Начинаем публикацию полного текста (без иллюстраций) раздела книги Д.Виноградовой, Н.Непомнящего и А.Новикова "Неандерталец жив?", написанный первым автором.
Материал предоставлен сайтом Аламас.ру
Публиковать будем по главе в день для вашего удобства.
Глава 9
СМОЛИНСКИЙ СЕМИНАР ПО РЕЛИКТОВОМУ ГОМИНОИДУ
Сообщение второе, совпадающее по контуру с предыдущим, услышано было в Подмосковье, в лесу, недалеко от железнодорожной станции. Сказано было вскользь, равнодушно - мол, обезьяна, большая обезьяна пыталась его утащить. И не было ни мирового судьи, ни клятвы на Библии. Но не было бы и этого сообщения, не знать бы пишущему эти строки и предыдущего, не знать тысяч и тысяч сообщений, выступлений, гипотез, догадок и уверений, и, наконец, не написать ни единой из этих строк, не живи в Москве такой человек, как Петр Петрович Смолин. В пятидесятые-шестидесятые годы знавали его, толпились вокруг него, любили его тысячи москвичей всех возрастов, начиная с дошкольного и кончая пенсионным. Несколько поколений юннатов навсегда прилепились к биологии в кружках при Дарвиновском музее благодаря его организаторскому таланту и любви, одинаково большой как к детям, так и биологии.
- А! Вы о нем, - сказал однажды Петр Петрович, когда я вспоминала известного писателя-биолога. - Он тоже наш кружковец. Теперь уже бывший, конечно. А сейчас у нас забота - Миша подал в МГУ на биофак, болеем за него. Ты, Коля, хочешь собирать гербарий в воскресном походе? Вот и хорошо. А тебе, Леночка, я достал хомячка, он у меня дома, приходи за ним, когда хочешь.
Организаторский талант достался ему от деда. После отмены крепостного права, мальчиком, приехал тот в сибирский город, где стал прислужником-половым в трактире. Завершил он свою карьеру владельцем парохода - он курсировал по Иртышу с гордой надписью: "Смолинъ". Его сын - из первого поколения богачей - известен был не силой характера, а большой любовью к животным. Говорят, биологом надо родиться. "Я был рожден биологом", - говорил о себе Петр Петрович Смолин. И еще говорил: будучи лишенцем - из богатого сословия! -лишен был возможности получить образование. Все знания получил самостоятельно, особенно специализировался в орнитологии.
"В Москве встречается 174 вида птиц, это установил замечательный орнитолог и большой друг ребят Петр Петрович Смолин. Но он же доказал, что московские воробьи уничтожают вредителей во много раз больше, чем все остальные птицы, вместе взятые".
Это слова М.А. Константиновского - автора книг и радиопрограммы "КОАПП, КОАПП, КОАПП" (Комитет охраны авторских прав природы). В предисловии к седьмому выпуску своей книги он пишет: "Однажды к выдающемуся знатоку птиц Петру Петровичу Смолину пришел автор "КОАПП" и сказал: "Скоро день птиц. Если бы у вас была возможность обратиться к ребятам в связи с этим днем, что бы вы сообщили им? Так появилось воззвание к ребятам. Петр Петрович был одним из основателей движения юннатов и более полувека оставался его душой. В последние годы жизни он был бессменным консультантом КОАППа".
Рассказали о нем по телевизору и присвоили звание заслуженного деятеля культуры РСФСР в самые последние годы его жизни.
Принадлежность к одному из кружков Петра Петровича Смолина в обиходе называлась коротко: "он - пэпээсовец". Вспомнились пэпээсовцы - и тут же в памяти - взрыв! Взрыв аплодисментов, овация. Таким салютом встретила добрая половина аудитории своего любимца, имя которого назвали в качестве следующего оратора.
Под это рукоплескание он шел в проходе по направлению к кафедре актового зала Зоологического музея. То было первое многолюдное собрание. После многолетних келейных сугубо неофициальных собраний людей заклейменных насмешками. Когда известный ученый-биолог с красивой фамилией Яблоков по радио - для всех! – называл этих добровольных изыскателей-подвижников! – учеными словами – клинический случай. В переводе на простой русский – психи, мол, ненормальные. И вот впервые выход из подполья. Полный актовый зал людей, которые просто интересуются. Без издевок. Собрание по поводу так называемого снежного человека -реликтового гоминоида. Петр Петрович шустро двигался между рядами людей - сухонький старичок библейской наружности - счастливо пропитываясь лучами их приветствия и доброты - получал "гонорар" за десятки лет бесплатного труда. Смотритель музея - каков его оклад? И это весь его заработок. Остальная работа - по вечерам: кружковцы нескольких возрастов, по выходным - взрослые туристы, самые разношерстные, публика, толпой по триста или четыреста человек окружавшая его, - все это бесплатно.
- Но в этом весь смак! - объяснял он. - Я свободен.
Он был свободен. И то, что он всегда был одет в байковый лыжный костюм, купленный лет тридцать тому назад, в рубашки с заплатами, пришитыми крупными стежками - одежда со временем потеряла цвет,- не имело никакого значения. Седая длинная борода, блестящий от коричневого загара лоб, переходящий в сверкающую лысину, живые, умные, а иногда хитроватые глаза, добродушный частый хохоток на высоких нотах - это притягивало. А постоянная забота собрать людей в единое место, сгруппировать, по отдельности и всех вообще - это имело огромное значение. Не будь Смолина, не создай он постоянно действующий семинар, не было бы единой копилки знаний, собранных отдельными исследователями-энтузиастами, не было бы множества самодеятельных экспедиций, большого количества накопленных сведений со всего мира.
Толпа московских туристов остановилась на привал. Петр Петрович встал около большого куста - маленький, худенький с пышной седой бородой - чем не сказочный гном? Перед ним - широкая лужайка, густо заросшая травой. Кто сидел на поваленном дереве, кто искал, где бы присесть, кто еще стоял, когда Смолин начал, как всегда немного картавя, свою речь.
- Товаисси туисты! - примерно так получалось у него, если сильно преувеличить. - Наш поход не простой, он развлекательно-познавательный.
Горожане и в самом деле с увлечением узнавали, как называется то или иное дерево, какая птица только что пролетела, и съедобен ли такой-то гриб. И как узнать по облакам, будет ли сегодня дождь. Прогноз погоды на сегодня Петр Петрович обычно делал в самом начале похода, едва народ после электрички собирался поодаль перрона. Весело и вдохновенно, путано и непонятно, но интересно пояснял он будущим ход вон той гряды облаков. И ликующе заканчивал.
- Это значит, да-агие товаисси туисты, что нам крупно повезло! Над нашими головами сегодня дождя не будет! - И отправлялся в глубину леса, бодро и шустро семеня короткими ножками; толпа шлейфом тянулась за ним. За его спиной почти пустым мешочком болтался старенький рюкзачок, в котором боком наискосок торчал зонт. И если (а это случалось частенько) уже через полчаса начинался насмешливый дождик, то это бодро настроенного туриста не возмущало. Помню, пожилой мужчина, толстеющий, в очках, очень не спортивного вида, сразу разделся по пояс, спрятал рубашку в рюкзак и, блаженно улыбнувшись, посмотрел на небо.
- Разве это дождик? Это божия роса.
А наш пророк невозмутимо выхватывал зонтик из пустого рюкзака, раскрывал его и быстро шествовал впереди. Именно впереди - за ним не всегда угнаться. Иногда он наклонялся, выпрямлялся и высоко поднимал руку с какой-то зеленью.
- А этой травкой, дорогие туристы, - он сильно напрягал голос, стараясь быть услышанным всей демонстрацией, вереницей, тянущейся в лесу, - этой травкой отравили Сократа!
Или останавливался, поджидая отставших, и рассказывал о том, что когда-то на этой поляне стоял дом. Это можно угадать по квадрату крапивы, которая все еще растет вдоль бывших стен.
На привале он прочитывал "народу" небольшую лекцию. Начинал с того, что делал всем комплимент.
- Москвичей можно разделить на две категории по тому, как они проводят выходные дни. К одной группе относится "шумел камыш", хи-хи, а к другой относимся мы, товарищи туристы! - И он радостно, взахлеб, заливался смешком.
И люди, улыбаясь, толпились вокруг него. Но в тот раз пришлось услышать разочарованные голоса: "Опять он за это, опять за свое чудачество?". И толпа редела. Один за другим уходили его слушатели и речь Смолина от вдохновенно приподнятой опускалась в тишину и невнятность. А говорил он о том, что ходит, бродит кое-где по нашей земле двуногое, обволошенное человекообразное существо, о котором он думает, что это доживший до наших дней питекантроп, и что в глухих местах отдаленных районов местные жители встречали так называемых русалок и что русалки и лешие есть не что иное, как тот самый, наш подопечный, чьи следы босых ног на снегу в Гималаях дали неверное название "снежный человек".
- И, дорогие товарищи туристы, скоро придет такое время, когда у нас в зоопарках появится преинтереснейшее существо...
Но говорил уже почти в пустоту. Своих поклонников он разочаровал: до сих пор все было интересно, потому что все было правдой. Или могло быть правдой: дождя не будет, именно такая птица промелькнула на небе. Но, увы, понес старичок невероятную чушь.
Вот тогда у самого моего уха прозвучали слова, сказанные не мне, а так, вообще, кому-то. А может быть, и мне, потому что я стояла рядом.
- У меня до войны лечился больной, - женщина говорила тихо, будто думая вслух.- Я врач-логопед.
Я слегка повернула голову: обращаются, очевидно, ко мне.
- Мужчина лечился у меня от заикания. Говорил, что заикаться начал с тех пор, как в горах Кавказа на него сзади напала огромная обезьяна
Я замерла: на Кавказе? Огромная обезьяна?
- На него напала обезьяна, - продолжал голос у моего уха. - И пыталась его утащить.
Я настороженно молчала, боясь вспугнуть доверие.
- Он говорил, что долго боролся, пока она его не отпустила. Сама отпустила. Я ему не верила, думала, человек нервный, могло показаться. А теперь думаю, может, он правду говорил...-равнодушным тоном протянула она, а я не выдержала, повернулась резко.
- Но можно же найти адрес?
- Чей?
- Того, на кого напали.
Она отшатнулась, на лице появилась легкая неприязнь. Голос из равнодушного стал даже агрессивным.
- Архивы поднимать? Это было до войны.
Шагнула в сторону, глубоко вздохнула, видно, выдохнула из себя ненужное чувство и сказала громко и отчетливо, теперь уже обращаясь именно ко мне.
- Зачем мне поднимать архивы? Мне - что? Больше других нужно?
И пошла под прицелом моих глаз, переступая по лужайке резиновыми сапогами. Хозяйственная сумка чуть потряхивалась в его руке. Она была права: ей больше других не нужно, Добавочный, бесплатный труд нести? Нет. В загородную местность она приехала отдыхать, у нее должно быть хорошо на душе - воздух, деревья, трава - хорошо! Удаляясь, она запела вполголоса о том, что, мол, ваша записка в несколько строк, которую она нашла совсем случайно. Репертуар Шульженко вспомнился ей, конечно, по аналогии с упоминанием военного времени, начала ее рабочей жизни, когда приходил к ней тот странный больной, которому показалось...
...И ушла навсегда. Осталась от нее лишь эта запись в несколько строчек, добытая совсем случайно.
Остался от нее рассказ, невероятный, из вторых уст, сомнительный. Все подвергай сомнению! Подвергаем сомнению и ее логику: человек нервный, ему поэтому померещилось физическое насилие, он долго боролся с показавшейся ему взаправду существующей обезьяной. В результате собственного вымысла стал заикаться. Остался от нее рассказ, по сюжету совпадающий с рассказом Остмена, который несколько месяцев спустя мне довелось услышать опять же благодаря Петру Петровичу Смолину на созданном им семинаре. После его смерти этот семинар назвали "Смолинским". (Впоследствии - Российское общество криптозоологов).
Она ушла, а я осталась одна против того, кто нас взбаламутил. "Народ" разбрелся на привал, а он стоял одинокий, понурый. Его, старенького, надо бы пожалеть, но молодость частенько безжалостна. Нас разделяла лужайка и я заколебалась: пересечь ее? Подойти? Но не для поддержки - из любопытства. Я перешла черту. Подошла к нему и строго спросила:
- А вы можете доказать то, что вы сейчас говорили?
Его ответ меня очень удивил.
- Могу.
- Как?! Как вы можете это доказать?
- Приходите ко мне домой после похода.
Вот те на! Что, он дома под кроватью питекантропа держит? Как он может доказать? И я не отходила от него ни в походе, ни в электричке, ни в Москве.
Мы добрались до высокого углового дома в Кропоткинском переулке, где на входной двери в его квартиру висело множество табличек с фамилиями и около каждой таблички - своя кнопка звонка.
Мы - это Смолин и несколько человек, сопровождающих его. У всех к нему дело. Одному из нас - дать какой-то адрес, другому - показать статью, третьему - посмотреть ракушку, привезенную из-за моря бывшим кружковцем, а мне - что? Что в виде доказательства?
- Подождите, - тихо сказал Смолин, отпер дверь и ушел в темноту. Где-то вдали тихо щелкнул выключатель и в глубине, над дверью в его комнату засветилась сорокасвечевая лампочка. Квартира, видно, спала. Воскресный вечер закончился и в многокомнатной коммунальной квартире стояли тишина и мрак. Мы тихой гурьбой прошествовали вглубь тусклой пещеры длинного коридора, где мертво темнели лампочки, висевшие над каждой дверью.
Комната Петра Петровича была длинной - пеналом - с одним окном, за стеклом которого стояла вечерняя темнота. Стол крепкой постройки конца предыдущего или начала этого века, стоящий у самого окна, был наполовину заставлен: чучела птиц, корневища, сухие ветки, коробки, стеклянные банки загромождали подоконник и половину стола. Но другая его половина, покрытая протертой клеенкой, была свободна и мы приготовились пить чай.
Петр Петрович раздал соответствующие поручения, и я была отправлена на кухню в сопровождении юноши, видно, завсегдатая этого дома. Он уплыл в темноту, щелкнул выключателем и слабенькая лампочка над одним из кухонных столов осветила полутемную кухню, где у стен стояло около десяти столов.
- Это его стол. Вот чайник, там спички, а я пойду мусорное ведро вынесу. - Он нагнулся, вытащил из узкого ущелья между столами ведро и через кухню пронес его к массивной двери черного хода.
Совместное чаепитие было великолепным. Петр Петрович жил вольготным вдовцом и с наслаждением окружал себя "народом" с утра до самой ночи. (В последние годы жизни он съехался с сыном, жил в новой квартире среди полированной мебели, и говорил: "Была бы возможность вернуться обратно, я бы с радостью").
Часть комнаты, отгороженная ширмой (от расцветки ее материала оставалась светлосерая белесость), была спальней. Через ширму перевесилась рубашка, на рукаве которой я углядела заплату, пришитую тем же способом - откровенными крупными стежками.
Петр Петрович сидел на уютном продавленном диване у стола, тянул крепчайший чаек и по-кошачьи щурился от удовольствия. Чайник - тяжелый, из литого алюминия - он тщательно закрывал колпаком, сшитым из солдатского сукна.
- Я сам его шил,- похвалился он мне, а я поняла, что и заплаты он тоже пришивал сам. Петр Петрович хлебнул горячего чая, чмокнул, но, взглянул на меня, отстранил кружку, тяжелую, фаянсовую.
- Совсем забыл, тебе ведь надо показать. Я сейчас!
Он шустро вылез из ямы с диванными пружинами, протиснулся мимо стола, подошел к стене - она несла на себе пару длинных полок, заваленных грудой книг и бумаг, вытащил из этой вертикальной кучи несколько книг и поставил эту стопку высотой чуть ли не в полметра около меня.
- Читай!
...С того вечера, вернее, полуночи, прошло почти полвека, а я до сих пор, вспоминая, жалею себя: такого одноразового впитывания невероятной информации моя малообъемная голова больше не получала. И, соответственно, такой головной боли, как после того захлеба, у меня, помнится, не было.
- Читай, читай. Эти сборники составлены профессором Поршневым - он глава нашего дела. Сборников - готовых - уже шесть. Есть материал для седьмого. Надо составлять, печатать - нужен доброволец. Ага! Вот как раз ты и помоги! Ладно, читай.
- Читать сейчас? Здесь?
- Да.
Открываю наугад и где-то в середине страницы глаза ухватили фамилию женщины. Идет рассказ о ее письме в комиссию при АН СССР по вопросу изучения снежного человека. Более километра она прошла по следам неизвестного двуногого существа. И когда она, лесничиха, возвращалась (а следы закончились у отвесной скалы), то увидела новую цепочку следов. Значит, неизвестный двуногий проследовал вторично и непосредственно за ней по пятам. Охотники-тувинцы ей посоветовали: туда больше не ходи, а то тебя унесут.
Через несколько страниц особо впечатляет запись из раздела "Монголия".
...Бывалые караванщики в Гоби говорят, что обитают алмасы в земляных норах - пещерах, и окружают это животное легендами и вымыслами. Существует целая серия утверждений о нападении алмасов и алмасок на людей. Будто они даже уволакивают их в свои логова, если людям не удается отбиться. Записан подробным рассказ монгола Цедена о том, как его товарищ по каравану был захвачен алмасом. Через некоторое время на обратном пути караванщики, устроив засаду, убили алмаса, освободили товарища из глубины пещеры, но он стал безучастен, молчалив. Его привезли домой, он не смотрел людям в глаза, а месяца через два умер, словно снедаемый какой-то тоской.
Все прочесть и вникнуть невозможно. Глаза читают, а в голове всплывает сегодняшняя попутчица, мурлыкающая песню Шульженко, и ее равнодушный голос: "человек нервный, могло показаться".
"...В монгольских рассказах о повадках алмаса отмечается: зайдя в юрту, подходит греться к догорающему костру, берет на руки человеческого детеныша, бросает в людей камни, и метко бросает. Главную пищу составляет тарбаганы (сурки), которых алмасы умеют извлекать из нор".
Я устала, болит голова, за окном черная ночь. Как мне добираться домой?
- А можно я их возьму с собой? Я верну.
- Нет!! - Петр Петрович - а он, оказывается, остался один и дремлет, сидя на диване - даже вскинулся. - Нет! Читай сейчас.
Он протянул руку, оторвал от газеты клочок бумаги.
- Вот тебе телефон, позвони.
- Чей телефон?
- Бориса Федоровича. Поршнева. Поможешь печатать седьмой сборник. Это секретарская работа - справишься. Ну, читай, читай.
Вздохнув, начинаю читать сборник номер один, с самого начала, с предисловия, в котором оговаривается: опросные и литературные сведения о диком обволошенном человеке, приведенные здесь, имеют разную степень достоверности. Этот сырой неравноценный материал, предназначен для последующего критического анализа.
Далее читаю отрывки из исторических материалов тринадцатого, четырнадцатого и других веков, из сообщений Пржевальского, профессоров Жамцарано, Ринчена (это уже двадцатый век), устное сообщение Ю.Н. Рериха от третьего марта 1957 года, о том, что миге это дикий человек, если перевести на русский язык это слово. Питается эта крупная обезьяна плодами, ягодами, кореньями. Очень редко можно слышать, что миге напал на кого-либо. Выдает его свист, напоминающий человеческий.
Читаю отрывки их писем в наши центральные газеты от пограничников, геологов, колхозников. А вот сообщение тибетского ламы: "Йети имеет три метра высоты и силу десяти мужчин", сообщение индийского зоолога, текст заявления А.Г. Пронина - старшего научного сотрудника Ленинградского университета, участника экспедиции на Памир Прасолова, письмо-заявление Хахлова, посланное в Академию наук в 1914 году, полковника Маркелова и многих, многих других.
...Бегает этот человек, как архар, видит, как беркут, слышит, как барс.
...Алмас не испугался выстрелов и даже с любопытством смотрел на те места, где пули попадали в камни...
Мелькают имена, фамилии - киргиз Дувона Дастбаев сообщает... Мамедкедим Бактыбаев, Халбай Курбанов утверждает... Китайский кинорежиссер Бай Синь и его коллеги в 1954 году видели двух "человек" со сгорбленными спинами, которые следуя друг за другом, взбирались по склону горы, не обращая анимания на крики и выстрелы... Генерал-майор П.Р. Ратов сообщает в комиссию по изучению вопроса о снежном человеке, что, работая в Синьцзяне, имел надежные сведения об обитании диких людей...
Мелькают заголовки: горный Таджикистан, Узбекиcтан, Туркмения, Киргизия, Казахстан, Южный Урал, Алтай, Саяны, Канада... Забайкалье и, наконец, как заключение, внимание застопорилось на словах эвенка: "Не... не совсем человек. Наверное, черт, однако".
Внимание застопорилось: черт? Причем здесь черт? А Петр Петрович что-то говорил.
- Что?
- Так ты согласна?
- С чем?
- С работой. Седьмой сборник надо составлять. Позвони Борису Федоровичу. Профессору Борису Поршневу. Скажи, дал телефон я. Не потеряй. - Он вложил мне в руку оторванный от полей газеты клочок бумаги. - Борис Федорович - глава нашему делу.
- Итак, начинаем штудии, - говорил Борис Федорович, приглашая меня усаживаться за журнальный столик. Столик низкий и неудобный. Но его большой письменный стол завален книгами, книги одна на другой стоят и на полу. Тут и там, а между ними, полянками, сверкает лаком светлый паркет пола.
- Начинаем наши штудии - шажочек за шажочком, сообщение и еще одно, факт за фактом, сборник информационных материалов за сборником. И воздвигается Монблан фактов, Хеопсова пирамида, или, можно сказать, бочка пороха. Она вспыхнет, когда появится искра - один экземпляр, живой или мертвый. Наука знает много примеров бессилия искры при отсутствии бочки пороха.
Он склонил над бумагами большую круглую голову.
- Значит, так, приступаем к созданию седьмого сборника информационных материалов. Вот тут пачка писем из Монголии от профессора Ринчена. Ваша задача - выбрать из писем то, что касается нашей проблемы, и эти отрывки перепечатать. Еще задание. Мне прислали польский журнал. Альпинист описывает встречу с нашим приматом. Найдите переводчика с польского и напечатайте текст на машинке. И не стесняйтесь эксплуатировать людей. У нас все работают, как это теперь называется, на общественных началах. Вот к этому седьмому сборнику мы могли бы присовокупить интересный материал. Я узнал, что в архиве писателя (он назвал известную фамилию) есть его воспоминание о нашем примате, которого держали на цепи в том месте Сибири, где он жил в юности. Но вдова не отдает, думает, что ей за это кто-то заплатит. Кто? А нам что важно? Важно совпадение сведений совершенно независимых людей, которые никак не могли индуцироваться друг другом. Это во-первых. Во-вторых, то, что исходят они из очень отдаленных территорий, от сильно разобщенных в культурном и языковом отношении народов. В-третьих, важно то, что есть сведения из разных исторических времен. Затем - совпадение сведений местных и приезжих лиц. Далее, информаторы сообщают о габитусе и локомоциях примата идентично - вся масса сведений непротиворечива по сути. Ну, так, продолжим наши штудии. Сейчас, я принесу.
Он оперся руками о полированную столешницу низенького столика, затрудненно поднял свое громоздкое тело и, огибая горки книг, подошел к стеллажам.
Что такое габитус и локомоции? Корни слов знакомые, вероятно, это значит характер движения и внешний вид. Хорошо, но как найти переводчика? С польского! Где же мне его найти? Но найду, конечно, найду. Раз нужно для общего бескорыстного дела, я, конечно, подставлю плечо.
- А письма из Монголии? Они на каком языке? - спросила я, с опаской поглядывая на пачку.
- На русском.
И тут я узнала историю того, как до моих рук дошли эти письма.
- Мальчику вся честь. Мальчик меня спросил: имеют ли отношение к снежному человеку алмасы из книги Розенфельда "В ущелье алмасов"?
- А! Я читала.
И вспомнилось. С радостью, потому что воспоминание шло из детства, или из юности - из прошлого. Запомнились княгини в эмиграции. Княгиня! В моем представлении это было что-то такое - ах! А в книге они были сморщенными старухами и вызывали жалость.
- Я читала. Книга была очень известной.
- Несуразная вещь.
- Почему?
Я обиделась за автора. Знала, что Михаил Розенфельд был замечательным, многими любимым человеком, веселым, отважным путешественником, знала, что он погиб в боях Великой Отечественной...
- Беллетрестическая... гм... забава... Несуразная фантастика. Но сыграла свою роль! Я заглянул в книгу. Узнал, что под вымышленным именем выведен археолог Жамцарано, замечательный ученый с мировым именем, который занимался, как и я, сбором сведений об алмасах в Монголии. Удалось потом узнать, что уже скончавшийся Жамцарано имел учеников. Самый близкий среди них - профессор Ринчен, ему передалось дело сбора информации. С профессором Ринченом я списался, получаю от него сведения. Они - в этих письмах.
Позже я объяснила себе неприязнь Бориса Федоровича к "беллетристическим забавам", как он называл некоторые книги. Столько черновой работы в научных розысканиях и все - в тени. Вся деятельность ради поиска истины - в неизвестности, в неблагодарной тени. А тут кто-то сфантазировал, написал неправду и нате вам - знаменит. В эпилоге книги "В ущелье алмасов" сообщается людям не научный, не могущий быть истиной факт: обволошенный двуногий зверь - это, мол, потомок гомо сапиенсов, долго живущий в изоляции.
Борис Федорович передал мне пачку писем и повторил, сердито повысив голос.
- Несуразная фантастика! Как бы долго человек ни жил в изоляции, он не станет обволошенным!
Он подошел к журнальному столику, отодвинул стул, готовясь сесть, и заговорил своим обычным ровным лекторским голосом.
- Я говорю "обволошенный", кажется, ввожу новый термин. Да, именно покрытый волосами - не шерстью, которая всегда имеет подшерсток. Как у зверей. По свидетельству множества очевидцев, у нашего подопечного - это любимое словечко Петра Петровича - на всем теле волосы, густые волосы, не имеющие подшерстка. Как у человека. Но это не человек!
Он опять повысил голос.
- А это не человек! Это объект естествознания и только естествознания. Нет у нас по отношению к нему моральных или правовых обязанностей. Это существо не только другого рода или вида, но и другого семейства. Ничто не возбраняет ни насилия, ни, если надо, умерщвления. Надо выбросить из голов вымысел о "получеловеке". Французский писатель Веркор, создав такой образ, породил вместе с ним и безвыходные правовые и этические проблемы, которых на самом деле нет. Но все же его надо не ловить, а полуприручать и тщательнейшим образом изучать. И те, кто примет у нас эстафету, откроют лавину научных течений. Открытие реликтового неандертальца говорит не о том, как произошел человек, а о том, как он безусловно не произошел. Здесь можно вплотную приблизиться к разгадке происхождения речи и написать множество книг по мифологии, истории религии, по этнографии с пересмотром прежних представлений.
- Петр Петрович говорил, что русалка - это и есть снежный человек.
- Образ русалки в его теперешнем виде сложился в XIX веке, а виноваты в этом ложном образе - ложном! - поэзия, литература, искусство. Да, виноваты литературные грезы вокруг сообщений крестьян. В древности слово "русалка" относилось и к существам мужского пола, связано оно, видимо, с цветом шерсти. Слова "русый" и "рыжий" разошлись поздно. Если заглянуть дальше, в глубь истории, если внимательно изучить Библию, то можно увидеть, что и там проступает рассказ о диких волосатых людях. Древние евреи испытывали от них явные неудобства и стали круто обходиться с этими приживальщиками. Мы выяснили, что пара библейских козлов вовсе не "волосатые козлы", а... Сейчас найду.
Он встал, перешагнул через горку книг на полу, с трудом наклонился и вытащил блокнот, перелистал его.
- Сейчас найду... козла отпущения.
Я его разглядывала. На большой и круглой, почти лысой голове на самой макушке - почему-то бугор. Будто мозгам стало тесно, они вздыбились. Его глаза - не по возрасту ясные, не замутненные, ярко-коричневые с белым как бы фарфоровым белком - умеют смотреть неподвижно и долго: цепко держат длинную мысль. Он заговорил. Как диктор: чтобы слушать, не надо никакого напряжения. Слова сами вливаются в мою голову.
- Пара библейских козлов, из которых один подлежит закланию, а другой - отпущению в пустыню. Ему передавали исповедальные грехи человека. Так это вовсе не "волосатые козлы" - сэирей изим, а волосатые дикие люди - сэирим. Да и зачем домашнему козлу норовить в пустыню? Вот антропологическая выжимка по данным специалиста по древнееврейскому языку Йонаха ибн Аарона: "Тело сэирим покрыто рыжими волосами, ноги коротковатые, а руки длинные. Не имея слов, они криками перекликаются между собой". Указана область их обитания: Синайский полуостров и юг Египта. Жрецы во времена Моисея запретили евреям, я цитирую, " приносить жертвы сэиримам, с которыми блуждали".
Борис Федорович положил блокнот на пол и сел за журнальный столик. Белый пол, лакированный, можно блокноту полежать и на полу, подумала я и перевела взгляд на большой, заваленный книгами стол, где в уголке хватило места для скульптурки изящной чернокожей танцовщицы.
"...с которыми блуждали", - зацепилось в голове. Блуждали - это блуд, значит...
- А! Это подарок, - Борис Федорович проследил за моим взглядом. - Я долго занимался историей Заны, самки гоминоида. Она десятки лет прожила в Абхазии, в Очамчирском районе. Умерла в конце прошлого века. И вот же, научное чудо! У нее были дети от человека. От гомо сапиенса. Да, скрещивание человека и палеоантропа происходило, и неоднократно, в глубине тысячелетий. Дети Заны были вполне способны к общественной жизни, с речью и разумом, правда, с некоторыми душевными и физическими странностями. Они были темнокожими и обладали незаурядной физической силой. Двоих из внуков Заны я навестил в 1954 году, они работают в руднике.
- Образ дикого человека, - продолжал он, а мне казалось, он репетирует лекцию для большой аудитории, - образ палеоантропа. Да, по моему убеждению, это неандерталец, реликтовый, чудом доживший до наших времен неандерталец! Его образ просвечивает во всей истории человечества. Со времен Эпикура и Лукреция философская мысль бьется над проблемой происхождения религии. Мы вносим в решение этой проблемы свою - и большую - лепту. А если вспомнить Карла Линнея? В его каноническом издании "Система природы" наш примат назван человеком троглодитовым.
- Троглодит - это...
- Человек пещерный - греческое слово. Я называю свою рукопись "Борьба за троглодитов". Его образ просвечивает в древних источниках, когда читаем, что нашего примата дрессировкой готовили к бешеной ярости на поле боя, когда им приносили жертву - пищу - в посвященным им капищам. В пятом веке до нашей эры древнеперсидские цари запретили кровавые массовые жертвоприношения, зато предписали не хоронить людей, а оставлять их трупы дэвам.
- Трупы людей? Для них? А вот упыри - это...
- "Упырь" - тюркское слово, означает то же, что и "берегиня". Славяне, жившие у Днепра, приносили пищу, то есть жертву, не идолам, а обитавшим у берегов берегиням. Я повторяю, тут материала на многотомные исследования. Ну, так. Думаю, на сегодня хватит, урок я вам задал. Хотя, нет, еще задание.
Борис Федорович встал, пошел к стеллажам, занес, было руку к верхней полке, но повернулся ко мне. Так же профессионально лекторски строя фразы, сказал:
- Как видите, предлагается совершенно новый ход изысканий в биологической науке. Пионер в этом Эйвельманс, вы безусловно знаете это имя. Нетрадиционный ход изысканий. Так, историку достаточны свидетельские показания, чтобы поверить, например, в то, что Мария-Антуанетта была казнена, в то время как зоологу - другое ведомство! - нужно для этого держать в руках соответственно обрубленные позвонки.
Он взял с полки большую конторскую книгу с заложенными в ней листочками.
- Вот полевой дневник экспедиции, да, это вполне можно назвать этнографической экспедицией: такой же деятельностью занимаются ученые-фольклористы. Садитесь за машинку, так, я буду диктовать. Нужные для седьмого сборника места здесь уже мною подчеркнуты. А вели этот дневник питомцы Петра Петровича Смолина.
Жизнь профессора Поршнева, ученого широкого профиля, доктора исторических наук, доктора философских наук подходила к концу, когда центральный журнал "Новый мир" предложил ему популярно изложит суть дела по вопросу так называемого "снежного человека". По вопросу научной проблемы, на которой лежит клеймо улыбки. "Это же анекдот!" - восклицали вокруг. "Это псевдонаука", - возмущались ученые. А сам Борис Федорович вспоминал: "Я был мальчишкой, но хорошо помню, как осмеивали Циолковского, все вокруг, дружно. Это было на моей памяти". Его монография "Борьба за троглодитов" по заказу "Нового мира" была создана. Но последовала перемена политического курса и в публикации было отказано. К счастью, алмаатинский журнал "Простор" в №№4-7 за 1968 г. опубликовал этот фундаментальный труд, который, надеемся, будет еще переиздан.
Три науки, писал Борис Федорович, мифология, история религии и этнография накопили несчетное богатство и эта фактология ждет пересмотра. Последует лавина научных разработок. Некоторые ее направления следует наметить пунктиром.
ДРЕВНИЙ ВОСТОК. Кроме древневавилонских и древнееврейских преданий здесь середина - индоиранский цикл верований в дэвов (они же пэри). Сначала их почитание, обожествление, а затем борьба с ними. В Индии до брахманизма царствовала ведическая религия. Веда (буквально - знание) - это сборник древнейших гимнов, молитв, жертвенных формул и заклинаний. Она повествует о событиях глубочайшей древности: в глубине времен жители Индии вели ожесточенную борьбу с дэвами. Затем, вплоть до VII века, до торжества ислама, была религия Зороастра, или Заратустра. Согласно священной книге этой религии - Авесте существует добрые и злые силы по имени дайвы. В Авесте рассказывается о походах человека против дайвов. Об этом мы читаем у Фирдоуси в его знаменитой поэме "Шах-Наме", в древнеиндийской "Рамаяме", в киргизском эпосе "Манас". В древней Авесте у дайвов (дэвов, в другом произношении) нет ничего сверхъестественного, они просто звероподобные, рослые, косматые. Они не имеют одежды, оружия, сражаются руками, камнями и вырванными деревьями. В позднейшем варианте Авесты они уже фантастичнее, а в мусульманском фольклоре окончательно превращаются в духов.
АНТИЧНЫЙ МИР. Некогда были множественны и марсы и гермесы, аполлоны, юноны и гераклы и другие персонажи пантеона античных богов. Изучение архаичного слоя греческих и римских верований дает возможность предположить, что многими именами называли один и тот же объект. Силены, сатиры, сильваны, нимфы рисовались натуралистично. Людей эти существа избегают, но притягиваются к людям нахлебничеством и похотью, Живут эти существа - предбожества в лесах, у рек, на горах. Горную заоблачность позднее религиозная мысль назовет "небесами". Они живут в пещерах, в подземных обиталищах. Отсюда позже развивается представление о подземных божествах. Когда эти существа, исчезая, становятся воспоминаниями, они обрастают магической силой покровительства или возмездия. Их толкуют то как сверхлюдей, то как полулюдей-полуживотных. И, со временем, они, наконец, становятся античными богами, каждый со своей индивидуальностью.
ЕВРОПЕЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Земли по Дунаю, издревле получившие имя Паннония, как страна, обильная панами - очаг реликтов в Альпах и прилегающих лесах.
Работы Вильгельма Маннгардта, фольклориста и этнографа, Ричарда Бернхаймера о диких людях описывают дикого волосатого античеловека со звериной шерстью и звериным поведением. Генрих фон Геслер в XIV веке написал замечательный трактат о диких людях.
Европейский средневековый фольклор - это кладезь сырья для новых исследований.
ПОВЕРЬЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. Нам, русским, слишком примелькались лешие и русалки, чтобы преодолеть лень мысли. Но тот, кто заново перепашет мхом поросшие книги и статьи этнографов, распознает сокрытое под поверхностью золото истины. Палеоантропы в Восточной Европе избирают не только глухие леса, но и топкие болота или зыбкие берега и приобретают имя водяного и русалки.
ВЕРОВАНИЯ ОТСТАЛЫХ НАРОДОВ МИРА содержат множество сведений о человекообразных духах, живущих в природе. Первобытные верования и шаманизм дают возможность понять, как фантазия преобразовывала исходный факт.
Вот наметки для новых книг, диссертаций, статей - новых материалов для изучения истории культуры, для изучения истории религий мира.
Петр Петрович Смолин ждал, когда народ рассядется по стульям. Он стоял в углу темной полуподвальной комнаты музея. Слева от него замерли гипсовые громады вымерших животных, справа - в стеклянном шкафу - неотрывно, в одну точку смотрела звериным взглядом горилла, напоминая о том, что недавно - что для Времени сотня лет? - будучи живой, слыла легендой. И уважающие себя ученые, дабы не потерять авторитет, не верили в нее, как не верили в жирафу, в рыбу латимерию, не верили в эфиопов, в наскальную живопись, в небесный камень-метеорит и во многое другое.
- Итак, дорогие друзья, начинаем февральское заседание нашего семинара, - голос Петра Петровича с годами истончался и слабел. - У нас есть многолетняя традиция: присутствующие на семинаре расписываются в журнале. Андрюша, пусти его по рядам. Значит, фамилия, инициалы, телефон, чтоб мы могли извещать о дальнейших мероприятиях. Оля, ты обещала вести протокол. Коротко, суть сообщения. Садись сюда, вот так, умница. Уже более десяти лет мы собираемся ежемесячно, чтобы обменяться опытом. Прошлый раз журналист, приехавший из Вьетнама, сообщил нам о... - он коротко хохотнул - о тамошнем снежном человеке. А какой во Вьетнаме снег? Такой же и он снежный. Этот ошибочный термин прилип к нашему подопечному не по адресу. Сегодня у нас на повестке дня сообщение Дмитрия Юрьевича Баянова по американским публикациям. Он уже говорил у нас о месте троглодитов в систематике Карла Линнея, т.е. о нашем подопечном. Сегодня нам доложат результаты опросных данных по Талышу. Это - граница с Ираном. Кавказ у нас неплохо изучен, но есть сведения и из других мест. Здесь присутствует товарищ, он расскажет о встрече с нашим подопечным на северном Урале. Известно, что на восточном склоне Урала есть островное расположение пищух - а это, предположительно, его основная пища. И оттуда идут отрывочные сведения. Есть смысл провести там предварительный опрос.
Петр Петрович принял протянутую ему общую тетрадь, только что ходившую по рядам, положил около себя на стол.
- Сколько нас уже стало? Тридцать восемь человек, хорошо! Дорогие друзья! Есть еще много районов, интересных для исследования. А у нас есть молодой народ - это очень хорошо. Наша старая гвардия, увы, несколько выходит в тираж. Борис Федорович нездоров, он не может активно участвовать, ваш покорный слуга тоже несколько... Я призываю, товарищи, нужна эстафета! А сейчас нам доложат о большой и очень интересной работе, проделанной в Закавказье. Бурцевы, Аля или Игорь, кто начнет?
И мы узнаем среди прочего о тамошних дубовых лесах со стволами в два обхвата, о переплетенных кронах, с которых свисают мох и труха, о местах, где по балкам расположены дома так редко, что от дома до дома - час ходьбы. О каменистой почве, на которой так мало земли, что у людей порой нет приусадебных участков. И о встречах, редких, да! Но все же собрано около сорока сообщений о встречах с искомым объектом в разные годы. Мы слышим магнитофонную запись одного из опросов. Вслушиваемся в голос информатора, в его неправильную русскую речь, преодолеваем нерусское произношение.
- До войны, в тридцать девятом, видел - человек, как бочка, весь шерсть. У нас говорят: тронешь, весь семья сдохнет.
- На кого-нибудь похоже, вот, показываю картинки. Такой? Такой?
- Похож на тот.
- А, на гориллу.
Мы узнаем, что чаще его можно видеть у воды, воду, мол, любит (запомним и это). Что в процентном отношении сведений больше там, где лес и вода. Нам говорят, что тамошние люди утверждают, что вместо пятки у него копыта, потому что, когда идет, то цокает.
- Весь в белых волосах, глаза горят, как у кошки. Ушел, но быстро. Шел широкими шагами, махал руками при ходьбе. Звук при ходьбе, как в игре домино.
- Может, потому, думаем, что почва в тех местах каменистая, а вес его большого тела очень немалый.
- В 1939 году ночью мы ехали трое, я последний. Слышим, шорох и бормотание. На меня напал, хватал за ноги. Я выхватил нож и тот исчез. Глаза блестели красновато. Я очень испугался. Запах? Запаха не чувствовал, чувствовал - шерсть.
Говорят, тело у него, как бочка, сам, как буйвол, нос приплюснут, цвет шерсти черный, белый, говорят он и рыжий, серый.
Петр Петрович передал слово Дмитрию Юрьевичу Баянову и мы услышали повторение рассказа (по просьбе тех, кто отсутствовал на предыдущем семинаре) о приключении Альберта Остмена , о его жизни в плену у сасквачей, о том, как Рене Дахинден ездил к нему несколько раз, пытаясь понять: верить старику Остмену или не верить? Как привозил к нему журналистов, констебля и мирового судью, заставлял клясться на Библии и подумывал о детекторе лжи. Мы услышали о содержании статей в американском журнале "Национальная дикая жизнь", о поездке сотрудников журнала в экспедицию на границу штатов Орегон и Вашингтон, о находке следов босой ноги длиной 40 см, о том, что последний след был отпечатан уже на дне реки.
На дне реки...
Из выступления на ноябрьском семинаре в 1968 году Гелия Михайловна Хаванова.
- В Мосальском районе Калужской области рассказывали, что в тридцатых годах ночью на озере видели человека, выскочившего из воды. Он прыгнул на помост и снова - в воду. Размером он был меньше среднего человека и весь волосатый. Само слово "Калуга" означает топь, болото, так написано в словаре Владимира Даля. Мне рассказывал 98- летний старик о лешем и добавил, что прежде в него верили. В Калужской области есть деревня, которая так и называется "Чертень". Не случайно, конечно. Вообще, следует обратить внимание на топонимику. Есть там река Волоста и другие "волосатые" названия. В Ярославской области есть селение Бесово, есть Чертов мост. Много слышал там разговоров о нечистой силе у озера. Говорили, что по ночам кто-то "водит" и люди едут не в ту сторону. Я принес книгу - Лев Успенский, "Слово о словах. Ты и твое имя".
"Существует целая литература споров по поводу многих загадочных выражений, обнаруженных в "Слове о полку Игореве"... Кого подразумевал гениальный автор под "дивом", который у него "кычет верьху древа", - птицу, человека или божество?".
- И еще здесь, вот я заложил.
"Жители Архангельска доныне охотно рассказывают, будто предместье города Соломбала названо так в память первого бала, данного на этом месте Петром Великим..."
Успенский пишет, что слово "бал" не существовало при Петре, была "ассамблея" или "куртаг". Да и на соломе никто не танцует. А жили там в древности финские племена - у нас же много географических названий финского происхождения.
Он так и трактует: "Название же "Соломбала", безусловно, финского происхождения и, пожалуй, связано с финскими словами "SUO" - "болото" и "LEMBOJ" - "черт" плюс характерный /Равола, Муурила/ суффикс названий местностей: "суолембоала" - "чертоболотское".
- Чертоболотское!
Из выступления на декабрьском семинаре 1983 года И. Климашева /г. Иваново/.
- Мне рассказала одна женщина, что летом 1928 года в Ивановской области в районе торфяных болот и многочисленных озер во время сбора брусники встретила существо все в седых волосах, на груди будто черная жилетка. Мимо прошел - не человек, чудище, зверь. Она же рассказала: в том же районе исчезла девочка, потом ее нашли сидевшей на кочке. Сидела и плакала. Будто и сейчас там бегают темные фигуры. Во время экспедиции на Памире много пытался расспрашивать местных жителей. Но отвечают очень неохотно, замыкаются, когда заговаривал о гуле. Один старый таджик сказал так: гуль живет на озерах и высоко в горах.
Из выступления на ноябрьском семинаре 1983 года Анатолия Орлова.
- Мы делали ставку на феромонные тампоны по методу Козлова. Привлекали запахом. Ночью у нашего лагеря, у реки в течение 30 минут слышали топанье и звук посуды. Топот был двуногого существа, весом, думаю, в сто килограммов. В этом же месте на другом берегу реки слышали свист. На озере, там, где стояла группа из Ижевска, пастухи подняли стрельбу. В прошлом году в этом же месте на хребте один пастух видел его. Описал так: рост 2 метра, весь волосатый, руки длинные.
Из выступления на декабрьском семинаре 1984 года М.С. Трахтенгерца:
- Киноактер В. Чеботарев, который жил одно время на Чукотке, рассказал нам, что во время охоты в 1970 году он и его спутники увидели стоявшую у столба электропередачи, как им показалось, бочку. Но у них на глазах "бочка" вдруг стала выпрямляться и превратилась в стоявшую фигуру ростом в половину столба. Фигура сутулая, без одежды, направилась к реке. Посмотрев фильм, снятый Паттерсоном, Чеботарев воскликнул: "Та же пластика в движении!"
Из выступления на декабрьском семинаре 1983 года В.Макарова:
- Туристы из Душанбе ночевали на берегу озера Пэрьон. Ночью в них бросали камни, они слышали шаги. Через месяц другие туристы на этом же месте услышали необычный звук, оглянулись. Увидели упавшие рядом с ними один за другим два камня. Людей в этом районе не было. Приходилось слышать часто: бросают камни в палатки, в костры и рядом с людьми, не в людей, а рядом. В том же районе сотрудник метеостанции, увидел вдали темное пятно. Это был не медведь. Подойдя ближе, увидел знакомую нам цепочку следов.
Пожалуй, прервемся на этом сообщении. Подобных рассказов очень много и они однотипны. Вереница вытянется длинной и утомительной для чтения. Но еще одно сообщение о событии на том же озере Пэрьон необходимо добавить - несопоставимое. Нет аналогов, не с чем сравнивать. И оставляет в недоумении, подобно тому, как рассказ Альберта Остмена в свое время оставил в недоумении Рене Дахиндена.
Из выступления на апрельском семинаре 1983 года художника из г. Томска Геннадия Павловича Бурцева.
- Это было десять лет назад. Я жил в Душанбе, работал преподавателем живописи. С одним из моих студентов, Виктором, жил в горах десять дней около озера Пэрьон. Название озера происходит от слова "пэри", что означает дух. Это озеро у них, у местных, считается озером духов. Ночевали мы у моего друга. Утром собрались идти на озеро. Это была моя мечта - написать его, оно очень красиво. "Нет, - сказали мне, - туда не ходи. Мы туда не ходим". И не дали мне ишака, вещи довести. Пришлось на себе все тащить. Дошли с Витей до озера, увидели - следы босых ног. Размер следа с локоть длиной. Цепочка следов вела к озеру. Местные босиком не ходят и купаться не купаются. Пришли, разбили палатку, ужин готовить не стали, просто набрали грецких орехов. Зашнуровали палатку и легли пораньше, чтобы рано утром до жары писать этюды. Я говорю Виктору: "Ну вот, все хорошо. От нас порохом не пахнет. Надеюсь, духи с нами уже познакомились". Днем писали, а к вечеру Виктор заявил: "Домой!" Очень боялся и требовал вернуться. Мы ушли. А через три дня я снова туда пришел, уже один. На ночь я зажег два костра с обеих сторон палатки. Уснул сразу, но резко проснулся. Кто-то по палатке: хлоп-хлоп! Думал, это фазан. Я их видел здесь, вот и думал, что это фазан налетел. И - резко, как дал по палатке изнутри, чтоб отпугнуть. А мне в ответ еще сильней снаружи стукнули. Ну, думаю, сейчас встану, дам в морду, кто там спать не дает. Оружия никакого никогда с собой не ношу, а вот алюминиевую ложку или миску возьму и вдарю. Шарю рукой - не могу найти. Расшнуровываю палатку. А палатка не распахивается. Слышу, будто кто-то, будто большой человек, сделал три шага: вот так: раз, два, три и все. Ушел. Наконец-то я распахнул палатку, смотрю: костры горят и все в порядке. Четыре дня я жил один, заканчивал холст. Между прочим, однажды чуть на змею не наступил: большая, свернулась кольцами. А как я закончил писать, вернулся к людям. Спрашиваю: "Кто ко мне ночью приходил, отвечайте". Ответ был такой. "Нам нельзя тебе этого рассказывать - ты не мусульманин". Но раз уж ты наш, мы тебе скажем. На озере Пэрьон живет дэв. Кто его увидит правым глазом, у того отсохнет правый глаз. Кто его увидит левым глазом, у того отсохнет левый глаз". И опять мне никто не дал ишака и я вернулся один, чтобы снять лагерь. И все нес на себе. Что я увидел, когда вернулся? Около печки - следы от ягодиц. А стеклянных бутылочек с лаком и маслом - нет. Потом я их все-таки нашел, - были далеко отброшены. На них появились дырочки, как будто пальцем проткнутые. А пробки как были завинчены, так и остались. Если бы эти дырки были проделаны чем-то острым, то остались бы трещины. А тут - края дырок будто оплавлены.
Обратим внимание на этот никогда не встречавшийся феномен. Кто его может объяснить? Но продолжим рассказ художника из Томска Геннадия Павловича Бурцева.
- Спал я в эту ночь у края палатки, около стенки. Почувствовал, что кто-то с той стороны палатки ко мне привалился. Я ощущал тяжесть и тепло оттуда. Так и спал. Утром там, гляжу, трава примята и лежит клок рыжей шерсти. Когда вернулся с озера духов, меня все спрашивали "Ты живой?". И рассказывали, что какой-то геолог побывал на этом озере, потом спустился, лег на лавку и умер. Вот для меня осталась загадкой: как те отверстия на бутылках появились? Пробки остались завинченными, а дырочки - как оплавленные. И еще вам расскажу. Тоже непонятное. В Теберде мне сказала одна женщина: мол, приходят к женщинам дикие люди. И к ней тоже приходил. Она его умоляла, очень просила уйти. И он ушел. Исчез. Ушел в запертую дверь. Так и сказала: в запертую дверь. Говорила, что она после этого очень долго спала.
В запертую дверь? Ушел в запертую дверь?
Все свидетельские показания, приведенные в этой документальной повести, имеют статус факта. Все они подтвердились, как говорится, под перекрестным допросом. И леший в красной свитке и рыжекудрая русалка, которая смеялась визгливо, как маленькая девчонка.
Все, за исключением трех деталей: оплавленные дырочка на бутылках, треснувший браслет (о нем будет рассказано позже) и уход в запертую дверь. Эти сообщения подтвердить нечем. За тридцать лет накопления информации подобных свидетельских показаний не появилось. Сопоставить не с чем.
Но сопоставить все-таки можно. При одном условии: то искомое существо - тоже человек. Дикий, но человек, анатомически, физиологически - человек. И сравнивать, сопоставлять его можно тоже с человеком, другим ¾ гомо сапиенсом.
Колдуны народа коми, сообщает литература, сосредоточенной волей умели создавать призрачных зверей, чтобы сбить с толку чужих охотников. Якутский шаман Кычакан, сообщили его современники, однажды, когда власти пришли его арестовывать, появился одновременно в семи местах.
Но что касается дырочек в бутылочках, как бы проткнутых пальцем, треснувшего браслета... Тут мы встаем в тупик, оставляем вопрос открытым. Может быть, следующее поколение изыскателей разыщет аналоги этому явлению, сумеет его объяснить.
Сделаем дополнение к выступлению на семинаре художника Бурцева выдержками из письма В.А. Ходунова в Комиссию по изучению вопроса о "снежном человеке" от 23 ноября 1960 года.
...Еще выше с левой стороны Каратагской долины находится долина реки Парьен, в верхней части которой лежит довольно большое завальное озеро Парьен-куль. К этой долине и к этому озеру нас влек ряд имевшихся предварительных сообщений о "диком человеке". Прибыв на место, я убедился, что они правдоподобнее, нежели могло казаться раньше. Рассказывали, что семья "диких людей" - мужчина, женщина и маленькие - живут на озере Парьен, их называли даже "одами-оби", т.е. водяными людьми. Охотник Хикматулло из кишлака Каратаг рассказывал: охотясь летом 1958 года, он дремал ночью у костра на берегу этого озера и неожиданно увидел выходящего из воды "одами-оби"; Хикматулло настолько испугался, что не сумел дотянуться до ружья; "одами-оби" постоял-постоял по колено в воде и снова ушел в темноту, в озеро...
....Были замечены следы босой человеческой ноги, шедшие к воде, а от воды отходившие в другом направлении.
Другой случай произошел во время ночевки с 28 на 29 октября 1960 года, тоже на правобережье долины р. Парьен. Около 3 часов ночи В.А. Ходунов проснулся с чувством тревоги и разбудил А.И. Казакова. "И вдруг в этот момент мы услышали шаги. Животное, несомненно, прошло рядом с костром, так как под его тяжестью захрустели дрова, сложенные в полуметре от огня. Вслед за этим оно проследовало на каменную осыпь, где минуты полторы перекатывало камни, затем вновь направилось к самой палатке. Я бросился отстегивать вход, а оно, подойдя в это время к заднему углу, издало такой жуткий крик, какого мне никогда в жизни не приходилось слышать. Затем оно спустилось к реке и, видимо, ушло вверх по течению, так как минут через десять, когда я уже стоял на осыпи, разглядывая окрестности, освещенные луной, оно закричало далеко впереди, где-то у завала озера".
Еще дополнение, событие, которому нет пары - из ряда вон выходящее. Известно, что зимуют гоминоиды в своих глубоких теплых логовах. Но вот такое - необычное - сообщение о событии холодным зимним утром в Кабардино-Балкарии примерно в 1930 году.
Преподаватель Аргуданской школы Кузьменко записал показание жительницы аула Аргудан (Лескенский район, Кабардино-Балкария) Кушховой. Лет 30 назад, в этом самом ауле Аргудан, выйдя зимним холодным утром, подошла к находившейся неподалеку от сакли глубокой яме для отбросов. "Заглянув в яму, я вскрикнула от испуга. В яме на корточках сидела голая, вся заросшая густыми волосами женщина, на руках у нее был такой же волосатый маленький ребенок и женщина пыталась завернуть его в обрывок грязной тряпки, выброшенной в яму" Решив, что это шайтан, Кушкова, чтобы откупиться от него, бросила волосатой женщине старое одеяло. Волосатая женщина, прижав своего ребенка, убежала большими прыжками.
(Архив Комиссии по изучению вопроса о снежном человеке)
Можно только примыслить, вообразить объяснение этому горькому эпизоду с бездомной матерью на основании следующих выдержек из отчета о рекогносцировочной поездке профессора А.А. Машковцева в Кабардино-Балкарию летом 1960 года. Может быть, некий недобрый человек, во избежание позора, прогнал бедняжку с приплодом из теплого свинарника, коровника или конюшни...
"...в старину алмасты встречались чаще, были случаи, что их приручали и они по несколько лет жили в кабардинских семьях, выполняя самые несложные работы. Были, якобы, случаи половой связи алмасты и человека".
(Из отчета о рекогносцировочной поездке профессора А.А. Машковцева в Кабардино-Балкарию летом 1960 г.)
Что касается алмасты, живущих на равнине Кабарды, то А.А. Машковцев делает предположение, что это особи преимущественно женского пола, в особенности имеющие детенышей или беременные. В поисках необхолимых жизненных условий они принуждены делать попытки жаться к людям - становиться нахлебниками, воруют в садах овощи фрукты, поедают отбросы, в полях питаются кукурузой, арбузами, ягодами терновника и т.п. Поскольку детеныши алмасты очень похожи на человеческих детей, может быть, материнское чувство женщин издревле, с далеких языческих времен побуждало их, в свою очередь, к жалости, к контактам с этими дикими существами.
(А.А. Машковцев, Поездка в Кабадино-Балкарию 1960 г., рукопись)
В Монголии записан рассказ о том, как отлучившаяся из юрты мать застала голую женщину с телом, покрытым редкими рыжеватыми волосами, сидевшую возле ее младенца и совавшую ему в рот одну из своих длинных грудей.
(Архив Комиссии по изучению вопроса о снежном человеке)