Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Там, где учат летать самолеты

Оглавление

Сергей Павлович Елисеев

(1 декабря 2021 года локомотиву аэрокосмического научно-технического прогресса – ЦАГИ – исполняется 103 года)

В небольшой статье невозможно перечислить даже самые значительные достижения Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) за век его деятельности. То, как работал институт во второй половине 1930-х годов, в Великую Отечественную войну, в послевоенные и постсоветские годы, к сожалению, осталось за рамками этой статьи.

Главным организатором ЦАГИ был русский механик, основоположник гидро- и аэродинамики, профессор Николай Егорович Жуковский. В июле 1918 года он, выступая на Всероссийском авиационном съезде, предложил организовать в России научный авиационный центр. Делегаты съезда внесли в резолюцию поручение Н. Е. Жуковскому организовать центр авиационной науки и две «испытательные станции» – самолетов и моторов.

Жуковский и его единомышленники – ученый Сергей Алексеевич Чаплыгин, инженер Андрей Николаевич Туполев и другие – решили, что центральное научнопрактическое учреждение для авиации, включающей и гидроавиацию, следует назвать Центральным аэрогидродинамическим институтом, и принялись за составление проекта положения об институте. Так, впервые в истории создавался научно-исследовательский институт, в котором фундаментальная наука должна была не только исследовать перспективные направления развития отраслей техники, и в первую очередь авиации, но и давать рекомендации для решения текущих проблем этих отраслей.

Председатель Совета народных комиссаров В. И. Ленин увидел в проекте Жуковского основу будущего планового развития авиационной науки и техники и сразу поддержал идею о создании ЦАГИ. Большевистское правительство, взявшись за строительство социализма в нашей стране, выступало за четкую плановость в этой работе. Планирование должны были осуществлять центральные учреждения. ЦАГИ мог стать одним из них, соответствующий приказ о создании института был подписан 1 декабря 1918 года.

ЦАГИ начинал свою работу в составе семи отделов: общетеоретического, авиационного, ветряных двигателей, изучения и разработки конструкций, средств сообщения, приложения аэро и гидродинамики к сооружениям, научно-технической специализации по аэро- и гидродинамике.

По ходатайству Н. Е. Жуковского для работы института 2 декабря 1918 года был предоставлен дом № 21 на Вознесенской улице в Москве.

-2

ЦАГИ должен был работать на народное хозяйство, а заказов не поступало: в стране господствовала разруха, о существовании ЦАГИ почти никто не знал. 14 января 1919 года при обсуждении плана работы института на 1919 год Жуковский отметил, что необходимо «иметь от заинтересованных в работе Института учреждений определенные, хотя бы и мелочные вопросы для своевременного их разрешения».

Первыми откликнулись военные, а именно – Чусоснабарм (Чрезвычайный уполномоченный Совета Рабочей и Крестьянской обороны по снабжению Красной Армии и Флота). Ему потребовались аэросани нового типа. Вскоре проект таких аэросаней был представлен Алексеем Степановичем Кузиным. Комиссия ЦАГИ утвердила этот проект, но зима заканчивалась, и острая потребность в аэросанях отпала. Далее все делалось по поговорке: «Готовь сани летом, а телегу зимой». Через полгода, 3 июня, Коллегия ЦАГИ постановила «ввиду определившейся потребности в средствах сообщения по снежным дорогам в спешном порядке изготовить десять аэросаней к предстоящей зиме 1919 – 1920 гг.». Первая партия аэросаней прошла испытания в северных районах. Вторая партия саней была сдана Чусоснабарму в середине декабря 1919 года.

-3

17 марта 1921 года скончался Жуковский. 21 марта Президиум Высшего совета народного хозяйства присвоил ЦАГИ имя профессора Н. Е. Жуковского. Новым председателем Коллегии ЦАГИ был избран С. А. Чаплыгин.

В 1922 г. ЦАГИ пришел к выводу, что перспективным направлением в самолетостроении является строительство металлических самолетов. Легкого металла для этого в России тогда не было. Через испытания разных алюминиевых сплавов институт приступил к решению этой проблемы. Наиболее подходящим оказался отечественный кольчугалюминий. Туполев со своей группой приступил к конструированию первого металлического самолета, который совершил первый успешный полет 26 мая 1924 года под обозначением АНТ-2.

-4
-5

Главным сооружением ЦАГИ должна была стать аэродинамическая труба, так как надо было продувать конструкции частей летательных аппаратов (ЛА), их модели, а иногда – и сами ЛА. Этот метод позволял значительно сократить расходы при создании новых аппаратов и уменьшить риски первых испытательных полетов. Продувка не отвечала на все вопросы, возникавшие у конструкторов, так как при ее выполнении и регистрации параметров имели место погрешности, вызываемые турбулентностью потока воздуха, но мировая практика использования аэродинамических труб показала их незаменимость для предварительных испытаний ЛА.

В декабре 1924 года в ЦАГИ начала функционировать первая аэродинамическая труба, а 31 декабря 1925 года в институте запустили самую большую в мире аэродинамическую трубу под обозначением «ТI–Т-II». Позднее построили вертикальную («штопорную») трубу и другие специальные трубы. Еще через два года было завершено строительство опытного бассейна по проекту, разработанному А. Н. Туполевым, а в апреле 1930 года был введен в эксплуатацию и гидроканал.

29 июля 1930 года ЦАГИ подчинили Народному Комиссариату по военным и морским делам СССР. Авторитет ЦАГИ значительно возрос в связи с разработкой его сотрудниками М. В. Келдышем и Е. П. Гроссманом теории по предотвращению Первое здание ЦАГИ флаттера ЛА. Рекомедации ЦАГИ по флаттеру помогли сохранить жизнь многим испытателям, экипажам и пассажирам воздушных судов.

Институту с его трубами и гидроканалом становилось тесно в строящейся Москве, и 20 мая 1931 года было решено начать строительство нового ЦАГИ в Подмосковье, недалеко от железнодорожной станции Отдых. Рядом с сооружениями ЦАГИ быстро вырос город Жуковский. В настоящее время на базе ЦАГИ каждые два года при огромном числе посетителей проходит Международный аэрокосмический салон МАКС.

23 декабря 1933 года на заседании ЦАГИ в связи с 15-летием института Г. К. Орджоникидзе сказал: «Наша авиационная промышленность имеет неоспоримые огромные достижения. В этих достижениях наш сегодняшний юбиляр ЦАГИ играет решающую роль. Несколько лет назад наша авиационная промышленность целиком зависела от заграничной техники. Мы не имели моторов и самолетов своей конструкции. Теперь дело в корне изменилось. Мы имеем первоклассные моторы и самолеты своей, советской конструкции. Мы имеем мощную авиационную промышленность. Особая заслуга ЦАГИ заключается в том, что он не отгородился от заводов, от промышленности. Напротив, он тесно с ними связан и совместно с ними реализует плоды своих теоретических работ. Праздник ЦАГИ – праздник всей советской технической мысли. (…) Приветствуя ЦАГИ, я приветствую его вдохновителей и руководителей – товарищей Туполева и Чаплыгина и в их лице всю советскую интеллигенцию».

В марте 1931 года будущий конструктор ракетно-космической техники Сергей Павлович Королев начал работать в ЦАГИ старшим инженером по летным испытаниям. Так ЦАГИ стал приобщаться к ракетно-космической науке.

Потребовались десятилетия упорного труда, чтобы создать в ЦАГИ экспериментальную и производственную базу, сформировать научный коллектив и отработать методологию совмещения научных исследований с практикой конструирования самолетов и другой новой техники.

В заключение отметим, что в настоящее время ЦАГИ входит в Национальный исследовательский центр «Институт имени Н. Е. Жуковского» – крупнейшую государственную научную организацию авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации.

-6

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Сергей Елисеев | Литературный салон "Авиатор" | Дзен