Роковой дуэт
Хотя Гитлер и Муссолини вошли в историю одной неразрывной фашистской парочкой, их личные (и политические) отношения отнюдь нельзя назвать безоблачными. При этом весьма драматично смотрится именно судьба Муссолини, который умудрился пройти витиеватый путь от высокомерного наставника Гитлера до его же безвольной марионетки, которая фактически доживала последние дни на вилле под домашним арестом и под пристальным контролем эсэсовцев.
При этом факт остается фактом: на протяжении многих лет именно Гитлер был главным инициатором этой затратной (для немцев) дружбы. Он до конца сохранил дуче своеобразную верность, даже когда тот фактически "опустился".
А ведь у него было много поводов "по-настоящему" обижаться на дуче...
Когда Муссолини пришел к власти в Италии в 20-х гг., Гитлер был мало кому известным экстремистом местечкового масштаба из мюнхенской пивной. Известен случай, когда он, вдохновленный фашистским "походом на Рим", попросил через администрацию Муссолини фото дуче с автографом. А тот грубо велел передать ("в какой угодно форме") надоедливому молодому человеку, что у него нет времени заниматься такой чепухой.
Их первая встреча, состоявшаяся 18 апреля 1933 году в Венеции, тоже не прошла гладко. Несмотря на восхищенное отношение Гитлера к дуче, тот весьма прохладно отозвался о немецком госте.
А через год, когда австрийские национал-социалисты убьют личного друга Муссолини — канцлера Дольфуса, дуче взорвется и в сердцах скажет Чиано:
Этот назойливый человек — этот Гитлер — существо свирепое и жестокое. Он заставляет вспомнить Атиллу. Германия так и осталась со времён Тацита страной варваров. Она — извечный враг Рима. Европейская цивилизация будет разрушена, если позволить этой стране убийц завладеть нашим континентом...
Сейчас уже трудно поверить, что в 1934 году Италия даже выдвинула несколько дивизий в сторону Германии, как бы показывая, что Австрию трогать нельзя. И Гитлер... отступил.
Удовлетворенный этим, Муссолини выступит перед прессой и скажет такие слова:
Германский канцлер не раз давал обещание уважать независимость Австрии. Но события последних дней со всей очевидностью показали, намерен ли Гитлер соблюдать свои права перед Европой. Нельзя подходить с обычными моральными мерками к человеку, который с таким цинизмом попирает элементарные законы порядочности...
Но пройдет всего 3 года и в 1937 году Муссолини скажет в Берлине такие слова:
Итальянский фашизм обрёл наконец друга, и он пойдёт со своим другом до конца...
Что же произошло? Почему так резко повернул дуче?
Политика. Банальная политика...
Когда Муссолини начал строительство "нео-Римской империи", захватывая в Африке колонии и надеясь на благоразумие и поддержку Англии и Франции (которые сами были крупными колониальными державами), в ответ он получил лишь жесткие порицания и санкции.
И только Гитлер полностью одобрил и поддержал его...
А потом дуче по его приглашению приехал в Германию. И был ошеломлен.
Гитлер развернул перед гостем грандиозные многодневные парадные шествия, сопровождавшиеся ликующим людским потоком и парадами недавно созданного вермахта. Мощь Германии вкупе с лестью Гитлера произвели на дуче неизгладимое впечатление. Так Гитлер стал "другом"...
Хотя, читая дневники Чиано, понимаешь, что никаким другом он не был. Итальянцы отлично все понимали и очень опасались Германии. Сам дуче не раз говорил Чиано, что, дескать, хотя мы и помогаем Германии, но не сильно заинтересованы в ее окончательной победе, ибо сами висим на волоске перед ее пастью. И как только этот крокодил поест всех остальных, он обязательно примется за нас.
Вообще, я абсолютно убежден, что если бы Англия и Франция не сильно давили на Муссолини с захватом африканских колоний, тот бы никогда не качнулся к Германии. Достаточно почитать дневник Чиано, чтобы понять это. Еще осенью и зимой 1939-40 гг. Муссолини совершенно прямо говорил зятю, что ему тошнит от побед Германии. Через него же дуче сливал в посольства Бельгии и Голландии информацию о подготовке Германии к наступлению на Западе и о том, что она не будет считаться с их нейтралитетом во время войны с Францией и Англией.
А потом Гитлер неожиданно одним махом разгромил всю Западную Европу.
И Муссолини задушила жаба...
Он испугался опоздать к разделу европейского пирога, а потому поспешил вступить в июне 1940 г. во Вторую мировую войну. Когда его же соратники попытались отговорить от этого опрометчивого шага, дуче сказал цинично:
Я уверяю вас, что в сентябре все кончится. Мне нужно несколько тысяч трупов, чтобы как участнику войны сесть за стол переговоров...
Это стало самой большой ошибкой Муссолини...
Абсолютно не рассчитав обстановку и свои силы, он поспешил вступить в якобы заканчивавшийся конфликт, который, на самом-то деле, только-только начинался. Уже тогда на горизонте замаячил его финал на миланской площади Пьяццо-Лорето...
Во всем этом удивительно поведение самого Гитлера. Он терпеливо сносил все выходки и наставления дуче, и даже на пике могущества, когда Муссолини, наоборот, потерял все, всячески поддерживал его. Он спас ему жизнь, вытащив из-под ареста. И даже в самые тяжелые дни всячески демонстрировал ему почет и уважение.
Он так и не узнал, что Муссолини за спиной уже не единожды предал его.
Предсказание Гитлера
А сейчас приложу к этому тексту весьма интересную переписку, которая состоялась в самые первые дни германо-польской войны сентября 1939 г. Как вы, наверняка, знаете, в самый последний момент перед нападением Германии на Польшу, Муссолини испугался и неожиданно отказался вступать в войну, о чем и уведомил Гитлера. Он сетовал на неготовность Италии в материально-техническом плане, хотя на самом деле банально испугался. Это стало полной неожиданностью для фюрера и он вынужден был нажать на "стоп-кран", чтобы на несколько дней отложить начало войны.
И состоялась эта переписка, в которой Гитлер попросил Муссолини хотя бы сделать вид (для мира), будто он таки вступит в войну, чтобы этим блефом на время сковать англо-французские войска. А потом, писал Гитлер, я в конце осени всеми своими освободившимися силами обрушусь на запад и, дескать, сам справлюсь.
Муссолини вроде как согласился, но все равно попытался остановить Гитлера, предлагая посредничество и прочие фишки, искушая фюрера новым "Мюнхеном". Как писал Муссолини, в противном случае, "война станет скорее всего мировой, и чрезвычайно длительной".
Что интересно в этой переписке?
В первую очередь, запредельный фанатизм Гитлера в стремлении развязать мировую войну. Он фактически прямо пишет — я фанатик, начинаю борьбу не на жизнь, а на смерть, и вообще, моя судьба не играет никакой роли (намекая на свою отмороженность). То есть, из этого письма хорошо видно, что Гитлер отчетливо понимал что он делает, и что из этого всего может получиться. С той лишь разницей, что он, конечно, рассчитывал на победу.
Во-вторых, интересен страх Муссолини: он действительно точно описал последствия этого гитлеровского шага. Аккуратно, деликатно, но он попытался остановить начало войны.
Ну и главное, насколько пророчески сам Гитлер накаркал дуче "общую судьбу". Германский диктатор отлично знал, что рано или поздно дуче затянет в водоворот развязываемых им событий. Не спасется никто.
И сразу начну уже с ответа-оправдания Гитлера, написанного в первые часы после нападения. Надеюсь вы понимаете, что здесь почти в каждой строчке ложь. Достаточно почитать, как Гитлер на полном серьезе ссылается Муссолини на провокации поляков, хотя знаменитый "Гляйвицский инцидент" организовали сами гестаповцы 31 августа по его же собственному приказу.
Муссолини как будто предчувствовал, когда говорил, что Гитлер у него ассоциируется с Аттилой...
Шифротелеграмма
Из Берлина
В Рим, в посольство
№440 от 1 сентября 1939 г.
Лично послу.
Передавать после получения других телеграмм.
Премьер-министру Италии Бенито Муссолини. Рим.
Последняя попытка Великобритании сыграть роль посредника также не удалась. Я еще раз выразил свою готовность решить польско-германскую проблему путем переговоров. Двое суток я напрасно ожидал визита представителя польского правительства. В то же время в Польше была объявлена всеобщая мобилизация и был совершен ряд других вопиющих актов терроризма. Только прошедшей ночью зафиксировано опять семь (?) случаев нарушения границы, три из них — грубые. В этих условиях, учитывая то, что я неоднократно призывал Польшу отказаться от проведения этих актов, мной было принято решение применить силу против силы. Я буду вести эту борьбу, несмотря ни на что со всем фанатизмом, на который способен немецкий народ и я лично. Особенно я хочу поблагодарить Вас за предложение быть посредником в улаживании этого конфликта. Однако я с самого начала не верил в подобную перспективу, так как польское правительство в любой момент могло бы разрешить вопрос, если бы оно имело на это хотя бы малейшее желание. Но оно препятствовало любым попыткам достичь взаимопонимания, которое, исходя из ситуации, означало уступки со стороны Польши. Как бы то ни было, но не Германия обокрала Польшу, а Польша — Германию, и наоборот — не поляки были угнетенной нацией в Германии, а немцы — в Польше. Поэтому я не хочу, чтобы Вы, дуче, взяли на себя эту рискованную функцию посредника, которая вследствие несговорчивой позиции польского правительства скорее всего будет бессмысленной.
Что бы ни случилось, национал-социалистская Германия позаботится о том, чтобы и на ее восточной границе воцарились мир и спокойствие, которые, к нашему удовлетворению, характеризуют ситуацию на других границах рейха.
Адольф Гитлер
Муссолини на это отвечает...
Шифротелеграмма
Отправлена из Берлина в 2.50 3.09.1939 г.
Получена в Риме в 3.00 3.09.1939 г.
Получена в посольстве Германии в Риме в 6.30. 3.09.1939 г.
№450 от 2 сентября 1939 г.
Руководителю ведомства или лицу, его замещающему, лично.
Сов. секретно. Расшифровывать лично.
Руководителю миссии для личного ознакомления.
Посол Италии в Германии по поручению Муссолини передал государственному секретарю в министерстве иностранных дел послание следующего содержания, предназначенное для фюрера, рейхсканцлера и министра иностранных дел:
«Итальянское правительство хотело бы указать на то, что еще не поздно принять предложение Франции, Великобритании и Польши о созыве конференции, если будут выполнены следующие условия (конечно, решение на этот счет должен принимать фюрер):
1. Перемирие, при котором армейские корпуса остаются на занятых на данный момент рубежах.
2. Созыв конференции в течение двух-трех суток.
3. Решение польско-германского спорного вопроса с предоставлением преимуществ Германии, что обусловлено сложившейся ситуацией. Особенно активно идею Муссолини в настоящее время поддерживает Франция.
Данциг уже стал немецким и Германия уже имеет гарантии, обеспечивающие выполнение большей части ее требований. Кроме того, Германия уже получила «моральное удовлетворение». В случае если предложение о созыве конференции будет принято, она могла бы достичь намеченных целей и одновременно способствовать предотвращению войны, которая, скорее всего, будет мировой и чрезвычайно длительной.
Дуче не хотел бы настаивать на том, чтобы все изложенное выше было немедленно доложено господину фон Риббентропу и фюреру, но его очень волнует эта проблема.
Конец послания.
Итальянскому послу было обещано представить ответ в середине дня 3 сентября.
Вёрманн
Закусивший удила Гитлер пророчески парировал...
Телеграмма отправлена из Берлина 3.09.1939 г. в 20.51, принята в посольстве Германии в Риме в 23.00.
Дуче, прежде всего хочу поблагодарить Вас за Ваше предложение о посредничестве. Я был бы готов принять его, но только при условии, что возникла бы возможность получения определенных гарантий успешного проведения конференции. Ведь германские войска уже двое суток в достаточно высоком темпе продвигаются в глубь территории Польши. Было бы невозможно с помощью дипломатических козней опять заставить нас забыть кровавые жертвы этих боев. Несмотря на это, я думаю, что можно было бы найти выход, если бы Англия с самого начала не стремилась всеми силами к войне. Я не отступил перед ее угрозами, так как я, дуче, уже не верю, что мир можно было бы сохранить в течение более чем ближайших полугода или, скажем, года. В этих условиях, несмотря ни на что, я считаю сегодняшнюю ситуацию в борьбе наиболее благоприятной. В настоящее время превосходство вермахта над польскими войсками во всех областях технической оснащенности так велико, что в ближайшем будущем польская армия будет разгромлена. Я сомневаюсь в том, что такого быстрого успеха можно будет достичь через один-два года. Ведь Англия и Франция вооружили бы своих союзников за этот период так, что германский вермахт больше не имел бы такого решающего технического превосходства. Я уверен, дуче, что борьба, которую я веду, не на жизнь, а на смерть. Моя личная судьба не играет при этом никакой роли. Но я уверен и в том, что долго нельзя уклоняться от этой борьбы и что необходимо, детально оценив ситуацию, выбрать такой момент борьбы, когда вероятность успеха будет наибольшей, а в этот успех, дуче, я свято верю. Как друг Вы заверили меня в том, что готовы в определенной мере оказывать помощь. Я уже искренне заранее Вам благодарен за это. Но я уверен также и в том, что, если мы и идем сейчас разными путями, то судьба в будущем несомненно свяжет нас. Если национал-социалистская Германия будет разгромлена западными демократиями, то и фашистскую Италию ждет тяжелая судьба. Я лично был всегда уверен в том, что будущее двух наших режимов будет общим, и я знаю, что Вы, дуче, думаете также. Что касается положения в Польше, то я хотел бы указать на то, что мы забыли обо всем второстепенном, ни один человек не занимается этим, а все наши действия определяются большими оперативными замыслами. Благодаря этому, польская армия, находящаяся в «данцигском коридоре», уже полностью окружена. Она либо будет уничтожена, либо сдастся. В остальном все операции проходят по плану. Суточный темп наступления войск выше всяких ожиданий. Несмотря на то что едва ли треть наших ВВС действует в Польше, мы имеем решающее превосходство в воздухе. По отношению к Западу я буду занимать оборонительную позицию. Первой жертвой станет Франция. Настанет час, и мы всей силой нации встанем против врага. Еще раз примите мою благодарность за Вашу поддержку, которую Вы оказывали мне раньше и в оказании которой я прошу Вас не отказывать мне и в будущем.
Адольф Гитлер
Пространно, но интересно...
Так легко и буднично развязываются мировые войны...