Найти в Дзене
Критика ПОЛИТИКИ

Обман как способ существования этого мира

Обман из инструмента управления и достижения целей давно превратился в способ существования этого мира. Произошла эта трансформация многие тысячелетия назад, и с тех пор мало что поменялось.

Были небольшие исключения из общего правила. Например, родившиеся в Советском Союзе помнят, что в те времена людей с детства пытались приучать к светлому и доброму, говорили, что обманывать нехорошо, что надо быть честным. Однако в целом даже та система далеко не отличалась правдивостью. При всём величии и красоте лозунгов с обмана она началась, обманом и закончилась.

Обман в современном мире получил сотни красивых маскирующих названий: дезинформация, полуправда, реклама, PR и множество других.

Придуманы сотни причин, оправдывающих обман: ложь во спасение, им не надо знать, государственная тайна (кроме тех случаев, когда это действительно гостайна, а не прикрытие делишек), коммерческая тайна (это всё мое, а кто собственник – не скажем, ибо тайна), псевдокоммерческая тайна (ешьте этот красный огурец, но состав из чего он сделан мы вам не скажем – это тайна), хотели как лучше, я не думал, я не знал и т.д. и т.п.

Типичный способ обмана – сообщение полуправды. Вам говорят и показывают: «Это столб». На самом деле, это нога слона. Просто вам показали лишь кусочек реальности.

Одно из наиболее опасных обоснований обмана: «Это для вашего же блага». Как только вы такое слышите, скорее всего, надо бежать. Вероятность того, что в мире прибыли и наживы (мире капитализма) кто-то хочет вас облагодетельствовать, стремится к нулю. Скорее всего, вас собираются обмануть, а то и вовсе оптимизировать. Как правило, этим обоснованием пользуются мошенники на всех уровнях.

В целях повышения эффективности обмана в ход идут разные профессиональные штучки: подмена тезиса, забалтывание проблемы, рефрейминг, психологическое айкидо и т.д.

Например, вам говорят: «Апельсин полезен для здоровья, поэтому вам срочно надо купить… огурец. А лучше банан, два банана, лучше три банана».

Но огурец не станет апельсином, даже если его покрасить в оранжевый или фиолетовый цвет. Максимум, на что способна современная наука – это сделать генетически модифицированный огурец со вкусом апельсина. После чего сие «произведение» огурцом быть перестанет, но и в апельсин не превратится.

Рисунок автора
Рисунок автора

Тем не менее, как ни удивительно, но мир настолько прекрасен и разнообразен, что всегда найдутся 30 – 40% людей, которые на основании полезности апельсина побегут покупать огурец, если им скажут об этом по телевизору. У них просто не предусмотрено проведение соответствующей логической операции, даже попытки установить отсутствие связи между первым и вторым не будет. На этом основана мощь и эффективность рекламы. Хотите жить долго и счастливо? Покупайте нашу… жидкость для головы, крем для век, йогурт для живота, пылесос для ковра. Видите вот эту молодую, счастливую, улыбающуюся тетю на фоне моря? Это потому, что у неё есть пылесос и жидкость нашей фирмы. И это работает! Берут кредиты и покупают.

Честно говоря, очень странно, на мой личный взгляд, выглядит существование людей, которые по-прежнему верят телевизору, верят пропаганде, верят в полезность огурца как апельсина. Но таков мир, в котором мы живём. На этом он держится. Учёные-нейрофизиологи, исследующие человеческий мозг, говорят, что по последним данным у определённой части людей химические реакции в мозге протекают по-другому, и нейронные связи работают по-другому, не позволяя выполнять аналитические операции. Просто в данной конструкции это не предусмотрено. Если это так, то проблема вечная. Её просто надо признать и принять.

Возможно, именно поэтому наблюдается занятный парадокс. Казалось бы, с увеличением доли обмана и лживых сообщений в современном мире, количество людей, понимающих суть происходящего, должно увеличиваться. А оно уменьшается. Рост числа мошеннических колл-центров доказывает только одно – они по-прежнему приносят прибыль и немалую. А это означает, что есть огромное количество людей, которые, несмотря на все предупреждения, всё равно верят, что существует какой-то «безопасный счёт», верят, что мошенники хотят их спасти.

Поэтому хотелось бы напомнить: каждый живущий ныне человек должен понимать, что он живёт в мире обмана, как локального – тактического, так и глобального – стратегического. Требуется определённое количество знаний, наличие интеллекта и интуиции, чтобы распознать обман и найти способы ему не поддаваться.

Во многих случаях распознать обман вполне возможно. Для этого надо ответить себе на несколько вопросов:

  • Кому выгодно?
  • Насколько однобока информация по данной теме?
  • Что говорят люди, которые этим уже воспользовались?
  • Есть ли признаки принуждения и подгоняют ли по срокам? (типа: срочно пройдите к банкомату, остались последние три огурца, кто не купит – тот …)
  • На кого ляжет ответственность в результате совершения предлагаемого действия?

Скорость оптимизации нашего народа удручает. Скоро от нас останутся одни уехавшие. Причины происходящего мыслящим людям понятны. В корне большинства этих причин – обман. И если данная статья хоть кому-то поможет, автор будет счастлив.