В мире коллекционеров,как и в любом виде деятельности, есть масса самых направлений и тем. Однако есть достаточно редкие и уникальные вещи, находящиеся на стыке искусства и технических достижений человечества. К ним относятся и маскоты – искусно и не очень выполненные фигурки, которые в ХХ веке было принято ставить на капоты автомобилей.
Ох уж эта Франция!
Абсолютное большинство накапотных фигурок придумали французские мастера. Если перечислять авторов только из прославленной когорты, то потребуется отдельная статья – Пайен, Биккерель, Базин и пр. Ведь «архитектурные излишества», как иногда называли маскоты практичные немцы, были у соплеменников Д´Артаньяна буквально в крови: вспомним хотя бы роскошные балы, которые поражали всю Европу, и парадные замки с декоративно загруженными интерьерами,зачастую бесполезными башенками, зубцами и другими элементами.
Негритенок. Одним из наиболее удачливых «застрельщиков»в производстве рекламных маскотов начала ХХ века оказалась компания Oleo Magneto. Причем производила не сами автомобили, а электроприборы для авто и свечи зажигания. Тем не менее,голова бронзового негритосика, который и был талисманом Oleo, с весьма большим энтузиазмом приветствовалась на передней части французских машин. Причем помимо эстетической функции, фигурка имела еще и практическую: когда радиатор перегревался, то из ноздрей улыбающегося человечка валил пар.
Бибедум компании «Мишлен». Это наиболее широко известный французский маскот, изображавший человечка, составленного из автомобильных покрышек. А поскольку первый протектор на шинах появился только в 1911 году, то авторы брендового маскота не смогли успеть за таким новшеством. То есть фигурка состоит из «лысых» кругов. И кажется, что это не шины, а камеры для велосипедов или мотоциклов.
Прочие «поделки». Среди других французских маскотов чего только не найдешь! Буйство фантазии мастеров воплотилось в летящем журавле, печальном амуре, индейце с копьем, Диане-охотнице и таксе, стоящей на задних лапах и т. д. И неважно, популярным или нет был маскот – для его производства всегда использовался исключительно качественный и дорогой металл.
Чопорно-художественная Англия
У англичан не было особой приверженности к высокохудожественным аксессуарам для авто. Поэтому очень часто дело ограничивалось недорогими радиаторными орнаментами. И все-таки как не припомнить самые запомнившиеся брендовые маскоты британцев:
крылатая буква «В», принадлежащая марке «Бентли»
«Ягуар» автопроизводителя с аналогичным называнием
«Лыжница» малоизвестных моделей компании Riley
«Романтическая леди», эмблема бренда «Rolls-Royce» и пр.
И если уж на британских островах делали полноценные маскоты, то, подобно французам, использовали бронзу и напыление из хрома или серебра.
Скупая Америка
За Атлантикой с ее мешаниной самых разных культурных традиций к накапотным фигуркам относились исключительно как к рекламе. Поэтому даже марка Pontiac, принадлежавшая всемогущей General Motors, для производства своего маскота в виде индейца с головным убором и тремя перьями использовала низкосортный цинковый сплав.Да и на финишное покрытие понтиаковцы особо не тратились, отделываясь банальным меднением. Именно поэтому оригинальные фигурки для автомобилей с тиснением «Made in USA» дошли до наших времен окисленными и потрескавшимися.
Хочешь стать коллекционером – учись
Чтобы коллекционировать маскоты мировых автобрендов, мало иметь одно желание и деньги. Нужно знать историю стран, ее культурные традиции, как развивался модельный ряд производителей машин и т. д. Все это поможет избежать покупки подделок.Придется покататься по Европе, а то и «заглянуть» в Америку. Поэтому и знание иностранного языка – тоже в помощь. Тем более, что массу проверенной информации можно почерпнуть из зарубежных каталогов.
Что касается поиска маскотов на расплодившихся маркетплейсах, то здесь следует быть очень осторожным: как дистанционно проверить, не новодел ли предлагается? А если ошибиться, то попробуй потом востребовать потраченные кровные из-за далекого «бугра»…