Звено «Мессершмиттов» из 1/1. V.Szd., взлетевшее с аэродрома в Сольноке, возглавлял командир эскадрильи капитан Дьёрдь Усась. Оно попыталось соединиться с самолетами 2/1. V.Szd., но по дороге натолкнулось на группу B-24D, летевшую без истребительного прикрытия. Капитан Уйсась и сержант Кароль Кереки (Karoly Kereki) атаковали самолет, занимавший позицию на фланге боевого порядка группы. Кереки удалось сбить «Либерейтор», однако в ходе атаки его Bf-109G-6 также был подбит бортстрелками бомбардировщиков. Кереки смог выбраться из кабины горящего истребителя, но при этом он, видимо, слишком рано дернул за вытяжное кольцо парашюта, и тот зацепился за самолет. В результате сержант Кереки погиб, упав на землю вместе со своим «Мессершмитгом». Вторым потерянным в тот день самолетом был Ме-21 ОСа-1 Z.060, который был сбит в бою с двенадцатью Р-38 из 82FG. Его пилот старший лейтенант Корнел Надь (Kornel Nagy) был тяжело ранен в голову и затем потерял один глаз, а бортстрелок старший сержант Иштван Куть (Istvan Kuthy) получил смертельное ранение. Надю все же удалось совершить вынужденную посадку, но даже после этого пилоты «Лайтнингов» продолжали расстреливать «Мессершмитт», вскоре превратившийся в груду дымящихся обломков. Всего 3 апреля венгерские пилоты заявили об одиннадцати победах, но из них были подтверждены только шесть. Американцы же в свою очередь объявили о том, что сбили 27 истребителей, но фактически венгры потеряли только два самолета. В результате бомбежки в Будапеште и прилегающих к нему районах погибли 1036 человек. Этот налет был первым массированным налетом на Будапешт. И он произвел большое впечатление не только на гражданское население, но и на венгерских пилотов. Лейтенант Тибор Тобак (Tibor Tobak) из 5/3. V.Szd., наблюдавший за происходившим с земли, затем вспоминал: «Это был первый раз, когда я ощутил, что паша небольшая страна не способна сдержать нападавших! И х было так много, и они бьти так уверены в собственной силе! Они летели на большой высоте и с математической точностью направлялись к своей цели!». 8* 115 Вслед за американцами в ночь с 3 на 4 апреля город атаковали английские «Ланкастеры» и «Галифаксы» из 250 Sqdn. RAF. Из 28 налетов, совершенных затем авиацией союзников на Будапешт, более половины были выполнены ночью английскими бомбардировщиками. Следующий массированный дневной налет состоялся 13 апреля, когда в общей сложности 535 бомбардировщиков и истребителей из 15-й воздушной армии США атаковали авиазаводы в Дьёре и Будапеште, а также аэродромы Ферихегь и Тёкёль. Им противостояли всего 33 венгерских истребителя— двенадцать Bf- 109G-6 из 2/1. V.Szd., шесть Bf-109G-6 из 1/1. V.Szd., двенадцать Ме-210Са-1 из RKI Romboloszszazad и три Ме-210Са-1 из 5/1. Kis. Ejs.Szd. По венгерским данным, в тот день американцы потеряли 20 самолетов, шесть из которых были сбиты зенитной артиллерией. Основная тяжесть воздушных боев легла на пилотов Ме-210Са-1, которые смогли сбить четыре B-24D и два Р-38. Однако при этом из пятнадцати «Мессершмиттов» вернулись только четыре тяжело поврежденных самолета — три из RKI Romboloszszazad и один из 5/1. Kis. Ejs.Szd. Из событий 13 апреля командование MKHL сделало три основных вывода: — эффективность действий небольших групп истребителей против соединений из сотен бомбардировщиков чрезвычайно низка; — координация действий истребителей со стороны штаба противовоздушной обороны оставляет желать лучшего; — использование самолетов Ме-210Са-1 для отражения дневных налетов ведет к неоправданно большим потерям и потому должно быть прекращено. После 13 апреля американские бомбардировщики в течение шести последующих недель не появлялись над Венгрией, поскольку усилия 15-й воздушной армии США были сосредоточены на ударах по румынским нефтепромыслам в районе Плоешти. Эту передышку командование MKHL использовало для того, чтобы провести необходимые изменения в своей организационной структуре. 1 мая 1944 г. на аэродроме Веспрем была сформирована 101-я истребительная группа (101. Vadaszosztaly, сокр. 101. V.Osz.) под командованием майора Аладара де Хеппеша. В ее состав вошли 2/1. V.Szd., 1/1. V.Szd. и 5/3. V.Szd., которые соответственно получили обозначения 101/1. V.Szd., 101/2. V.Szd. и 101/3. V.Szd. В каждой из эскадрилий было по 12 Bf-109G-6 и 16 пилотов. 116 В мае — июне была образована 102-я группа скоростных бомбардировщиков (102. Gyorbombazoosztaly, сокр. 102. Gyor.B.Osz.) п о д командованием майора Альберта Мартини (Albert Martini). В ее состав вошли: — 102/1. Gyor.B. Szd. «Sas», сформированная на аэродроме Клемансово, которую возглавил капитан Кальман Харь (Kalman Нагу) *; — 102/2. Gyor.B. Szd. «Tigris» капитана Пала Бодо (Pal Bodo), созданная на аэродроме Хайдубёсёрмень, в 17 км севернее Дебрецена
Звено «Мессершмиттов» из 1/1. V.Szd., взлетевшее с аэродрома в Сольноке, возглавлял командир эскадриль и капитан Дьёрдь Усась.
10 ноября 202110 ноя 2021
1
3 мин