котором узнал весь мир, кроме большинства населения СССР.
Очередной рейс
В свой последний, ставший роковым круиз, лайнер отправился 5 февраля 1986 года из австралийского Сиднея, где на его борт поднялись 327 пассажиров. Через несколько дней "Михаил Лермонтов" благополучно добрался до берегов Новой Зеландии.
В тот злополучный рейс судном командовал сменный капитан Владислав Воробьев, т.к. капитан судна А.М. Оганов был в отпуске. В порту Пиктон 16 февраля на борт поднялся местный лоцман Дональд Джемисон, который должен был провести лайнер мимо мыса Джексон. Капитан Воробьев, положившись на опыт старого морского волка из местных, покинул мостик и отправился отдыхать в свою каюту. Он не учел одной небольшой детали - слабости местных моряков к крепким спиртным напиткам. Однако за лоцманом все же остался присматривать старший помощник Сергей Степанищев. При подходе к мысу лоцман вдруг изменил курс и направил судно к берегу, якобы хотел позволить пассажирам лучше разглядеть живописные пейзажи на берегах. От замечания старпома он пренебрежительно отмахнулся, ничего страшного, воды у берега много. Буквально через несколько мгновений "Михаил Лермонтов" напоролся на подводный риф и получил серьезную пробоину.
Красиво жить не запретишь
Как и на легендарном "Титанике"пассажиры не заметили двух сильных толчков. Все были заняты важными делами: готовились к ужину, наслаждались концертом, любовались окружающими красотами. А посмотреть было на что, берега действительно были очень живописны.
Тем более - это был не открытый океан, берег был совсем рядом, опасаться нечего. Только советский капитан Воробьев заподозрил неладное, вернулся на мостик и взял управление ситуацией в свои трезвые руки. Он дал команду готовить пассажиров и экипаж к эвакуации, тем временем направив теплоход к расположенному недалеко заливу, где хотел посадить его на мель. Пассажиры долго не осознавали всю серьезность ситуации - фотографировали друг друга в спасательных жилетах, в шлюпках, расценивая все, как интересное приключение. С интересом наблюдали за действиями экипажа.
Но, не смотря на все усилия капитана, спасти вверенное ему судно не удалось. Лайнер, потеряв ход, не дотянул до спасительного мелководья около километра. Благодаря грамотным и слаженным действиям наших моряков удалось избежать паники и спасти всех пассажиров и членов экипажа. Погиб только один человек - инженер рефрижераторной установки Павел Заглядимов. Его рабочее место находилось как раз вблизи пробоины и его затопило в первые минуты катастрофы. Пропал и лоцман, который воспользовался суматохой и сбежал, как крыса с тонущего корабля.
Пассажиры последних шлюпок с ужасом наблюдали как огромный лайнер уходит под воду. Так в 22 часа 40 минут 16 февраля 1986 года затонул лайнер "Михаил Лермонтов". Он и сегодня покоится возле берегов Новой Зеландии на глубине всего 33 метра.
Расследование и оргвыводы
Следственные действия в связи с гибелью судна с самого начала были покрыты завесой тайны. Тем не менее советские моряки считали, что судно было потоплено по заказу западных конкурентов, хотя прямых улик не было. Сам лоцман Джемисон объяснил свои действия тем что: во-первых был изрядно пьян, во-вторых он работал лоцманом один в порту без отдыха и выходных, сказалось переутомление. Он не был осужден, правда лоцманскую лицензию пришлось все же сдать. Но не пропал пьяница, загубивший советский лайнер, он стал капитаном небольшого грузового судна. Официально виновником катастрофы признали старпома Сергея Степанищева, т.к. именно он находился на капитанском мостике в момент столкновения лайнера с рифом. Правда наш "самый гуманный суд" вынес частное определение в адрес гражданина Новой Зеландии Дональда Джемисона, указав на его неправомерные действия. Только и всего. В результате расследования и вынесенного судебного решения СССР получил от Новой Зеландии сумму 2 750 000 долларов США, что не покрыло даже расходы на страховые выплаты пострадавших во время кораблекрушения.
Так закончилась эта печальная и засекреченная история, хотя кто знает, может дайверы найдут какие-то интересные артефакты, что- то всплывет из морских архивов западных стран.
#морские круизы #СССР #катастрофы на море #интересные факты #1986 год