Найти в Дзене
Вечный студент

310 лет со дня рождения русского путешественника Степана Крашенинникова



Судьба одарила его редким счастьем родиться в петровскую эпоху — 11 ноября 1711 года. Нумерологи, что вы скажете о такой дате рождения? 11.11.1711 !!! Век был ему отпущен недолог, всего лишь 44 года. Но прожил он их необыкновенно — по-петровски.

Почему это было таким счастьем — родиться в начале 18 века?

Удивительным образом ноябрь 1711 года дал миру еще одного великого ученого, историю которого знаем мы со школьной скамьи. Михаилу Ломоносову, сыну холмогорского рыбака, пришлось пешком идти в Москву, чтобы стать великим ученым, и долго-долго завоевывать себе право учиться.

Сыну солдата Преображенского полка Степану Крашенинникову повезло больше, жил он в Москве. И, видимо, имел возможность выучиться грамоте где-нибудь при церкви. Способности при этом он проявил такие, что был в 13 лет отобран по царскому приказу в числе некоторых других подающих надежды простолюдинов для обучения в Славяно-греко-латинскую академию.

Это учебное заведение, созданное еще до Петра, в петровскую эпоху было переорганизовано на совершенно новых для России принципах и к середине 18 века было уже известным в Европе. Созданное когда-то исключительно как духовное образовательное учреждение, оно стало настоящим университетом. Не случайно вышли оттуда энциклопедисты Михаил Ломоносов и Степан Крашенинников.

Чему мог обучаться в Академии тринадцатилетний солдатский сын Степан?

Обучение длилось 12 лет. Учащиеся должны были пройти последовательно 8 школ курсов.

Первые четыре школы составляли начальный курс обучения. Он был похож на наш курс средней школы — все и обо всем!

Русская грамота, старославянский язык, латынь, начальная математика, история, география. По-видимому, преподавался и рисунок. Это было обязательным умением каждого культурного человека, поскольку фотоаппаратов не было.

По-видимому, изучались и европейские языки, потому что преподавали в Академии приглашенные немцы-профессора и лекции свои читали по-немецки.

Две школы, пиитика и риторика, были уже следующей ступенью, средней.

А философия и богословие были высшими школами Академии. До этих высших школ добирались немногие. Уходили и после начальных курсов обучения, и после средних. Уходили в другие учебные заведения: в инженерные школы, в медицинские, в духовные семинарии.

Читать далее
http://olgaveiga.ru/ctudent_ctepan_krasheninnikov/