Взгляды Польши и Евросоюза давно разошлись по вопросам миграционного потока. Пока демократичная и вездесущая Ангела Меркель доброжелательно открывала мигрантам окно в Европу и впускала так называемых беженцев на просторы ЕС, страны Балтии и Польши не спешили принимать всех желающих с Ближнего Востока, как и легализовать браки ЛГБТ. За что и получили неодобрение всего прогрессивного европейского сообщества.
Хочется отметить, что страны восточной Европы почти не ощущали миграционного кризиса все эти годы, в то время, как страны Западной Европы не могли оправиться не только от постоянных потоков эмигрантов, но и постоянных скандалов, связанных с ростом преступности с 2015 года. Наплыв беженцев в страны Балтии и Польшу долгое время сдерживала Беларусь . Но ситуация изменилась в 2020 году, когда эти страны не признали выборы в республике Беларусь и приютили у себя госпожу Светлану Тихановскую. Последняя же путешествовала по просторам евразийского континента , встречалась с разными политиками, которые в сою очередь поддерживали белорусскую оппозиционерку и обвиняли Александра Лукошенко в узурпации власти и фальсификации выборов.
Хочется отметить, что именно Польша и Литва активно подстрекали выходить белорусов на беломайдан, а также вводить санкции против Беларуси.
И реакция официального Минска не заставила себя долго ждать. Обострение ситуации произошло после того, как Беларусь ослабила миграционный контроль на границе с Европой. Этому поспособствовали санкции со стороны ЕС в связи с задержанием экс-главреда NEXTA Романа Протасевича. В конце июня Беларусь заморозила соглашения о реадмиссии с ЕС, объявив о выходе из инициативы «Восточное партнерство» и отозвала из Брюсселя своего посла.
«Мы не можем выполнять свои обязательства в рамках данного соглашения в условиях введенных Евросоюзом санкций и ограничений <...>. Приостановка действия соглашения негативно скажется на взаимодействии с Евросоюзом в сфере борьбы с нелегальной миграцией и организованной преступностью», — указано в сообщении МИДа.
Подобная ситуация наблюдалась и в Турции, когда Эрдоган в период обострения отношений с Европой перестал сдерживать беженцев из охваченной войной Сирией , и этот неконтролируемый поток хлынул к границам Италии, Греции и других стран ЕС. Но в 2015 году риторика СМИ отличалась от сегодняшней. Отношения к мигрантам было максимально лояльным. Конечно, никто не забыл «Мы справимся» Ангелы Меркель. Хотя сейчас эту звучит, как приговор для всей Европы. И мы видим, что мыльный пузырь в виде миграционного кризиса только увеличился в размерах и добрался уже и до границ Польши и стран Балтии.
Итак, утром 8 ноября возле пограничного пункта пропуска «Брузги-Кузница» на белорусско-польской границе очевидцы заметили большую колонну мигрантов с сумками и маленькими детьми.
Они прилетели на самолётах из Турции, Ирака и других стран ближнего Востока. Недавнее «Мы справимся» звучит как угроза уже для самих мигрантов. По сообщениям СМИ, некоторых беженцев, которым удалось перейти через границу, нашли мертвыми или с побоями. Власти Польши, Литвы и Латвии отрицают свою причастность к жертвам.
Литва стала строить оборонительные сооружения, попутно обвиняя Александра Лукашенко в гибридной агрессии. Вслед за Литвой контроль на границе с Беларусью усилила Латвия, которая в июле приняла закон, ограничивающий права нелегальных мигрантов. Из-за сложившейся ситуации с 11 августа она ввела режим ЧС в трех приграничных районах и в городе Даугавпилсе. Польша также объявила режим чрезвычайного положения.
«Мы реагируем согласно развитию ситуации. <…> Я убежден, что белорусские власти добиваются конфликта, что приведет к жертвам как минимум на одной из сторон. Нет понимания того, что происходит по ту сторону границы», — сказал замглавы МИД Польши Петр Важик.
Евросоюз осудил Польшу и страны Балтии и заявил, что они должны принять беженцев и обеспечить их жильем и всем необходимым. Восточная окраина Евросоюза не в восторге от этих рекомендаций. Они продолжают отбиваться, что ведет к военной напряженности на границе. Некоторые эксперты предупреждают , что это может выльется в конфликт уже не с мигрантами , а с белорусскими пограничниками. Но реальное столкновение маловероятно. Самих жителей Восточной Европы волнует : «За чей счет будет этот банкет?» Здесь все понятно, ведь, как и лимузины, костюмы, международные перелеты Светланы Тихановской, так и все необходимое для беженцев снова ляжет на плечи европейских налогоплательщиков.