Найти тему

Воспоминания о бабушке(продолжение)

У бабушки нашей семеро детей, поэтому я очень богата на двоюродных сестер и братьев.

Рассказ сестры: "Привезла бабушку в гости к себе в город.И. Днем я на работе, а бабушка возится с правнучкой. В один из дней решили с сестрами сходить в фотосалон, сфотографироваться на память с бабушкой. Прибежала после работы домой, приодела дочку и почти бегом понеслись в салон, чтобы успеть до его закрытия. Прибегаем, запыхавшись, фотограф ,улыбаясь, спрашивает у бабушки : "Что, бабушка, устала?" . И слышу в ответ: "Мал , мал устал, сынок". Сказать что мы были удивлены, это ничего не сказать, мы в шоке просто." Уважаемые читатели, поясняю ситуацию - бабушка родилась и прожила всю жизнь в деревне, в башкирской деревне. Родила и воспитала семерых детей, хозяйство большое, и она редко бывала в городе, у детей или внуков в гостях, где всегда с ней общались на башкирском языке. Я сама очень редко слышала от нее слова на русском языке. Поэтому я понимаю шок сестер - бабушка не только поняла вопрос фотографа, но и ответила ему , хоть и на ломаном, русском языке. И тут я вспоминаю про двоюродного брата - рыбака - он ведь тоже вырос в городе, по башкирски - ни бельмеса не знает, с бабушкой общался на русском языке, а бабушка с ним - на башкирском, и ведь понимали друг друга! (к случаю вспомнился фильм "Особенности русской охоты" с Кузьмичем и финном, как они спорили каждый на своем языке).

Вот она, та самая фотография -бабушка с внучками и правнучкой! Фото любезно предоставлено племянницей - маленькой девочкой в центре фото.
Вот она, та самая фотография -бабушка с внучками и правнучкой! Фото любезно предоставлено племянницей - маленькой девочкой в центре фото.

В продолжение истории с языками вспоминаю уже я. Так получилось, что я после школы поступила в авиационный институт, будущая профессия инженер - авиастроитель не оставляла никаких шансов на возвращение в деревню (для молодого поколения поясняю - после окончания любого ВУЗ-а в советское время было обязательное распределение на работу в предприятия по всей нашей великой Родине); брат тоже уже прочно осел в городе и мама наша решила тоже переехать в город. Купили небольшую квартиру в деревянном доме на два хозяина, и зажили мы всей семьей в столице Башкирии - Уфе. Приехала бабушка к нам в гости. Прибегаю как то после института домой - дом пустой, мама с братом на работе, а где бабушка? Она никогда одна на улицу не выходила, никого в округе не знает. Я в панике! Пока соображала что делать, куда бежать, слышу за стеной , в соседней квартире, голоса - хозяйки , русской бабушки и .... нашей бабушки. Припадаю всеми двумя ушами к стене, точно , бабушкин голос. Прихожу к соседке - сидят две бабули чаевничают и мирно беседуют - одна на русском говорит, другая - на башкирском. Я потом у бабушки спрашиваю "Ты действительно ее понимаешь, ты же русский язык не знаешь?" . Она с улыбкой отвечает "Не знаю как, но мы очень хорошо друг друга поняли".

Вот так вот малограмотная бабушка преподала нам еще один жизненный урок - если хочешь общаться с кем то, то можно общаться и не зная языка твоего собеседника, надо общаться душой , а не только обмениваться словами . Спасибо тебе, моя милая, моя великая дочь своего башкирского народа - Гумерова Шагура Мухаметьяновна!