Найти в Дзене
Sailskipper Paint

Подводники в Чемпионате ВМФ - 1986. Украденная победа.

Лето 1986 года. Наш экипаж прибыл в Северодвинск для приёма подводного крейсера после среднего ремонта, для швартовных и ходовых испытаний.
И там меня неожиданно нашли: мастер гребно-парусного спорта на шлюпках, и мастер парусного спорта непременно должен был возглавить команду шлюпарей от бригады ремонтирующихся кораблей. Ну надо мне это? Хочется, конечно, однако повседневная служба никак не предполагает каких-то там соревнований с кем-то… Я был командиром группы космической связи и по совместительству ВрИО помощника командира, которого физически в экипаже на тот момент не было. Как всё это бросить? Кто станет расписывать дежурно-вахтенную службу, согласовывать со старпомом план на будущий день, проверять разные вахты и ещё много чего повседневно…
Командиру «ремонтирующегося» РПКСН «промыли мозги», и он меня отдал в эту соревновательную парусно-гребную тему…
В 1986 году мы не одни были на заводе «Звёздочка» в ремонте. Там и другие РПКСНы ремонтировались. С разных РПКСНов из числа офицеров набрали экипаж гребно-парусников, и меня к ним нарисовали командиром шлюпки. Оказалось, что во время обучения в разных училищах, мы были соперниками на чемпионатах ВВМУЗ (высшие военно-морские учебные заведения), а теперь вот на одной шлюпке собрались.
Подчистую мы победили всех на первенстве Беломорской Военно-морской базы, затем на Чемпионате Северного флота (ну было бы нелепо…). И Командование СФ решило отправить нас на Чемпионат ВМФ в г. Мамоново Калининградской области. Типа, «пока ихние подлодки в ремонте, могли бы и славу Северному флоту принести».
Я не представлял, как там мой РПКСН без меня будет на ходовых испытаниях в Белом море, ведь от меня так многое зависит!!! Однако интересы Северного флота были выше интересов какого-то там РПКСН, поэтому мне пришлось оставить ходовой мостик на непродолжительное время, и улететь-уехать в Мамоново, где и планировался Чемпионат ВМФ.
Городок Мамоново расположен на берегу Калининградского залива. Основан в 1301 году. Там ловит рыбу рыболовецкий колхоз «За Родину», а еще есть рыбо-перерабатывающий комбинат. Подходя к гавани, всегда вдыхаешь запах копченой рыбы. А Калининградский залив - «моя вода», ведь я там вырос и множество раз ходил по заливу под парусом. К тому же главным судьёй чемпионата был Дитлов Никита Сергеевич - директор Калининградского областного яхт-клуба, в котором я произрастал. Узнав о моём приезде, Никита Сергеич на совещании с удовлетворением произнёс, что на этот раз чемпионами ВМФ будет команда Северного флота, потому что «Пашка приехал» - его ученик. Конечно, после нескольких лет службы в подплаве, нашу «гребную форму» не сравнить с гребцами Черноморского или Балтийского флотов, а также с разными спортротами. Однако, в гребно-парусном спорте только две гребные гонки, одна комплексная (в ней решающим являются парусные этапы), одна крейсерская на 20 миль, две парусные с рулём и две парусные без руля. Парусные гонки без руля проходят следующим образом: обычный старт под парусами, через минуту по сигналу все должны убрать рули и дальше управляться креном, дифферентом и парусами. Из 12-ти участвующих команд мы объективно видели себя на 8-9 месте по гребле, а в парусных гонках – в лидерах. Таким образом, три чисто гребных гонки (включая крейсерскую) против пяти парусных, давало нам надежду на хорошее итоговое место.
Главный судья Чемпионата принял решение: «зачем всего две таких, две других парусных гонки? Сделаем пять рульных и пять безрульных, а остальное как обычно.» На следующий день начались соревнования: сначала два км - гребля, затем, после перерыва, 5 рульных парусных гонок до глубокого вечера и изнеможения. Через день будет гребная и пять безрульных. Далее комплексная, день отдыха, и в последний день крейсерская. Итого «всё удовольствие» - в течение пяти дней.
В первые два дня дул сильный западный ветер порывами до 15-16 м/секунду. По гребным гонкам мы и были на 8 и 9 месте, как и предполагали. А в парусных гонках мы победили их всех! И не просто первыми финишировали, а многие шлюпки из-за сильного ветра вовсе не финишировали: кто перевернулся, кто сломал мачту… Некоторые просто не сумели сделать поворот у знака и уехали куда-то… Те, кто не финишировал, получал очки как за последнее место + штрафной балл. Сложилась такая арифметика, что мы своими первыми местами во всех гонках настолько далеко всех опередили с учетом их переворачиваний и поломок мачт, что можно было вообще больше не ходить на комплексную и крейсерскую гонки, так как при любом раскладе мы - уже чемпионы ВМФ. Т.е. если нам напишут «не стартовал» и мы получим последнее место + штрафы в обоих гонках, то как бы кто не пыжился, мы всё равно всех уже победили.
Конкуренты сильно возбудились и подали протест на судейскую коллегию за то, что они организовали гонки при ветре больше 10 метров в секунду, а, как оказалось, в «шлюпочной сигнальной книге» (типа-руководящий документ) написано, что шлюпка типа ял-6 используется при ветре до 10 м/с и высоте волны до полметра высотой («детский сад»). И вообще, на каком основании по пять гонок, если обычно делают по две?
Судейская коллегия была вынуждена отменить результаты всех 10-ти парусных гонок и назначить в день отдыха четыре: две рульные и две безрульные.

Шлюпки  Ял-6.  Фото  в  свободном  доступе.
Шлюпки Ял-6. Фото в свободном доступе.

Мы и все эти четыре гонки финишировали первыми. Погода была спокойная, никто больше не переворачивался и не ломал мачту. И в комплексной гонке мы тоже всех победили. Снова перед нами замаячила надежда вывести Северный флот в чемпионы ВМФ по гребно-парусному спорту. Для этого надо было на крейсерской гонке финишировать не хуже девятого места. Обычно крейсерская гонка все 20 миль проходит на вёслах: как хочешь, так и иди, но на вёслах быстрее, поэтому нас ожидала четырехчасовая убийственная гребля с кровавыми ладонями и задницами. Но мы понимали, что наше место в гребле можем сделать 8-9-е, таким образом настроились на безусловную победу.
И вот наступил решающий день. Мы расположились в шлюпке, оттолкнулись от берега и… при первом же гребке одновременно сломались все шесть вёсел. Они были подпилены между кожей и вальком - сразу и не увидишь. Подпилены больше, чем наполовину, поэтому так сразу легко сломались. Я пошел к Никите Сергеичу показать эти явные распилы. Он говорит: «Ну что я могу теперь сделать? Сходите в эллинг, возьмите другие вёсла…» Вы представляете, что такое другие вёсла? У каждого весла валёк отполирован и подогнан к конкретной руке, даже два запасных весла отполированы, чтобы не уничтожать руки. Нам, кстати, и запасные вёсла тоже подпилили. В общем, взяли мы в эллинге какие-то весла - кривые, с сучками и занозами. И пошли в гонку. Четыре часа непрерывной гребли! По пути к старту выяснилось, что в днище шлюпки пробита дыра и через неё очень интенсивно поступает вода. Надо постоянно вычерпывать - махать черпаком все четыре часа.
Мы мужественно отгребли 20 морских миль и финишировали 10-ми. Учитывая двойной коэффициент для крейсерской гонки, мы оказались на четвёртом месте в общем зачёте.
Подошли к причалу, в этот день надо расставаться со шлюпками, передав их местному боцману, который указал нам место: «вытаскивайте шлюпку на берег и поставьте её вон туда». Вытащив шлюпку из воды мы увидели привязанную к ней пятилитровую консервную банку (почти ведро), которое мы буксировали за собой всю дистанцию. Учитывая кровавые ладони и задницы, нашему негодованию не было предела.
Были там журналюги и киношники, берущие интервью. Я им всё рассказал, но на эту тему нигде и никогда сюжет не вышел. Написал большую бумагу в Спорткомитет области и Командующему Балтфлотом. Никакого ответа.
Думаю, если бы Северный флот поддержал, а не отвернулся бы от темы, то можно было бы хоть рассказать общественности об этом.
Инструктор Политотдела БФ полковник… сказал мне: «Ну Пал Василич, неужели Вы не понимаете, что у нас всё запланировано? В этот раз должна была победить команда спортроты из Лиепаи. Откуда вы свалились вааще на наши головы? Ну при чём тут какой-то Северный флот и шлюпки? Мы никогда не допустим стать чемпионами по шлюпкам северян и тихоокаянцев! Иначе нас спросят: а как вы воспитываете черноморцев, каспийцев и балтийцев, если их обходят северяне почти никогда не гребущие из-за короткого заполярного лета?»
Жаль было времени, искалеченных рук и кровавых задниц, чувство несправедливости грызло мою душу… Никто не ожидал этой пакости. Знали бы - зачем туда ехать? Мы честно соревновались, а нас обманули.

... С годами убедился, что не только в спорте так было, но и в жизни... Не раз было, когда за твой подвиг награждают другого. Политруки решали кто герой, а кто нет... Кстати, выборы - это тоже соревнование с точно теми же законами... Кому весла подпилят, кому крылья подрежут, кого не допустят, кого оболгут и посадят, а кого и вовсе уничтожат... Если результат запланирован, то все, кто против, это - "иностранные агенты", "предатели", "пятая колонна" и "ненавистники Родины"...

Мы вернулись в Северодвинск на свои подлодки. Экипаж шлюпки перестал быть экипажем шлюпки. Печалька…. Мы в дальнейшем всё равно встречались, потому что сдружились.
А моя подлодка была в море на ходовых испытаниях.
Я прибыл к начальнику штаба Беломорской ВМБ, и потребовал, чтобы нашли способ срочной доставки меня на РПКСН, так как там вахтенные офицеры стоят в две смены, а не в три, и еще много чего есть, в чём я обязан участвовать.
- Пал Василич, вам это надо? Поверьте мне: они уже привыкли там к двухсменке. Я бы на Вашем месте сходил бы в ресторан, познакомился бы с женщиной, и лежал бы на ней до прихода лодки…
- Прошу не уговаривать меня на блуд. Мне в море надо. Там - мой экипаж.
- Понимаю вас… Завтра в 18 часов буксир «Садко» оборудование и бумаги туда повезёт. Оперативный дежурный будет знать о вас и сообщит номер причала, где зайти на борт. Позвоните ему откуда-нибудь завтра с 14-ти до 15-ти часов. Удачи!
- Спасибо!

Мой РПКСН мы нашли на долготе острова Жижгин в Белом море. Море было очень горбатым, поэтому при пересадке моего тела с буксира на мою ПЛ применялись всякие страховки и веревки, чтобы я не погиб.

Позади был Чемпионат ВМФ, друзья с других РПКСНов, негодование от несправедливости.
Впереди - автономки в необъятных просторах Тического океана и его прилегающих морей.