Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Об устранении выявленных нарушений, связанных с осуществлением эксплуатации объекта рекультивации земель с захоронением ТКО

Определение Верховного суда Российской Федерации от 1 июня 2021 г. по делу № А33-27963/2019

Суть спора: Общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным предписания Административного органа об устранении выявленных нарушений, связанных с осуществлением эксплуатации объекта рекультивации земель с захоронением твердых промышленных и коммунальных отходов IV, V класса опасности в границах населенного пункта.

Решение суда:

Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества.
Суд апелляционной инстанции оставил решение первой инстанции без изменений.
Суд кассационной инстанции оставил решение суда апелляционной инстанции.
Верховный Суд Российской Федерации направил дело на новое рассмотрение.

Фабула дела:

По результатам проведения внеплановой проверки Административным органом были выявлены нарушения, касающиеся соблюдения обязательных требований в сфере надлежащей рекультивации земель, о чем составлен акт и выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в суд, указывая, что у него есть положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Административный орган указывал, что при размещении обществом отходов на эксплуатируемом объекте осуществляется негативное воздействие на почву, которое может повлечь изменение качества окружающей среды, а также, что превышение мышьяка в почве свидетельствует о небезопасности для окружающей среды условий и способа размещения отходов. К тому же, рекультивация земель с захоронением твердых бытовых отходов осуществлялась в границах населенного пункта.

Правовое обоснование:

1.В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон «Об охране окружающей среды») предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон «Об отходах производства и потребления»).

2.Согласно статье 1 Закона «Об отходах производства и потребления», к отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с этим законом; объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов; захоронение отходов представляет собой изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

3.В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона «Об отходах производства и потребления», захоронение отходов в границах населенного пункта запрещается. Пункт 10 этой же статьи запрещает применение твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) для рекультивации земель и карьеров.

4.Верховный Суд Российской Федерации указывает, что суды сослались на наличие у общества разрешительной документации, в том числе договора аренды земельного участка с целевым назначением земельного участка – для использования в целях рекультивации полигона по захоронению промышленных и бытовых отходов в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, а также на то, что объект рекультивации внесен в государственный реестр объектов размещения отходов. Однако данный подход основан на неправильном толковании и применении норма права, в частности положений, устанавливающих общеобязательные требования к объектам размещения отходов (запрет на захоронение отходов в границах населенного пункта, а также применение ТКО для рекультивации земель и карьеров).

5.Как следует из содержаний решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, основанием для удовлетворения заявленных требований послужил вывод судов о недоказанности наличия в действиях Общества, в частности нарушений пунктов 5 и 10 статьи 12 Закона «Об отходах производства и потребления», пункта 1 статьи 51 Закона «Об охране окружающей среды». Однако данный вывод не соответствует установленным судами обстоятельствам, согласно которым Общество осуществляет деятельность по захоронению отходов в границах населенного пункта и применяет твердые коммунальные отходы для рекультивации земель.

Резюме суда:

Наличие лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами, факт включения объекта в ГРОРО, а также наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы не относятся к условиям, при которых должны не действовать и, соответственно, не применяться запреты на захоронение отходов в границах населенных пунктов и применение твердых коммунальных отходов для рекультивации.