Шокирующая картина Гюстава Курбе 1866 года с изображением женских органов была написана для парижанина, турецкого дипломата и коллекционера Халил-бея и, судя по недавным открытиям в архивах, изображала его французскую наложницу, актрису.
После смерти турка коллекция была распродана, картина потерялась. Пока в 1889 году брат Гонкур нашел в одной антикварной лавочке пейзаж, позади которого, как он с удивлением обнаружил, была спрятана неприличная картина Курбе.
Как же прятали эту картину и сколько раз?
Из описания Гонкура известно, что пейзаж тоже был кисти Курбе и изображал зимную сценку.
Пишут, что это замок Блонай (Le château de Blonay).
Речь идет об картине Курбе, которая находится сейчас в Музее изобразительных искусств Будапешта. Ее размеры 50 х 60 см, а нецензурная работа меньше -- 46 × 55 см. Помимо совпадения названия, это подверждается локацией в Будапеште. Известно, что в 1910 году два новых владельца -- Херцог и Хатвани, увезли "Происхождение мира" именно туда, где оно, по официальным данным, потерялось в конце Второй мировой войны. Очевидно, именно тогда картины разделили и поделили между двумя владельцами.
В будапештский музей пейзаж попал из коллекции Мора Липота Херцога 1959 году. "Происхождение мира" всплыло на рынке раньше, в 1955 году, его увез из Будапешта Ференц де Хатвани и позже продал.
Следующий владелец, известный психоаналитик Жак Лакан, попросил своего свояка, авангардиста Андре Массона нарисовать обманку-прикрытие. И это опять оказался пейзаж! Интересно, знал ли Лакан о предыдущем, из сообщения Гонкура? Вполне мог, наверное.
Формы пейзажа Массона полностью повторяли контуры картины Курбе, но незнакомый со скандальным полотном вряд ли мог об этом догадаться.
Официальное название работы Массона -- Terre érotique.
Позже он сделал еще несколько графических работ с этим названием, разрабатывая тему неприличных пейзажей (желающие могут загуглить terre erotique masson и, гхм, насладиться).
***
Почти всю 2-ю половину ХХ века "Происхождение мира" так и висело спрятанным, а публично считалось утраченным. О нем ходили только слухи. Долгое время ее описывали только два текста: один Максим Дюкам опубликовал в 1877 году, а другой -- Эдмона де Гонкура несколько лет спустя.
Доктор Лакан показывал ее лишь своим друзьям. Она висела в загородном Лакана в Гитранкуре.
Внезапно в 1967 году картина репродуцируется в книге доктора Цванга «Пол женщины» (до этого никто даже не знал и как она выглядит, только по текстам знали, что это нецензурно). Уникальная фотография анонимного фотографа затем продолжает репродуцироваться с противоречивой информацией о ее местонахождении то ли в Париже, то ли в Будапеште.
В 1981 году Лакан умер. Наконец, в 1982 году один французский актер рассказал по телевидению, что видел "Происхождение мира" у Лакана, спрятанным за пейзажем Массона.
После смерти Лакана картина Курбе досталась его вдове Сильвии (кстати, ее первым мужем был Батай). Сильвия умерла в 1995 году, и только тогда "Происхождение мира" от ее наследников в счет уплаты налогов попало в Орсе. В государственном музее оно, наконец-то, больше не нуждается в прикрытии. Музеи не так стыдливы, как частные коллекционеры, которым надо как-то жить с такими произведениями в собственном доме.
Репродукция пейзажа Массона взята мною из Musée Gustave Courbet, Ornans, но я не уверена, что картина находится там на постоянной основе, а не была на какой-то временной выставке.
Если честно, лично мне вся эта история с прятыванием и перепрятыванием картины Курбе гораздо интересней, чем она сама...
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть про красивое искусство.