В детстве кругозор человека ограничен небольшим жизненным опытом, но именно детские годы становятся лучшим временем, чтобы подарить ребенку возможность реализовать свои способности. Родители помогают познать мир и показывают разные варианты развития событий. Балет — лишь один из видов деятельности, которому нужно учиться с детства. Но в этом вопросе есть противоречие:
- с одной стороны, ребенку дают шанс стать профессионалом в творческой профессии
- с другой стороны, если ребенок не состоится в профессии, он будет всю жалеть, что родители предопределили его жизнь и не оставили выбора
На эту тему читатели канала не раз делились размышлениями:
Вопрос очень спорный, особенно сейчас, когда изнанка балета открыта почти полностью, артисты после увольнения из театров разоблачают балетную профессию. Казалось бы, после этого родители должны очень сильно задуматься о том, стоит ли обрекать ребенка на такое будущее. Но ни 30 лет назад, когда о конкурсе в балетную школу узнавали только по сарафанному радио, ни сегодня, когда в открытом доступе все неприглядные стороны балета, конкурс в балетные училища не уменьшается.
В XX веке у жителей союзных республик не было четкого представления о реалиях балета, а была только красота, показанная по телевидению. Плюс ко всему хореографическое училище решало сразу несколько важных проблем: образование, жилье, питание, трудоустройство. В наши дни балетная школа только добавляет проблем, связанных с переездом в другой город и жизнью в интернате, дополнительными расходами на танцевальную одежду и обувь, неопределенность после выпуска. При таком раскладе гораздо выгоднее учиться в обычной школе. Но почему же родители все равно принимают такое решение?
Мечту обретает и ребёнок
«Балетных» родителей часто обвиняют в том, что они идут на поводу желаний детей танцевать. Наверняка родители отдают себе отчет, что это крайне сложная профессия, особенно сейчас, когда можно узнать все подробности заранее. Бывают родители отстраненные, а бывают вовлеченные. В первом случае ребенок может сам увлечься танцами, во втором случае через «не хочу» ему будет предложена деятельность, которая впоследствии полностью завладеет его вниманием.
Прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнёва обрела цель благодаря маме: «Это была мамина-мечта иллюзия, потому что она не совсем понимала, что такое театральный мир, что такое сцена и жизнь балерины. Какая прекрасная профессия, вечером станцевал — весь день свободен!»
Танцевальная студия — это прекрасное времяпровождение для детей, это досуг, общение со сверстниками, первая ответственность. Кому сразу понравились занятия в танцевальной студии, остается надолго, и к 11 годам (возраст поступления в училище) ребенок полностью увлечен танцем. Это лучший момент, когда будет уместно предложить ему заняться хореографией профессионально, чтобы это не выглядело навязыванием амбиций родителей. В такой момент о предстоящих трудностях мало кто думает.
Диана Вишнёва начала заниматься хореографией во Дворце пионеров три раза в неделю, затем перешла в студию с более профессиональными занятиями. После двух неудачных попыток поступления в Ленинградское хореографическое училище добавились индивидуальные занятия с педагогом. Но поступление стало уже и ее целью: «Меня не взяли раз, не взяли два... И у меня была какая-то закалка характера и какая-то целенаправленность, что туда надо все-таки попасть. Я не знаю, почему, я не знаю, что будет дальше… Но я понимаю, что надо мне попасть в это здание и остаться, потому что меня оно невероятно впечатлило. И почему такой ажиотаж, почему 90 человек на место, почему сюда приезжают со всех республик и все рыдают, кто не попал?» — вспоминает Диана Вишнёва.
Надежда на лучшее
«А эта идея может и не стать путёвкой в жизнь». Да, разумеется, это лотерея. Но чем больше мы наблюдаем за родителями балетных детей, тем больше понимаем, что как важен надежный тыл. Чаще всего балетные дети из хороших семей, которые в случае чего помогут, даже если ребенок будет отчислен. Человек не может предсказывать будущее, и это прекрасно, поэтому остается действовать по обстоятельствам. Но если в семье нет безусловной любви, едва ли получится справиться с проблемами, потому что источником всех проблем станет ребенок, который поступил в балетную школу и нарушил привычный уклад жизни.
Прошло то время, когда родители «сдавали» детей в училище на полное обеспечение, требуя от ребенка получить эту профессию любой ценой. В наше время больше выбора, и если что-то пойдёт не так, всегда есть различные варианты развития событий. Как правило, именно поэтому родители и дети стараются изначально оградить себя от лишней информации об изнанке балета, потому что самое главное — надеяться на лучшее и идти до конца вместе.
Иногда лучше не знать будущего
Сегодня о балете очень много спорной информации, но что же заставляет родителей отдавать ребенка в эти «жернова»? Как было сказано выше, вера в лучшее, в удачу, в избранность. Никогда не знаешь, как сложится судьба ребенка, а уйти можно в любой момент. Кроме того, если начать представлять все сложности, с которыми столкнется ребенок, можно сойти с ума. Поэтому и представлять не нужно, а лучше решать проблемы по мере их поступления, как и делают многие родители.
Главное — поддержка семьи
После таких жизненных постов становится понятно, что уберечь ребенка от трудностей невозможно, но можно помочь ему справиться с ними. Скорее всего, никто не скрывает от ребенка, что артист балета — крайне тяжелая профессия, но сложности можно преодолеть вместе с внимательными и участливыми родителями. Особенно если родители настаивали на поступлении и делали все возможное, чтобы найти педагогов, подготовительное отделение, конкурсы, костюмы. А если это было общее желание, то вопросов быть не может: нужно проходить этот сложный путь вместе. Именно поэтому бывает, что целые семьи переезжают за ребенком в тот город, где находится балетное училище. Это огромные неудобства, на которые могут пойти только самые близкие.
Диана Вишнёва в одном из интервью рассказывает, что в самом раннем детстве и в школьные годы ее главной поддержкой была мама, именно она подарила маленькой Дине цель. Позже, когда Вишнёва была принята в труппу Мариинского театра, ее защитой и тылом стал папа, который занимался организацией различных выступлений и подписанием контрактов.
Когда Ульяне Лопаткиной задали вопрос о том, знала ли она о сложности балетной профессии, балерина ответила:
«Конечно, нет. И мои родители этого тоже не могли предположить с той достоверностью, с какой я могу рассказать об этом своей дочери. Но наверное, это не должно останавливать ни родителей, ни детей, которые стремятся к этой профессии, поскольку если есть внутреннее желание, если есть к этому способности, то нужно дерзать, пробовать. Может быть, человек состоится в таком необычном пути, как балетная профессия».