Найти в Дзене
М — Journal

Алиса в Зазеркалье глазами каждого из нас

Недавно я пересматривала "Алису в стране чудес" Тима Бертона, и это был тот самый случай под названием "посмотрел вовремя". Есть у меня в жизни такое понятие "вовремя прочтенная книга", "вовремя посмотренный фильм". Это тот момент, когда книга или фильм помогает принять решение, над которым ломаешь голову изо дня в день. Закончив просмотр, и, благодаря ему, окончательно убедившись, что точно пора завтра же писать заявление об увольнении (что я и сделала, до сих пор радуюсь), я с удивлением обнаружила в предложенных фильмах Кинопоиска "Алису в Зазеркалье". У меня внутри все перевернулось: фильм снят в 2016 году, а я о нем первый раз слышу? Тут же включила. Несмотря на сравнительно небольшой рейтинг — 6,6 на Кинопоиске против 7,1 первой "Алисы" — впечатление было не меньшим, и вот почему. Преемственность фильмов. Первый фильм об Алисе, с его невероятными красками, гигантскими, безграничными панорамами, нереально сумасшедшими героями обязан Тиму Бертону. Известный создатель "чудесатых"

Недавно я пересматривала "Алису в стране чудес" Тима Бертона, и это был тот самый случай под названием "посмотрел вовремя". Есть у меня в жизни такое понятие "вовремя прочтенная книга", "вовремя посмотренный фильм". Это тот момент, когда книга или фильм помогает принять решение, над которым ломаешь голову изо дня в день.

Закончив просмотр, и, благодаря ему, окончательно убедившись, что точно пора завтра же писать заявление об увольнении (что я и сделала, до сих пор радуюсь), я с удивлением обнаружила в предложенных фильмах Кинопоиска "Алису в Зазеркалье". У меня внутри все перевернулось: фильм снят в 2016 году, а я о нем первый раз слышу? Тут же включила.

Несмотря на сравнительно небольшой рейтинг — 6,6 на Кинопоиске против 7,1 первой "Алисы" — впечатление было не меньшим, и вот почему.

Преемственность фильмов. Первый фильм об Алисе, с его невероятными красками, гигантскими, безграничными панорамами, нереально сумасшедшими героями обязан Тиму Бертону. Известный создатель "чудесатых" и странноватых героев (достаточно вспомнить Вилли Вонку), именно он воплотил на экране нескончаемую детскую фантазию, любовь к приключениям, которые мы, повзрослев, растеряем на пути к своим высоким целям. Ничего более красочного, трогающего за душу, я до сегодняшнего дня не увидела. А теперь представьте, каково сохранить эту невероятную вселенную наших грез в фильме про Алису, когда меняется режиссер? Джеймс Бобин, истинный англичанин (что очень помогло в съемках), справился с этим как никто другой.

Мы все — сумасшедшие. Да-да, ведь, как ни крути, каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался: господи, меня окружают какие-то ненормальные: эти "ненормальные" ходят вместе с нами в офис, сидят за столом нашего начальника, толкают нас в метро, торопясь неизвестно куда. И самое забавное — такими же ненормальными и сумасшедшими все они считают и каждого из нас. Из этого логично заключить, что нормальных-то и нет. Именно эта мысль греет героев "Алисы...". Но их главное преимущество — они с удовольствием живут с осознанием своей ненормальности, сумасшествием в своих поступках и решениях, борются за них всеми силами, делая мир вокруг таким, каким они хотят видеть его каждый день. Не откладывая на потом. Сцена, где Шляпник из прошлого впервые видит Алису, которая отправилась из настоящего, чтобы спасти его семью, отличное доказательство. Достаточно посмотреть, с какой радостью Шляпник делает заключение из ее слов о том, что перед ним сумасшедшая, и успокаивается:

Алиса, наконец найдя своего друга в толпе: "Шляпник, это ты! И снова не в себе!"

Шляпник: "Мне вроде больше не в ком не быть! Мы знакомы?"

Алиса: "Да, то есть, в смысле, еще нет..."

Шляпник: "Такое чувство, что мы старые знакомые..."

Алиса: "Да, с давних пор, когда я была еще младше"

Шляпник: "Только я тебя совсем не помню"

Алиса: "Так ты меня пока что еще не встретил..."

Шляпник: "Ну... а когда встречу?"

Алиса: "Нескоро еще, пройдут годы!"

Шляпник: "Ааа, когда ты будешь младше, а я буду старше?"

Алиса: "Наверное, логики в это нет..."

Шляпник: "По мне все логично. Ты сумасшедшая?" - с радостью спрашивает он.

Радость жизни и внутреннее спокойствие добрых героев волшебного мира заключается в простой формуле: "вокруг меня одни сумасшедшие, что, безусловно, радует меня, так как я самый сумасшедший из них всех!".

"Ты зря состязаешься со временем!". Новый герой второго фильма — персонаж Времени. Это человек, олицетворяющий неумолимое движение этого удивительного феномена. Саша Барон Коэн исполнил эту роль выше всяких похвал — он позволил своему персонажу быть одновременно властным глупцом и необычайно хрупким и мудрым героем сиквела. Именно благодаря путешествию Алисы во времени, мы ощущаем связь этой сказки с реальностью. Если бы это было действительно сказкой, благодаря своему путешествию Алиса нашла бы семью Шляпника и просто спасла ее, совершив очередной храбрый поступок. Вместо этого мы сталкиваемся с важной мыслью о том, что прошлое уже не вернуть, не изменить, и подача этой информации в форме сказки, а не нравоучительного наставления, необычайно отрезвляет. Как же мы можем повлиять на свою жизнь, поменять в ней что-то, если даже бесстрашная Алиса не в силах изменить прошлое волшебным образом? Ответ нам дает сама Алиса: из прошлого можно только извлечь уроки. Вместо того, чтобы бесконечно копаться в нем, погрязая в сожалениях о содеянном, нужно вычленить то самое единственное и важное, что поможет нам жить дальше. Небольшую деталь. Об этом нам говорит первая маленькая шляпка, сделанная малышом-Шляпником, и которую всю свою жизнь бережно хранит от отец, скрывающий свое трепетное отношение к сыну за критикой и холодностью. А еще мы понимаем, почему Красная Королева стала такой деспотичной и жестокой — все потому, что с детства она чувствовала себя нелюбимым ребенком и была мелочно предана своей сестрой. Дальнейшие события показывают, как целиком меняется жизнь героев из-за этих, казалось бы, невзрачных событий. И как потом можно все изменить, если правильно эти события понять.

"Все кончается?". И плохое когда-то закончится и исчерпает себя, и хорошее. Главное познать и признать эту сменяемость, потому что это основа баланса и гармонии жизни. В конце истории Алиса отдает Времени часы отца, которые давно уже не ходят, но которые девочка всегда имела при себе, чтобы помнить. Но в итоге она смиряется с мыслью о том, что ее отца уже давно нет, и не часы символизируют память о нем, а то, что она о нем помнит и бережет его отношение к жизни, радость жить, веру в невозможное. "С нами навсегда остается то, что мы готовы отдать". Поэтому Алиса во второй раз не со слезами, а с улыбкой возвращается из мира своих грез в реальность. Нужно стараться и учиться видеть свою жизнь в перспективе, а не только в моменте. Тогда у нас не будет никаких "до" и "после". Будет единая линия, которая просто иногда делает крутой поворот.

Сказать "прости". Когда, наконец, Белая Королева просит прощения у своей сестры, Красной Королевы, за свою детскую пакость, вместо очередной "головы с плеч!" мы слышим "это все, что мне нужно было услышать". Гнев, ярость, безжалостность сменяются на спокойствие, и баланс восстанавливается. По сути, автор истории нам как будто всей линией повествования показывает, что никакое из этих событий не произошло бы, если бы один человек просто попросил прощения у другого. И так не только со словом "прости". И не так все просто, и режиссер в том числе это понимает. Чтобы, наконец, сказать что-то важное друг другу, нам иногда требуются годы. Не бойтесь общаться друг с другом, говорить друг с другом, слышать друг друга. Какими бы ни были последствия, лучше пусть будет сказано то, что важно сказать. А если вы сомневаетесь — перечитайте предыдущий пункт.

Невозможно! Мы видим разницу между взрослой Алисой и Алисой, которая первый раз попала в страну Чудес. В детстве нам кажется возможным абсолютно все: мы верим в существование волшебных миров, магических существ и лучшее будущее. Чем мы старше, тем меньше наша уверенность во всем этом, а потом она и вовсе исчезает. В начале фильма Алиса, капитан корабля, не видит ничего невозможного в том, чтобы пройти о мелководью, между скалами, перевернувшись на один из бортов, пока за ними гонятся несколько пиратских суден, да еще и в шторм. Никто из ее команды не верил, пока не увидел уверенности капитана, и пиратские корабли, оставшиеся далеко позади благодаря этому смелому ходу. Но когда Алиса случайно снова попадает в страну Чудес, она считает невозможным найти семью Шляпника, потому что она знает историю с их гибелью. Хотя сама она всегда утверждала, что ничего невозможного быть не может. Тут мы видим и взросление персонажа, и отчаяние из-за невозможности помочь другу. И только невероятное желание его спасти заставляет Алису наконец поверить снова в возможность невозможного и выйти победителем из схватки с тем, что кажется абсолютно нереальным и невероятным. Но, опять же, она никого не воскрешает, не делает ничего из того, что не могли бы сделать мы сами. "Реальность" происходящего в стране Чудес делает историю все же больше фильмом для взрослого поколения, напоминая нам, что вера и желание может уничтожить мгновенно любое препятствие.

Игра слов и отменный перевод. Диалоги на английском языке в этом фильме настолько полны тонкостей, что виртуозный перевод на русский достоен отдельной награды. Встреча Времени за чайным столиком шайки сумасшедших — Шляпника, Мыши и Мартовского Зайца — изобилует поговорками о Времени, которые служат издевкой над ним. "А что такое "скоро" и долго ли его ждать?", "А не врет пословица, что Вы — лучший лекарь?", "А что означает делу-Время" — это все не только попытка вывести Время из себя, но и замечательное, новое значение этих выражений, если воспринимать Время как человека. Это не просто шутки, а вопросы, которые мы задаем порой сами себе.

Отцы и дети. Сколько можно, скажете вы. Эта тема нужна постоянно, отвечу я. Чтобы мы не забывали, чем жили наши родители, и понимали, что они хотят от нас, когда дают совет. Чтобы мы стремились понять наших детей, которые живут в другое Время. А свяжет нас только способность говорить: о том, как мы дорожим друг другом, как мы понимаем друг друга, поддерживаем и стараемся не осудить. Сколько будут жить люди, столько раз культура — кинематограф, литература, живопись — будут напоминать нам о сложной связи поколений, которые не хотят слушать и слышать друг друга и как важно все-таки к этому стремиться.

"Тебя тоже ждут дома". Алиса окончательно взрослеет вместе с нами на протяжении этой истории, и Шляпник в конце говорит ей эти слова. И мы, и Алиса, понимаем, что наше место, наш дом — в реальности, а не в стране наших грез. Но и в ней все равно есть место нашим мечтам, ведь кто отличит их от реальности? Первое очень быстро становится вторым, если захотеть.

"Я раньше думала, Время нас обкрадывает, забирает самое дорогое, но теперь же я осознаю, что все это просто временно, и часы нашей жизни, и минуты, и мгновения это Ваши дары".