Найти тему

Опера, преодоление, любовь… К юбилею Галины Вишневской.

Оглавление

Этой осенью всемирно-известной оперной певице Галине Вишневской исполнилось бы 95 лет. Ее звезда взошла в 50-е годы прошлого столетия: солистка Большого театра, любимица дирижёров, она получала предложения контрактов от лучших театров мира, имела заграничные гастроли, была счастливой матерью и женой. 

И вместе с тем тяжёлая судьба. Маленькой девочкой Вишневская потеряла родителей, ее детство закончится, когда пришла война. Началась блокада Ленинграда и в феврале 1942-го бабушку, единственного родного человека, похоронили в братской могиле. Ей пришлось учиться бороться с судьбой и жить вопреки. 

Сегодня хочется вспомнить важнейшие события и знаковые встречи из жизни певицы.

Военные годы. 

Война застала Галину Вишневскую в Кронштадте – городе-порту, расположенным на острове Котлин. 

В это голодное время единственной ее целью было не умереть от голода. А потому она пришла служить в отряд Местной противовоздушной обороны. Работа в отряде была тяжелой, далеко не женской. Но именно там была возможность выжить во время блокады. «Хлеб - 300г. в день, кусочек сахара, 20г. жира, в обед суп и каша, на ужин каша. Всё это крошечными порциями, но это же царская еда, и каждый день! Это уже жизнь».

Молодость - великая сила. Немного окрепнув, Вишневская начала выступать в джаз-оркестре, с моряками. Давала концерты на кораблях, в землянках. Тогда именно искусство не позволило ей «опуститься на самое дно» и она поняла, что обязательно будет артисткой. 

В МПВО Галина пробыла полтора года. Это помогло ей выжить физически, но уже подступала духовная смерть и надо было спасать свою душу. Тогда, в 1943 г. она едет в Ленинград, начинает работать и учиться в музыкальной школе им.Римского-Корсакова. А уже летом 1944 вышла замуж за молодого моряка, Георгия Вишневского. Брак не был долгим, и лишь фамилия, которую в скором будущем узнаёт весь мир, напоминала певице о нём. 

Галина Вишневская в отряде местной противовоздушной обороны. 1943 г.
Галина Вишневская в отряде местной противовоздушной обороны. 1943 г.

«Счастливый случай» и поступление в большой театр.

«Встреча с Верой Николаевной Гариной - это и был тот самый «счастливый случай» — так вспоминает Галина Павловна учителя пения, который перевернул всю ее жизнь. 

Вера Николаевна стала главным учителем в жизни молодой певицы. Имея прекрасные природные данные, Вишневская пришла к ней от прежнего преподавателя с зажатым голосом, узким голосовым диапазоном и полной уверенностью, что лучше уже не будет. 

Но именно два года занятий с Гариной дали артистке прочный фундамент для всей дальнейшей творческой жизни, и больше над постановкой голоса она уже ни с кем не работала. У тебя звезда во лбу" - констатировала Вера Николаевна Гарина, когда услышала голос Вишневской. Скромная учительница, дававшая частные уроки вокала - в то время Гариной было восемьдесят лет. Но пению она училась еще в XIX веке у знаменитой Полины де Лукка, в Вене. Основные положения вокального искусства, преподанного Галине, заключались в необходимости умом понимать ощущения переключения регистров голоса, сознательном включении и переключении грудного, среднего и головного регистров, умении владеть дыханием. Примерно через полгода добросовестных занятий, Вишневская обрела полный сопрановый диапазон - две с половиной октавы. 

К моменту, когда Галина уже около двух лет занималась с Верой Николаевной, Большой театр обьявил о наборе артистов в стажерскую группу. Попав сразу на третий день конкурса, Вишневская исполнила арию «Берег Нила» из оперы «Аида» и сразу стала сенсацией! Уже через несколько месяцев певица была зачислена в труппу театра, а «Аида», над которой она работала с Верой Николаевной, стала партией всей её жизни и визитной карточкой. 

Началась интереснейшая и успешная работа Вишневской на сцене Большого Театра. В 1966 году Галине Вишневской присвоили звание народной артистки СССР, в 1971 году ее наградили орденом Ленина.

Большой театр: Наставники, Коллеги

С первых своих шагов в театре Галина Вишневская оказалась в условиях, о которых не может и мечтать начинающая оперная певица: первый спектакль — «Фиделио» Бетховена, режиссёр — Борис Покровский, дирижёр Александр Мелик-Пашаев. Оба были в восторге от неё. 

Александр Шамильевич Мелик-Пашаев утверждал, что впервые за всю свою карьеру в лице Г. Вишневской он познакомился с исполнительницей, способной выразить все нюансы творческого замысла композитора.

Он с первой же постановки полюбил ее голос - «чистый, девственный звук», как он говорил. Позже, он признается Вишневской, что у него выступали слёзы, когда она начинала петь. 

Режиссер Большого театра Борис Александрович Покровский говорил: "Она откуда-то вдруг появилась в Большом театре. Нежданно-негаданно, никому не известная, но совершенно готовая, в высшей мере профессионал! Совершенно готовая для того, чтобы стать первоклассным исполнителем любой партии, любой роли; совершенно готовая для любого концерта, любой репетиции; совершенно готовая для того, чтобы мгновенно стать лидером актерского цеха прославленного Большого театра. Совершенно готовая!.. с экстраординарными музыкально‑вокальными данными, уже кем‑то, когда‑то отработанными, отшлифованными, натренированными, с актерским обаянием, темпераментом, природным сценическим самочувствием и ядовито‑дерзкой правдой на устах. Актриса!" Покровский, замечательный режиссёр - психолог с самого начала совместной работы с Галиной, шёл от её актерской индивидуальности, молодого звонкого голоса. 

С Борисом Покровским. 1965 г.
С Борисом Покровским. 1965 г.

На премьере «Фиделио» певица познакомилась с ещё одним человеком, который занял в ее жизни важное место. 

Дмитрий Дмитриевич Шостакович — титаническая и глубоко трагическая фигура в мировом искусстве XX века. Частое общение с ним имело огромное влияние на Вишневскую, на развитие не только ее музыкальной, но и человеческой личности. Вместе они играли на концертах, а Дмитрий Дмитриевич посвящал певице свои произведения (вокальный цикл «Сатиры» на стихи Саши Чёрного для сопрано в сопровождении фортепиано, партитура-рукопись оркестровки «Песен и плясок смерти»). Будучи для Шостаковича другом и соратником, Галина Павловна была частым гостем в его доме, была знакома с женой и детьми, имела честь первой слышать новые произведения великого композитора. 

С Дмитрием Шостаковичем.
С Дмитрием Шостаковичем.

В 1961 году, концертируя в Лондоне, Вишневская познакомилась с английским композитором Бенджамином Бриттеном. Ему настолько понравилось выступление Вишневской, что специально для нее он прописал партию для сопрано в своем "Военном Реквиеме".

Предполагалось, что Вишневская поет на мировой премьере «Реквиема» в Ковентри — реквием был заказан собором этого города и исполнялся на открытии отреставрированного собора, разбомбленного фашистами во время войны, состав певцов был продуман, один англичанин, один немец и Вишневская — русская, но советская власть распорядилась иначе, на премьеру в Ковентри Вишневскую не пустили, и Галина записала произведение Бриттена в составе «лучших голосов за последние 100 лет».

4 дня — и вся жизнь…

«— Мел… Мтл… Извините, трудно выговорить ваше имя…
— А вы зовите меня просто Славой. Можно мне вас Галей звать?
— Хорошо, зовите Галей.»

«Поднимаю я глаза, а ко мне с лестницы снисходит богиня... Я даже дар речи потерял. И в ту же минуту решил, что эта женщина будет моей», - рассказывал Ростропович спустя много лет.

Они стали мужем и женой через 4 дня после знакомства и прожили вместе очень долгую жизнь. Любовь знаменитого виолончелиста, интеллигентного человека, заботливого отца и супруга Мстислава Ростроповича и звезды оперной сцены, красавицы Галины Вишневской была такой прекрасной, что ее, наверное, хватило бы на 10 жизней.

Мама Ростроповича - Софья Николаевна была расстроена, что сын привел в дом невестку, не посоветовавшись с ней. Галине показалось, что встретили ее нелюбезно, она села на свой чемодан и заревела в голос. Неожиданно заплакала и Софья Николаевна. Тут влетел счастливый Слава с авоськой с шампанским и копченой рыбой: "Ну, слава богу, уже познакомились!"

Брак оказался счастливым, у артистов родились две дочери – Ольга и Елена. Вишневская писала впоследствии: «Странно, что, несмотря на такую молниеносную женитьбу, мы не открыли для себя в будущем никаких неприятных сюрпризов. Сюрпризом оказалось то, что он – большой музыкант, а я – хорошая певица».

-4

И всё бы ничего, но судьба готовила для них новые испытания.

«Осуждение, травля, лишение гражданства» 

В конце шестидесятых годов Александр Солженицын был исключен из Союза писателей. После прихода к власти Л. Брежнева Солженицын практически потерял возможность легально печататься и выступать. Писателю буквально негде было жить и нечего есть. Семья Ростроповичей приняла решение поддержать его и это решение стало роковым. Солженицына они поселили на своей даче, а после Мстислав написал письмо Брежневу в поддержку Александра Исаевича. Галина прекрасно осознавала риск, на который шёл её муж, но поддержала его решение и так же подписала письмо. 

Супругам стали срывать график концертов, не давали гастролировать, записываться на радио. На отъезде из страны настояла Галина: другого выхода из ситуации она не видела. В 1974 году им выдали выездные визы, пара эмигрировала в США. Внезапно Ростропович и Вишневская оказались в политическом, творческом и финансовом вакууме. 

В 1978 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Вишневскую и Ростроповича лишили гражданства, всех почетных званий и наград.

Узнали они об этом сидя в своей парижской квартире, из телевизионных новостей. 

Их больше не печатали в газетах, пластинки и записи великих артистов легли на полку. Путь домой был отрезан. 

-5

Жизнь в эмиграции подарила Ростроповичам все то, что не смогла дать им родная страна: богатство, свободу, новые творческие проекты. На шестидесятилетие виолончелиста в Вашингтоне собрался цвет американской интеллигенции: светила музыкального мира, выдающиеся писатели, общественные деятели. Ростроповича назвали «музыкантом года». 

Английская королева посвятила его в рыцари ордена Британской империи, Франция наградила орденом Почетного легиона, Германия - Офицерским крестом за заслуги. Казалось бы, вот оно признание, полный успех. И все было великолепно, если бы... Если бы не угнетающая тоска по родине.

В январе 1990 года Ростроповичу и Вишневской вернули российское гражданство, а спустя год музыканты вернулись в Москву.

Впрочем, от гражданства супруги отказались, аргументировав это тем, что «они от него как не отказывались, так и возвращать не просили».

Юбилей Галины Вишневской в Большом театре. С мужем и дочерьми.
Юбилей Галины Вишневской в Большом театре. С мужем и дочерьми.

«Галька - артистка» - так знаменитая певица называла себя. Прозвище дали ещё в детстве. Такой она осталась на всю жизнь. 

После возвращения в Россию с 1993 года выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХТ имени А. П. Чехова в Москве, сыграла главные роли в фильмах «Провинциальный бенефис» (по мотивам пьес А. Н. Островского, режиссёр А. А. Белинский, 1993) и «Александра» (режиссёр А. Н. Сокуров, 2007).

А в 2002 году открыла Центр Оперного пения. Сейчас дело всей её жизни продолжает старшая дочь - Ольга Ростропович. 

Галина Павловна до последних дней своей жизни была занята работой со студентами, творчеством, проводила мастер-классы, занималась делами фонда Мстислава Ростроповича. 

Певица навсегда вошла в историю, оставила свой след русской оперной школе и передала свой опыт своим ученикам, которые по сей день прославляют её имя.

—————————————————————————————————————

Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊