19 декабря 1944 г. советские войска начали наступление, и уже 24 декабря Будапешт оказался в полном окружении. При этом в самом городе мало что говорило о грозящей ему опасности — по улицам ходили трамваи, магазины были открыты, а жители готовились встретить Рождество. Большая часть населения Будапешта не собиралась превращать свой город в поле боя, но Гитлер, считавший, что взятие венгерской столицы открывает советским войскам путь на Вену, был иного мнения. 25 декабря руководителем обороны Будапешта был назначен командир 9-го горнострелкового корпуса СС (lX.SS-Gebirgskorps) обергруппенфюрер СС Карл Пфеффер-Вильденбрух (Karl PfefferWildenbruch)1, который приказал сражаться за каждый дом. Одновременно из Восточной Пруссии в Венгрию по приказу Гитлера начали спешно перебрасываться резервы. 4 января 1945 г. немецкое командование попыталось деблокировать город, и, хотя передовым частям удалось выйти к промышленному району, примыкавшему к Будапешту с юга, прорвать окружение так и не удалось. Авиация MKHL делала все возможное, чтобы помочь своим и немецким частям. С 1 по 23 декабря пилоты lOl.V.Ez. сбили 28 советских самолетов, а затем в течение одиннадцати дней они выполнили 291 боевой вылет и одержали еще 16 побед. Активно действовали FW-190F-8 из 102. C.Osz. и Ме-210Са-1 из 102. Gyor.B.Osz., наносившие удары по позициям советских войск. 8 января 1945 г. пилоты 102. Gyor.B.Osz. совершили свой 2000-й боевой вылет. Несмотря на то что две трети территории Венгрии было уже занято советскими и румынскими войсками, моральный дух венгерской авиации продолжал оставаться на высоком уровне и случаи 1*9 1 Родился 12.06.1888 г. в местечке Рюдерсдорф (Rudersdorf), недалеко от Берлина. Участвовал в Первой мировой войне и был награжден Железным Крестом 1-го и 2-го классов. В одном из боев в 1918 г. он был тяжело ранен. После прихода нацистов к власти Пфеффер-Вильденбрух вступил в СС и 09.11.1943 г. получил уже звание обергруппенфюрера СС, которое соответствовало званию генерала пехоты в вермахте. За оборону Будапешта он дважды был награжден — сначала 11.01.1945 г. Рыцарским Крестом, а затем 01.02.1945 г. Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr.723). 13.02.1945 г. во время неудачной попытки прорыва из Будапешта Пфеффер-Вильденбрух попал в плен к советским войскам и был освобожден только в 1955 г. После возвращения в ФРГ он жил в г. Билефельд (Bielefeld), где и умер 29.01.1971г. 9 Асы Втором мировой войны 129 перелетов па сторону противника были крайне редки. Так, 9 декабря по заданию венгерского Сопротивления на итальянский аэродром Сан-Северо на Не-111Н-16 W.Nr.8433 «2B+DC» перелетел начальник технического отдела Генерального штаба майор Домокош Хаднадь (Domokos Hadnagy). Затем 26 февраля 1945 г. в Италию на FW-58 К.358 вместе с семьей улетел генерал-майор Ладислауш Харь (Ladislaus Нагу). В течение 1944 г. пилоты 102. V.Osz. совершили на Восточном фронте 1673 боевых вылета, налетав над территорией противника 1955 часов и сбив 85 советских самолетов. За это время группа потеряла 19 самолетов и девять пилотов. В начале января 1945 г. под обозначением 101/Ш. V.Osz. она вошла в состав 101-го истребительного полка. Соответственно 102/1. V.Szd. и 102/2. V.Szd. были переименованы в 101/7. V.Szd. «Кагб Asz» и 101/8. V.Szd. «Ricsi». 6 января 101. V.Ez. был включен в состав JG76, чей штаб 1 располагался на аэродроме Веспрем. Эта эскадра не имела своих самолетов, но в распоряжении ее командира майора Эрнста Дюллберга (Ernst Dullberg)2 были три истребительные группы Люфтваффе: 12 1 Сформирован в июле 1944 г. в Зальцбурге на основе штаба ZG76. 2 Родился 28.03.1913 г. в г. Унна (Unna), в нескольких километрах севефо-восточнее Дортмунда. В начале Второй мировой войны лейтенант Дюллберг служил в штабе I./JG3, а 21.07.1940 г. был переведен в 8./JG27. Свою первую воздушную победу он одержал 01.08.1940 г., сбив английский бомбардировщик «Бленхейм». 15.08.1940 г. обер-лейтенант Дю ллберг был назначен командиром 5./JG27. В течение сентября — октября 1940 г. в ходе «битвы за Англию» он сбил четыре «Харрикейна» и один «Спитфайр». В ходе боев на Восточном фронте Дюллберг успел одержать лишь одну победу, сбив 25.06.1941 г. юго-западнее Вильнюса бомбардировщик СБ. Затем II./JG27 была переброшена в Северную Африку, и 05.10.1941 г. он записал на свой счет восьмую победу, сбив севернее СидиОмара (Sidi Omar) «Харрикейн». 22.11.1941 г. в бою с английскими истребителями его Bf-109F-4 W.Nr.8466 получил попадания, Дюллберг был ранен, но все же смог дотянуть до своего аэродрома в Эйн-эль-Газала (Ain el Gazala). 27.05.1942 г. обер-лейтенант Дюллберг, на счету которого уже было 15 побед, был переведен в штаб JG27 и 13.10.1942 г. занял должность командира III./JG27.20.07.1944 г. после 35 побед гауптман Дюллберг был награжден Рыцарским Крестом. 07.10.1944 г. он был назначен командиром JG76 и принимал участие в боях на Восточном фронте. В феврале 1945 г. в 1I1./EJG2 Дюллберг прошел переподготовку на реактивный Ме262 и затем в конце марта перешел в JG7. Однако до конца войны он не 130 — II./JG51 обер-лейтенанта Отто Шультца (Otto Schultz)1, базировавшаяся на аэродроме Веспрем; — I./JG53 майора Юргена Хардера (Jurgen Harder)1 2, также находившаяся в Веспреме; — II./JG52 гауптмана Герхарда Баркхорна (Gerhard Barkhom)3, действовавшая с аэродрома Баболнапуста (Babolnapusta). Передача венгерских истребителей под командование майора Дюллберга должна была помочь объединению усилий венгерской авиации и Люфтваффе в борьбе с советской авиацией.
19 декабря 1944 г. советские войска начали наступление, и уже24 декабря Будапешт оказался в полном окружении.
10 ноября 202110 ноя 2021
4 мин